Мастер спорта по дзюдо, успешный бизнесмен, президент харьковского Центра этического отношения к животным, участник международных конференций, главный редактор журнала «Крик» и инициатор издания книг по правам животных, сопредседатель Российского вегетарианского общества, хозяин кошек, собак и пары симпатичных шимпанзе… Все это об Игоре Парфенове — личности в Харькове легендарной.
Шуша и Тони
Эти шимпанзе контрабандой были завезены моряками в Украину для продажи. Но за время путешествия в тесном ящике полугодовалые малыши стали «некондиционным товаром» — они погибали от дистрофии, авитаминоза и воспаления легких. Узнав об обезьянках, Игорь Викторович забрал их домой и по совету специалистов из Харьковского зоопарка вызвал на дом детского врача.
Сейчас Тони-мальчику и Шуше-девочке примерно по два с половиной года. Живут шимпанзе в просторном вольере возле дома, где есть деревья, канаты вместо лиан и любимые игрушки. Выделили им теплое помещение и в просторном доме хозяина.
Как известно, ДНК человека всего на два процента отличается от ДНК его ближайших родственников по эволюционному дереву. Глядя на то, как Тони моет пол, полощет и отжимает тряпку, ест ложкой, в это охотно веришь.
Человекообразным обезьянам грозит вымирание. Цивилизация вытесняет их из обычных мест проживания, их отлавливают также для цирков и зоопарков, медицинских экспериментов, для приготовления экзотических блюд и просто потехи ради. Чтобы поймать в природе одного детеныша, браконьерам зачастую приходится убивать взрослых членов стаи, которые защищают его изо всех сил.
Послушав историю Шуши и Тони, вы не удивитесь, узнав, что именно Игорь Парфенов организовал в Харькове Центр этического отношения к животным и стал его президентом.
Эта общественная некоммерческая организация существует всего четыре года, но ее деятельность уже известна в странах СНГ и Западной Европе. Цель объединившихся здесь единомышленников — открыть людям глаза на проблему негуманного отношения к животным. Именно об этом идет речь во время организованных центром масштабных акций, в телевизионных передачах и многочисленных встречах со школьниками и студентами. Поскольку современной отечественной литературы на эту тему нет, центр занимается также переводом западных изданий и бесплатно распространяет их в школах и вузах. Например, школы Дзержинского района Харькова получили 450 учебников, разработанных Британским Королевским обществом защиты животных. При помощи центра в Харьковском зооветеринарном институте впервые в Украине начали проводиться занятия по биоэтике по учебникам, предоставленным центром.
Но самым впечатляющим агитационным потенциалом обладает, на мой взгляд, уникальный для СНГ журнал «Крик». Речь идет о крике животных, убиваемых ради меха, мяса, ради забавы, спорта или просто из равнодушия. При чтении помещенных там материалов, а принадлежат они перу известнейших людей — Льву Толстому и Сергею Есенину, Фазилю Искандеру и Вольтеру, Бриджит Бардо и Полу Маккартни, Джеймсу Рейчелс и Питеру Сигеру, испытываешь настоящий культурологический шок. Ведь обычно мысли о том, что животные, как и мы, обладают способностью радоваться жизни, чувствовать и страдать, оттесняются нами на край сознания.
Не случайно первая попытка Парфенова продавать это издание через «Союзпечать» потерпел фиаско. Журнал был конфискован милицией «на основании негуманного отношения к животным» — из-за документальных фотоснимков, сделанных во время охоты и боя быков, на бойнях и зверофермах. Общество не хочет видеть шокирующую информацию о собственной жестокости. И хотя потом перед главным редактором извинились, Игорь решил журнал не продавать, а распространять среди желающих — для этого стоит только обратиться с соответствующей просьбой по адресу Украина, 310003, г. Харьков, а/я 10927. Сейчас «Крик», помещающий статьи на двух языках — русском и английском, — знают в восьмидесяти странах мира.
Все, что делает Игорь Парфенов как президент центра, он делает за деньги, зарабатываемые им как предпринимателем. Ни финансовой помощи Запада, ни пожертвований от наших граждан на счет не поступало. В проведении акций помогал благотворительный фонд АВЭК,
«Обществ защиты животных в странах СНГ становится все больше, — говорит Игорь. — В 1997 году в Пуще Водице проводился организованный западными коллегами конгресс по защите животных, куда съехались представители из разных стран СНГ. Но у нас в основном занимаются защитой бездомных кошек и собак, а все остальные животные выпадают из круга попечительства и интереса. Между тем защищать нужно все живое на Земле. Еще Пифагор говорил: «Пока люди будут убивать животных, люди будут убивать и друг друга». Уровень реальной обеспеченности прав человека непосредственно связан с обеспеченностью прав животных, здесь действует общий гуманный принцип защиты слабых, заботы о них и отсутствия дискриминации.
Недаром первое общество защиты животных появилось в Великобритании еще в девятнадцатом веке, причем находится оно под патронажем королевы. Чем богаче страна, чем развитее ее демократия, чем богаче ее граждане, тем больше возможности появляется у людей думать не только о собственном выживании, но и о своих ближних. Кстати, в царской России первое общество защиты животных было создано не намного позже, чем в Англии, но перестало функционировать с приходом большевиков».
Пока еще табу
В нашем обществе тема ответственности за «братьев наших меньших» вызывает некое отторжение. Не случайно Игорю Парфенову дали возможность открыто и полно высказать свои взгляды в телепередачах со знаковым названием «Табу». Одна из них была посвящена вегетарианству, а другая — охоте. В первой из них главным оппонентом Игоря Парфенова был известный в Украине философ.
«После передачи я понял, как малообразованны у нас люди в этом отношении, — делится впечатлением Игорь. — Философ, ученый вышел защищать тех, кто проливает кровь себе подобных живых существ, высших млекопитающих. Я не идеалист и знаю, что человек за тысячи лет своей истории привык есть мясо. Но на нынешней ступени развития он должен хотя бы осознать, что убивать животных негуманно, что мясу есть альтернатива, а не защищать перед миллионами телезрителей право на убийство.
Конечно, за всю свою жизнь я не смогу сделать всех людей вегетарианцами. Моя главная задача — побудить их сделать хотя бы маленький шаг к пониманию проблемы прав живых существ. Ведь сейчас действует некий двойной стандарт — мы говорим о жестокости по отношению к животным только в том случае, если эта жестокость не приносит выгоды. Убить собаку — жестоко, а теленка — уже нет. Между тем в мире есть народы, которые традиционно, по религиозным соображениям, являются вегетарианцами. Например, миллионы людей в Индии. Но есть и Англия, где по этическим соображениям за последние годы стали вегетарианцами 10% населения!
Я мастер спорта по дзюдо и знаю, что есть немало спортсменов-вегетарианцев, в том числе олимпийские чемпионы. Да, мясо было включено в пищевую цепь не одно тысячелетие, но во все времена были люди, которые старались жить, оценивая свои деяния со стороны морали и добра. И практически все они становились вегетарианцами — Будда, Пифагор, Платон, Эпикур, Сенека, Иоанн Златоуст, Ньютон, Вольтер, Руссо, Байрон, Репин, Толстой, Есенин…»
«Все начинается с детства, с осознания того, что животные — такие же чувствующие существа, как и ты сам, — считает Игорь. — Я жил в деревне и, сколько помню, всегда спасал раненых, голодных, замерзающих собак, кошек, птиц. Потом мне попался американский документальный фильм «Любить или убить?» об отношении человека и животных, и тогда я уже сознательно стал искать литературу, связанную с защитой и правами животных. Так мне попала в руки редкая статья Льва Толстого «Первая ступень», о которой знают даже не все специалисты. Я считаю, что это своего рода библия для защитников животных. Большую помощь с литературой и видеоматериалами оказали нам западные организации, включая Британское Королевское общество защиты животных, Общество Бриджит Бардо и другие».
Центр принимает постоянное участие во всевозможных международных форумах. Недавно Игорь Парфенов вернулся из Лондона со Всемирного конгресса по защите животных, самого крупного по этой проблематике за всю историю человечества. Более пятисот участников — писатели, политики, философы, психологи, ветеринары, ученые, общественные деятели — представляли восемьдесят стран со всего земного шара. Было и несколько представителей СНГ. Речь шла обо всем, что связано с защитой животных: кровавых зрелищах типа корриды, содержании сельскохозяйственных животных, домашних и беспризорных животных, медицинских экспериментах, содержании в зоопарках и цирках.
Политические дивиденды на этом не заработаешь…
Нет пророка в своем отечестве. Последняя акция центра была, как всегда, совершенно мирной. Молодежь вышла на площадь с плакатами «Нет — убийству животных», «Трупы нужно хоронить, а не есть», «Мех — одежда пещерного человека», «Если бы на мясокомбинате были стеклянные стены, все бы стали вегетарианцами». Тем не менее у части прохожих это вызвало резко отрицательную реакцию.
«Сразу после акции ее организаторы во главе с Игорем Парфеновым пойдут есть ветчину», — язвили одни. «Без шашлыка и в желудке, и в голове пусто», — выдвигали контрлозунги другие. «Все это затеяно только ради политических дивидендов», — были уверены третьи. Последняя версия звучит совершенно экзотично: в нашей стране политические дивиденды на вегетарианстве явно не заработаешь, скорее, потеряешь.
Чтобы пропагандировать права животных, нынче нужно иметь силу духа. Во время подготовки этого материала я тоже столкнулась с негативной реакцией знакомых. Как объяснил мне один психолог, против этих идей единым фронтом выступают сразу три установки: «Мясо — значит выживание, «Я сам нуждаюсь в защите» и «Защита животных не дает выгоды». В самом деле, что дает привязанность Тони и Шуши их хозяину? С точки зрения рыночных отношений — ничего, кроме забот и траты денег. Нерыночная это любовь.
«Я не Дон Кихот, — говорит Игорь. — Понимаю, что многое не изменю, не спасу все живое, но стремиться должен. Если моя деятельность поможет спасти от смерти или мучений хотя бы нескольких животных, это уже хорошо. Плоды нашего труда уже видны. Об этом начали хотя бы говорить, писать. О моем журнале знают школьники. «Ни один человек не бывает безгрешным, но стремиться подниматься по лестнице чистой совести должен каждый» — это сказал Лев Толстой».