В семье потомственных франкфуртских раввинов, где царил дух ортодоксального иудаизма, 23 марта 1900 года родился мальчик, которому было суждено стать одним из корифеев психоанализа. Эрих Фромм с юмором вспоминал, что один его прадед, ревностный иудей, днями изучал Талмуд в своей лавке, которая едва давала средства к существованию, но когда в магазин заходил случайный покупатель, он вежливо направлял его в соседний, а сам вновь углублялся в Писание. Изучал психологию, философию, социологию в университетах Гейдельберга, Мюнхена, Франкфурта, где слушал лекции Макса Вебера, Генриха Риккерта, Карла Ясперса… В 22 года получил степень доктора философии; в 1930 году окончил Институт психоанализа в Берлине и стал практикующим аналитиком.
Психоанализ обычно сводят к обывательской болтовне об эдиповом комплексе, сексе… Главное совсем в другом: Зигмунд Фрейд опроверг иллюзию о том, что людьми руководит только сознание; он доказал, что ими движет огромный массив бессознательного; он ошибочно считал психическую энергию (либидо) исключительно сексуальной, а её подавление считал причиной невроза… Именно Фромм очистил психоанализ от избытка «сексуализма». Он справедливо считал, что либидо имеет характер общей жизненной энергии, невроз возникает у ребёнка при встрече с враждебным миром, а у взрослого социум вызывает чувства изоляции и бессилия, что углубляет невротическую тревожность.
Следуя идеям Иоганна Якоба Бахофена, Фромм считал, что социальная динамика определяется столкновением заложенных в психике принципов матриархата и патриархата. Патриархат — рацио, наука и техника, государство, закон, подавление; все это ведёт к авторитаризму, например, тоталитариям ХХ века. Матриархат — равенство, прощение и сострадание. Вопреки Фрейду, фиксацию на матери (эдипов комплекс) Фромм объясняет несексуальными мотивами — желанием вернуться под защиту, отгородиться от враждебного мира; но это тормозит развитие, ведёт к регрессу и инфантильности, например, в разрекламированном «обществе потребления».
Фромм дал интересные трактовки Святого Писания. Людей порабощают ложные идолы — деньги, слава, власть. Раскол сознания медицина называет «шизофренией» — люди не могут постичь единого Бога, который правит многообразием Мира. Еврейское слово «шалом», т.е. «мир», можно перевести как «полнота, целостность». Чтобы постичь всеединство и обрести Мир, нужно «спасение» — преодоление отчуждения и раскола сознания, познание Бога и Закона Его.
Идею коммунизма Фромм считал светской религией. Как и библейские пророки, Маркс считал, что люди должны освободиться от социальной рутины для познания и преобразования мира. По Марксу, сформированные социумом «страсти» противоречат истинной сути людей. Фромм говорил о «патологии нормальности» — принятая в обществе «норма» есть патология с точки зрения высшей сути человека.
Общество удерживают не только власть и эгоизм, но и система эмоций. Обострение противоречий ломает эмоциональные связи. Высвободившаяся психоэнергия взрывает общество. По Марксу, под влиянием идей гуманизма это ведёт к прогрессу. По Фромму же, революции ведут к катастрофам, ибо «прекрасные идеи» влияют лишь на поверхностное сознание, а людьми часто движут глубокие бессознательные деструктивные порывы.
Работая во Франкфуртском институте социальных исследований, Фромм пытался объяснить социологам элементарные вещи: полученное путём опроса «общественное мнение» сравнительно маловажно и им легко манипулировать; индивид думает примерно то же, что и другие; обществом движут не столько поверхностные мысли, сколько более глубокие эмоции; огромный недостаток «выборной демократии» в том, что выборы (тот же опрос!) определяют лишь поверхностное мнение. В 1930 г. парламентские выборы показали, что лишь 18% немцев голосовали за партию Гитлера. Фромм же пришёл к выводу, что у 75% немцев — соглашательский характер и они не будут противостоять фашизму. Ему не поверили… В 1933 г. институт «эмигрировал» в США — в его составе было много евреев. В 1941 г. в США Фромм издал знаменитую книгу «Бегство от свободы», в которой проследил путь Запада от Реформации до фашизма и общества потребления.
С 1949 г. он был профессором в университете Мехико. Выступал против ядерного оружия и войны во Вьетнаме, предложил идею «гуманистического социализма», вступил в социал-демократическую федерацию США, но покинул её, поняв, что это обычная «контора». В 1962 г. Фромм посетил СССР и заявил, что наш «социализм» — это крайняя степень государственного капитализма.
В 1960-х гг. угроза мировой термоядерной войны привела к мысли о том, что кроме поверхностных политико-экономических, есть глубинные корни агрессии людей — животные инстинкты, заложенные в филогенезе. Эти «идеи» стали модными благодаря книгам «Так называемое зло» Конрада Лоренца и «Голая обезьяна» Десмонда Морриса — биологов, абсолютно некомпетентных в психологии. Такие глупости говорят и сейчас, не понимая, что человек — отнюдь не обезьяна.
В 1973 г. выходит еще одна нашумевшая книга Фромма «Анатомия человеческой деструктивности». Фромм различает «инстинкты» и «страсти»: инстинкты имеют животную основу, страсти коренятся в характере и имеют психо-социальную основу. Человеку свойственны два вида агрессии. Первый — общий для людей и животных. Это оборонительный «доброкачественный» вид, который заложен в филогенезе, служит выживанию вида и рода, но затухает при исчезновении угрозы. Другой вид — «злокачественная» жестокость и деструктивность — есть только у человека и отсутствует у животных, не обусловлен филогенетической программой, не служит биологическому приспособлению; это лишь удовлетворение иррациональных страстей. Человек — это убийца, который без разумных причин мучит и убивает соплеменников и находит в этом удовольствие! Звери на такое не способны, у них на это… «ума не хватит»! Агрессивность человека объясняется не звериным инстинктом, а тем, что отличает его от зверя. Инстинкты дают однозначную, рациональную программу. Цель оборонительной агрессии зверя — не разрушение, а сохранение жизни. Если же она достигнута, агрессия исчезает.
У людей инстинкты слабы. Их заменяет разум, но он даёт неоднозначную программу. Оборонительная агрессия у людей намного сильнее: человек предвидит угрозу, преувеличивает её, может уверовать в мифическую угрозу, планировать встречную, часто бессмысленную агрессию. Человек может жить только в психическом равновесии, и идеи, которые ставят под сомнение ориентацию, мотивацию, объект поклонения, воспринимает как угрозу.
Но разум сильно осложняет жизнь. Человек не только знает объекты, но и понимает, что он это знает. Он осознаёт своё отчуждение от враждебного мира, бессилие, неведение, неизбежность смерти. Грехопадение — превращение твари в человека через осознание себя. Человек не может вернуться под защиту утробы, в животное состояние гармонии с природой. Нарушение физических связей с миром ведёт к экзистенциальным потребностям в психических связях. Их можно удовлетворить творчеством, стремлением к справедливости, независимости, правде, а можно — нарциссизмом, ненавистью, садомазохизмом, деструктивностью. Объединяясь вокруг лидера, люди становятся боязливыми полурабами. Товары и всяческие развлечения делают человека жадным и неудовлетворенным. По Фромму, свобода — благо лишь при созидательной реализации. Но страх перед ней ведет к авторитарному мазохизму тоталитарных обществ или приспособленчеству «развитых демократий». Потребность в воздействии на мир требует познания и преобразования мира, но зачастую приводит к подавлению других и разрушению окружающего мира. Здесь корни той «злокачественной» агрессии, которая отсутствует у животных и есть только у людей, не подчинена разумной цели и служит удовлетворению иррациональных страстей.
Психика — уникальное явление в Космосе. Фромм и Станислав Лем приводят ошеломляющие данные: число связей между нейронами коры головного мозга у человека достигает 102783000, а число атомов во Вселенной оценивается в такую несопоставимо малую цифру — 1066! Человек же просто обязан охватить своим мозгом Вселенную!
Если люди не переплавят энергию разрушения и потребительства в энергию созидания, они уничтожат себя и окружающий мир. Человек вышел из состояния твари и вернуться обратно не может. Созданный по образу и подобию Бога, он имеет все шансы уничтожить и себя, и окружающий мир. Великие пессимисты Аркадий и Борис Стругацкие утверждали, что «трудно быть Богом», но Фромм надеялся, что you will be as God, т.е. «ты будешь Богом», если за ум возьмёшься. Верится с трудом…
В 1980 году, 25 лет назад, наследник мудрости библейских пророков Эрих Фромм покинул этот мир… На склоне лет он писал, что Книги Пророков стоят больше, чем ежедневная трескотня «средств массовой информации».