Иногда мне кажется, что мужчины — те же женщины, только употребляющие меньше слов для выражения своих мыслей. Бывает это тогда, когда мы находим общий язык. Одной из общих тем, например, может оказаться мода. Или, иначе говоря, одежда. Разница только в том, что, приходя к согласию, женщина скажет: «Конечно, по этому вопросу вы выступаете убедительно и я готова согласиться с вами в том, что покрой, фактура и силуэт какого-либо предмета одежды должны соответствовать всем требованиям времени и конституции человеческого тела». А мужчина в этом случае скажет: «Я согласен. Одежда должна быть удобной».
Не спорю, многие «жертвы искусства» в стремлении блестяще выглядеть идут на жуткие ухищрения, демонстрируя приверженность мазохизму. Готовы, например, носить жесткие ботинки, узкие приталенные пиджаки или в жару не изменять накрахмаленной белой рубашечке. Флаг им в руки. Пусть страдают и лишь вечерами, задергивая шторы и закрывая окна, предаются позорному сладострастию — облачению в домашнюю одежду. Свободную, легкую, удобную.
Футболки, джинсы, куртки существовали не всегда. Уж поверьте мне на слово! Вообще, все движение моды — это изменение. Это нововведения и утилизация. Многие же из этих изменений приходятся на ключевые моменты истории. На тяжелые времена для многих стран. На войны и периоды между ними. Многие удобства, к которым мы сейчас так привыкли, когда-то были чрезвычайной мерой. Возможно, нам стоит знать об этом. И помнить, что у той футболки, что валяется сейчас в шкафу, особая история. Она рождена горем. Она рождена войной.
А это действительно так. Когда после нападения японцев на Пирл Харбор в 1941 году в американскую армию призвали одиннадцать миллионов новобранцев, у Пентагона появились проблемы с обмундированием. Понятно, что половину призванных просто так обратно домой не отправишь. Мол, на всех на вас пошить одежку — это застрелиться можно. Стали ломать голову, как бы придумать такую форму, чтобы была и проста в изготовлении, и прочна, и годна, как говорится, на все случаи жизни. В 1942 году морской флот США частично решил проблему обмундирования, изобретя футболку. (Троекратное «ура!».)
Трикотажная рубашка из хлопка с короткими рукавами и круглым воротом, самая что ни на есть простая (не сравнить с современными монстрами)… Она могла быть как верхней одеждой на судне у берегов Тихого океана, так и нижней рубашкой в более холодном климате на материке. Сначала футболки выпускались только белого цвета, но потом в моду вошел своеобразный патриотический обычай печатать на них либо название корабля, либо военной базы.
Постепенно футболки завоевывали мир. Благодаря своей истории, они стали символом силы и патриотизма, а потом и олицетворением мужского начала в целом. Эти воинственные настроения захватили и Голливуд. Впервые в 1951 году футболки появились на экране в фильме «Трамвай «Желание» с Марлоном Брандо в главной роли. И начался победный марш футболок по мировым экранам, бросающий вызов богатым костюмам из фильмов прошлого. Так, будучи рожденной «пеной морской» (прямо Афродита!) и тяготами военного времени, футболка прожила интересную жизнь, став, в конце концов, символом молодежной бунтарской контркультуры.
Но этим дело не кончилось. Военному времени мы обязаны многим. Европейские страны находились в гораздо более тяжелом положении, чем Штаты. ВПК съедал огромное количество денег, в том числе и на обмундирование. Люди бедствовали. Конечно, население тыла можно было занять различными кампаниями, вроде британской «Обойдись тем, что есть, и почини», но не надолго. Перекраивание старых вещей, пошив рубашек и блузок из наволочек и полотенец, пальто из одеял, платьев из занавесок не могло продолжаться вечно. Надо было налаживать производство дешевой и простой (так называемой «быстрой») одежды. В это время из США, где мода худо-бедно продолжала развиваться, в Европу пришли джинсы. (Их история всем известна: прерии, дикие мустанги, горячие американские пастухи…) Но поскольку в оккупированных странах не могло быть дешевой джинсы, а тем более кожи в большом количестве, джинсы стали делать из... хлопка, правильно.
Военное и послевоенное время привносит в мир одежды тенденцию к упрощению и созданию одежды универсальной. Байковая пижама становится домашним костюмом, давая тем самым повод задуматься об изобретении байковых рубашек. Костюмы-тройки, пиджаки с лацканами и карманами, брюки с отворотами и складками, широкие тугие ремни перестают быть единственно допустимой формой одежды для приличного человека. Модельеры и производители начинают работать с новыми, еще вчера отвергаемыми материалами — грубой шерстью, фланелью, опять же хлопком. Все это, понятно, происходило не от хорошей жизни. Материалов не хватало до такой степени, что появились короткие носки. Пользуясь ими постоянно, наши мужчины вряд ли задумываются, что и они — дети войны.
Происходит отказ от плотных белых рубашек с жесткими воротниками. Им на смену приходят свободные цветные рубашки либо с более мягким воротом, либо вообще без оного. (Их потом возьмут в оборот стиляги.) Исчезают и высокие воротники на свитерах (их отсутствие восполняют старые добрые шарфы). Войне и послевоенному времени мы обязаны и новыми головными уборами. Именно в это время появляется фетровая шляпа. А кепка, созданная из подручных материалов, — это ведь «гражданская» имитация военной фуражки. В это же время появляются и куртки. Эти нововведения — заслуга рабочих тыла. Трудясь в жутких условиях, они старались одеваться так, чтобы одежки и одежищи не мешали в работе. Именно рабочие стали, что называется, не снимая, носить и занашивать куртки, столь для нас теперь привычные. Куртки, к слову сказать, тоже были «списаны» (или «срисованы») с фасонов летной формы.
Вот такая вырисовывается картина. Многие вещи, которые сейчас так же обычны для нас, как телефон или колбаса, на поверку оказываются довольно любопытными экземплярами в контексте изучения их истории. И это правда. Одежда — это не просто тряпье, это молчаливый свидетель истории.
http://www.histyle.ru