Приїхали в те село,
Щось мені не весело.
Укр. нар. песня
Веселое название село получило в 50-е годы прошлого века, а до того было известно, как Скопцы. Возможно, в нем действительно жили скопцы? Возможно, иная тайна кроется в странном названии...
В 60-е годы на территории села, а точнее, нынешней школы, раскопав одну из огромных могил, археологи пришли к выводу, что остатки найденных вещей относятся к временам турецкой неволи. К сожалению, раскопки на этом и прекратились. Не расскажет, где осели разграбленные налетчиками сокровища нашего края и высохшая река Альта. Вместе с похищенными ценностями поглотила она вражеские суда в районе Скопцов. Со временем изменила русло, а позднее и вовсе пропала.
Происхождение распространенной в Веселиновке фамилии Дарда связывают с названием старинного оружия — дардов. Похожее название носит и одна из могил неподалеку от села — Дардиха.
Но есть и более близкие, не окончательно разрушенные ветрами забвения времена (конец XIX — середина ХХ в.), о которых следует вспомнить, пока не поздно.
До Октябрьского переворота скопчане обрабатывали землю, выращивали сады, виноградники, принадлежавшие помещице Анастасии Васильевне Семиградовой. Она жила в просторном светлом доме, который, хотя и полуразрушенный, но сохранился до сих пор, и... строила. Больницу, школу, учительский дом, паровую мельницу (не успела завершить). «Такая-сякая» богачка стремилась давать образование сельской голытьбе лишь за то, что дети летом будут выпасать ей скот. О высоком уровне подготовки как преподавателей (даже из-за границы), так и школьников, свидетельствует диплом одной из выпускниц гимназии. Он сохранился до наших дней. В немалый перечень дисциплин входит и рукоделие.
«Золотые руки» Анастасия Васильевна умела заметить и поддержать. Благодаря именно ей мир увидел работы Анны Собачко-Шостак, Прасковьи Власенко, Наталии Вовк и других талантливых скопчан, а село стало центром ткачества и ковроделия в районе.
Но даже гении не вечны. К сожалению, чтить и беречь память о них — обязанность только обескровленного перестройками села, где начиналось становление художников.
Старенький домик (бывшее имение Семиградовой) претерпел абсурднейшие метаморфозы: светлица—коммуна—общежитие—клуб—ясли—шорня (годы коллективизации) — амбар (голод 33-го) — и, наконец, школьная библиотека и первый—третий класс общеобразовательной школы. Он помнит всех, кому давал свое тепло. Помнит портрет «отца всех народов», изображенного на собственном потолке племянником Анны Федосеевны — Иваном Сидоровичем Собачко (развитию его таланта помешала война). Не забывают стены и Анну Ефимовну Дериболот, которая создала портрет кровавого вождя на ковре.
Перед октябрьской разрухой А.Семиградова выехала в Москву, а со временем помогла перебраться туда и А.Собачко-Шостак, где мастерица продолжила свою творческую работу. Сын Анны Федосеевны много сделал для того, чтобы столица России помогла сохранить память (хотя бы в граните!) о своей малограмотной и в то же время столь гениальной матери.
А вот Прасковья Власенко, молчаливая красавица-художница, всю себя посвятила лишь искусству. Не дождавшись любимого с войны, она нашла утешение в рисовании. Скромная и замкнутая, в своем творчестве она щедро раскрывалась цветочным многообразием красоты и любви. Никто не заметит в работах мастерицы ее почти трагическую судьбу. Не отразились на цветущих холстах ни голод, ни прозябание на оккупированной захватчиками родине. Мать вспоминает, что в 1942 — 1943 гг. она жила с художницей в одном бараке. На замечание, зачем та рисует на стенах после тяжелой работы, тетя Паша неизменно отвечала: «Война когда-то ведь закончится, поэтому нельзя терять профессиональные навыки». Вот так в самые тяжелые минуты жизни, когда все вокруг ревело и стонало от взрывов (даже Гайдар в своих воспоминаниях отметил, что в боях за Скопцы потерял больше всего друзей), художница густо сеяла свои дивные цветы, согревая ими сердца порабощенных, как и она, земляков.
К сожалению, не расскажет, даже не напомнит нашему современнику об этой женщине мемориальная доска на одной из стен дома неподалеку от Киево-Печерской лавры, где жила и работала Прасковья Власенко вместе с народной мастерицей-ковровщицей Натальей Вовк. Не сохранилась и могилка на Байковом кладбище. Художница незаметно перешла в свои цветы.
Скромно доживают свой век талантливые ковровщицы Лукина Сафонова (Собачко) и Мария Щур...
Фамилия известного украинского писателя В.Дарды, также уроженца Скопцов, таит в себе седую и нелегкую судьбу села. Судьбу, которая касается всей Украины, а не только узкого круга людей, заинтересованных в сохранении светлой памяти о своих гениальных земляках. Скопчанам есть что показать современнику, да и полуразрушенному домику не привыкать к самым неожиданным преобразованиям. Возродись он музеем народных ремесел, — и воскресли бы в памяти далекие и несправедливо забытые времена наших талантливых пращуров. И, возможно, легче было бы ему, растерянному, самоидентифицироваться, как сейчас говорят, и определить, наконец, для себя такую нужную национальную идею...
О нашей проблеме знают в Лиге украинских меценатов, в Государственной службе охраны культурного наследия и, естественно, в Переяславской облгосадминистрации. Руку не протянул никто. А время неумолимо разрушает памятники и память.