Коммунизм в Украине всегда был более чем просто политической идеологией, отражающей интересы определенной части общества. На протяжении многих десятилетий коммунизм был мировоззренческой системой, через постулаты которой воспринимала этот мир значительная, если не преобладающая часть украинцев. В то время как политические идеологии концентрируют свое внимание на политических и экономических проблемах, оставляя нравственно-этическую и духовную сферы главным образом религии и церкви (при этом, конечно, постоянно декларируя благосклонность к ценностям той или иной религии), коммунизм, в его марксистской форме, сразу провозгласил себя учением атеистическим.
Коммунизм ставил своей целью не постепенное усовершенствование существующего мира, а его уничтожение и возведение на этих руинах невиданного доселе царства справедливости.
Марксистское учение, развитое его русскими последователями, было слишком самодовлеющим, чтобы подчинять себя какой-либо религии. Оно само претендовало на роль мировоззрения, не только отвечающего, каким образом можно построить будущее справедливое общество, но и открывающего «тайны» мироздания, создающего собственную систему ценностей. Разумеется, несмотря на всю свою материалистическую риторику, коммуносоциализм был идеалистической системой. Потому-то первым острейшим и постоянным конфликтом, в который он вступил, была его борьба с христианской системой ценностей. Cоциалистически-коммунистическая идея в России приобрела форму мечты о счастье народа и психологически была аналогична религиозной вере.
Таким образом, коммунизм провозгласил себя атеизмом, то есть отрицал существование Бога, христианского Бога, при этом сохранив черты религии, создав собственные святыни и собственных богов.
Атеизм стал составляющей коммунистической идеологии, и на него в первую очередь возлагалась задача подменить христианскую систему ценностей системой ценностей коммунистических. Коммунизм как мировоззрение не имел никаких шансов сосуществовать наравне с христианским мировоззрением. Поэтому вся советская история — это история уничтожения христианства и других религий. Церковь и духовенство, которое не подверглось репрессиям, вынуждено было покориться ради самосохранения. И следует признать, что советская идеологическая система сумела заставить поверить в коммунистические фантомы подавляющую часть населения страны. Коммунизм и впрямь превратился в своеобразную эрзацрелигию. Она начала рушиться лишь после того, как во второй половине 80-х народ узнал, какие преступления прикрывались красивыми идеями.
Одна из самых больших проблем, поставленных нынешней жизнью перед коммунистами, — выработка новой позиции относительно религии. КПУ понимает, что в условиях сегодняшнего дня невозможно оставаться на позициях воинствующего атеизма. Коммунисты вообще отказываются от атеистической риторики, присущей их классикам, хотя, как и в советские времена, авторитет Маркса и Ленина остается для них незыблемым.
Уже в первых номерах воскрешенного «Коммуниста» начинается дискуссия по поводу новых подходов Компартии к религиозным проблемам. Озвучиваются предложения пересмотреть позиции партии относительно религии, вплоть до того, чтобы выучить опыт РСДРП периода, когда допускалось членство в партии священников. Высказываются мысли, что, несмотря на важность различий взглядов на то, что ожидает человека после смерти, значительно более важно выработать общие подходы верующих и атеистов к решению проблем социального обустройства земной жизни. В конце концов мировоззренческое сектантство, по убеждению отдельных членов КПУ, изолирует от коммунистов-гуманистов миллионы верующих граждан страны.
Обычным становится акцентирование внимания со стороны как рядовых коммунистов, так и официальных представителей партии на том, что коммунистическая идеология в процессе своего исторического развития вобрала в себя все лучшее из того, что выработало человечество в результате социальных и духовных поисков. Коммунисты, дескать, ценят общечеловеческие идеалы добра, мира, правды, справедливости, милосердия, красоты, исповедуемые христианством и прочими вероучениями. Именно это, по мнению коммунистов, должно стать основанием для сотрудничества верующих и коммунистов в деле обустройства общества на идеалах социальной справедливости.
Трудно поверить, что лидеры Компартии в самом деле надеются, будто бы найдется в стране религиозная организация, которая будет сотрудничать с ними в деле развития справедливого общества, имея трагический опыт существования при советском строе. Поэтому замена воинственно-атеистической риторики призывами к взаимопониманию с верующими, скорее всего, объясняется стремлением коммунистов обеспечить себе поддержку политически активной части верующих украинцев.
Как видим, даже мировоззренческие различия не останавливают сегодня коммунистов в стремлении расширить собственную социальную базу за счет верующих. При этом коммунисты и верующие не только имеют кардинально разные взгляды на вопрос посмертной судьбы человека, но и вообще по-разному трактуют именно понятие духовности.
К вопросам духовности компартия обращается не реже, чем церковь, только для коммунистов духовность отнюдь не связана с понятиями Бога и души, что составляет смысл христианского понимания этого понятия. Высказывая обеспокоенность состоянием духовности и нравственности народа, КПУ важными их составными считает коллективистскую психологию и мораль, интернационалистские убеждения, память о трудовых и ратных подвигах советского народа, а враждебными тенденциями — навязывание под лозунгами «национального возрождения и демократии» воинствующей националистической идеологии, культа индивидуализма, потребительства, обогащения, ненависти к другим народам, утверждение западных стандартов жизни (против американизации духовной жизни, наряду с коммунистами, выступают деятели православной церкви, однако их цель — очищение человеческого сознания от грязи масскультуры, чтобы открыть это сознание для Бога).
В программе КПУ отмечается: коммунисты остаются сторонниками диалектически-материалистического мировоззрения, и одна из важнейших задач, стоящих перед ними в современных условиях, — это пропаганда материалистических, социалистических идей и коммунистических взглядов, чтобы противодействовать попыткам навязать народу Украины идеологию антикоммунизма, национал-экстремизма, шовинизма и воинствующего фундаментализма.
Практически все основополагающие документы КПУ делают акцент на том, что партия считает свободу убеждений неотъемлемым правом граждан, коммунисты с уважением относятся к чувствам верующих, выступают за неуклонное соблюдение свободы совести. При этом обязательным условием является соблюдение принципов обособления церкви от государства и школы от церкви, невмешательство представителей религиозных конфессий в воспитательную работу в государственных образовательных и культурно-просветительских учреждениях, Вооруженных силах Украины, недопустимость признания государством ни одной религии как обязательной.
В другом документе — «Платформе КПУ на выборы в Верховную Раду Украины 1994 г.» — коммунисты подчеркивают недопустимость использования с политической целью религиозных организаций не только властными структурами, но и политическими партиями и движениями, что приводит к обострению отношений между конфессиями и угрожает дестабилизацией обстановки в обществе.
С первых дней выхода газеты «Коммунист» на ее страницах регулярно появлялись материалы, в которых часто справедливо обвинялись властные структуры в тенденциозных подходах к решению проблем тех или иных религиозных конфессий. Такие обвинения усиливались в моменты особого обострения межконфессионного противостояния. В июле 1995 г., когда общественный покой был нарушен событиями, связанными с погребением патриарха Владимира (Романюка), президиум цк КПУ выступает с заявлением, в котором обвиняет «некоторых церковных иерархов в стремлении, не останавливаясь перед политическими провокациями, ультиматумами и угрозами, нарушением существующих в стране правил и собственного слова, утвердить превосходство одной религиозной конфессии...» При этом Компартия возложила ответственность за ситуацию, сложившуюся в стране, на некомпетентные действия власти, пытающейся заигрывать с отдельными конфессиями.
В августе 2000 г. «Коммунист» публикует заявление секретариата цк КПУ «Неуклонное соблюдение законов — святая обязанность и граждан, и органов власти» как реакцию на события, связанные с освящением Успенского собора. В заявлении говорится, что организаторы этого события, привлекая к соучастию государственных чиновников, якобы болея душой за объединение православных Украины, достигнут противоположного результата — не только усложнят, но и, скорее всего, сделают невозможным в перспективе такое объединение.
Однако острейшей критике со стороны коммунистов властные структуры были подвергнуты в результате приезда в Украину Папы Римского. Коммунисты выступили с обвинениями в том, что, мол, в ходе визита грубо нарушалось законодательство Украины.
Екатерина Самойлик — народный депутат Украины (фракция КПУ) публикует восемь вопросов к председателю Государственного комитета по делам религий В.Бондаренко, в которых подчеркивает, что во время визита состоялись такие нарушения законодательства Украины: 1) Папа как приглашенный из-за границы проповедник имел право проводить мессы только среди католиков, его пригласивших; 2) привлечение сотен тысяч граждан, среди которых было много школьников и студентов, к участию в богослужениях можно охарактеризовать как «акцию насильственного массового отречения граждан от других вероисповеданий», что является нарушением
ст. 3 Закона Украины «О свободе совести и религиозныхх организациях», запрещающем втягивание граждан в религиозные обряды; 3) ст.5 Закона запрещает государственное финансирование любой деятельности религиозных организаций (власть обвиняется даже в том, что благоустройство Львова осуществлялось за государственные средства — значит реставрировать город должны были верующие?).
Публикация Е.Самойлик интересна еще и тем, что в ней идет речь о претензиях коммунистов к властям не только по поводу ее отношений с католической церковью. Народный депутат обвиняет власть: 1) во вмешательстве во внутреннюю жизнь церквей и лоббировании интересов «раскольнических групп»; 2) в беспрепятственной регистрации как «религиозных» десятков организаций, не имеющих ничего общего с религией (вследствие этого, дескать, украинских патриархов, митрополитов и епископов в другие христианские страны не пускают, как самозванцев, даже на пороги православных и католических храмов); 3) в поддержке УПЦ КП, которая незаконно владеет имуществом УПЦ, активно участвует в политической жизни и вмешивается во внутренние дела других конфессий и ведет с ними борьбу; 4) в попущении греко-католикам, которые планируют перенесение своего центра из Львова в Киев, что угрожает новыми межконфессионными конфликтами.
Вышеизложенный материал сформулирован в основном на основании официальных материалов КПУ и отражает официальную позицию Компартии по поводу религиозных проблем. Следует отметить, что большинство положений, изложенных в нем, отвечает нормам демократического правового государства. Однако проблема в том, что теория и практика у коммунистов часто противоречат друг другу.
Критикуя власть и другие политические силы, придерживаются ли сами коммунисты провозглашенных принципов, а именно — уважения к верующим разных вероисповеданий, невмешательства во внутренние дела церквей, неучастия в межконфессионных конфликтах? Однозначно — нет.
Даже в официальных документах наталкиваемся на интересную трактовку Компартией своей позиции в духовной сфере: «КПУ решительно выступает против насаждения во всем обществе идеологии антикоммунизма, воинствующего национализма, антиправославного клерикализма» или КПУ выступает против «...воинствующего фундаментализма, в особенности усиливающегося антиправославного клерикализма». Компартия провозглашает своим врагом любой клерикализм, кроме православного? Как иначе можно трактовать эту неслучайную, поскольку уже, как минимум, дважды повторенную в официальных документах формулировку? Однозначно, что именно так, ибо ее подтверждает масса неофициальных материалов, за которые, как отмечает редакция «Коммуниста», она ответственности не несет.
Можно утверждать, что КПУ заняла позицию всесторонней поддержки Украинской православной церкви (Московского патриархата). Такой шаг логичен и объясняется целым рядом причин. Во-первых, по мнению самих коммунистов, идеи христианства не противоречат «морали и идее справедливости, равенства и братства, то есть идеи коммунизма». Во-вторых, только православие, как считают приверженцы КПУ, — настоящий носитель христианских ценностей. В-третьих, православие является фактором интеграции славянских народов, которые только вместе смогут противостоять духовной экспансии западной капиталистической цивилизации и в дальнейшем остающейся главным врагом украинских коммунистов. При этом они считают своими непримиримыми врагами «неканонические» УПЦ КП и УАПЦ, стремящиеся оторвать от Москвы значительную часть православных украинцев, тем самым помешав планам сохранения единого духовного пространства.
Коммунисты убеждены: после разгрома коммунизма «главным врагом Америки осталось российское православие». Ведя борьбу с национал-демократическими силами, которые, по их мнению, представляют в Украине интересы Запада, коммунисты обвиняют их в том, что после разрушения социалистического государства, его экономики и социальной сферы они стремятся разрушить каноническую УПЦ. В этом контексте жестко критикуется деятельность депутатской группы «За единую поместную православную церковь».
Второй по значению угрозой, после «раскольнических групп», для канонического православия коммунисты считают униатство. В связи с этим, несмотря на декларированное ими уважение к верующим различных вероисповеданий, они развернули настоящую информационную войну против греко-католиков.
Отметим, что конфликт между коммунистами и УГКЦ возник со времен Львовского собора 1946 года, когда церковь была официально провозглашена самоликвидированной, однако фактически она продолжала действовать в подполье. Поводом для гонений на греко-католическую церковь стали обвинения ее в сотрудничестве с фашистами и националистами. В многочисленных публикациях в коммунистических средствах массовой информации на тему преступлений ОУН—УПА практически всегда изображается идейное предводительство УГКЦ в действиях националистов. При этом предводителей УГКЦ А.Шептицкого и И.Слипого иначе как «прохиндеями, предателями и фашистскими прислужниками» в этих статьях не называют.
Коммунисты обвиняют греко-католиков в уничтожении православия в Западной Украине и в планах навязать унию остальным регионам страны — так называемой интеграции православия с унией под Папу. Наконец, «приверженцы свободы совести» придут к выводу, что «ничего, кроме обострения межконфессионных отношений, восстановление УГКЦ не принесло».
Иным проявлениям «антиправославного клерикализма» коммунисты не уделяют особого внимания. Это можно объяснить тем, что они, по их мнению, представляют для «канонического православия» меньшую угрозу. Правда, в коммунистической прессе время от времени случаются выпады против «протестантских проповедников, которые заполонили эфир и считают нашу страну духовной пустыней», или против необоснованной регистрации религиозных организаций псевдорелигиозного направления. Не найдете в коммунистических изданиях критики исламского фундаментализма. Наоборот, исламисты, бросившие вызов американской системе ценностей, сегодня находят поддержку в лице украинских коммунистов.
Особую благосклонность КПУ демонстрирует к системе, формируемой в Белоруссии. Президент А.Лукашенко в одном из своих выступлений самоидентифицировал себя как «православного атеиста». Именно такую характеристику, на первый взгляд лишенную какого-либо смысла, можно дать украинским коммунистам. Ведь они стремятся соединить несоединимые вещи: оставаясь сторонниками диалектически-материалистического мировоззрения, о чем гласит программа КПУ, они признают определяющую роль православия не только в истории нашего народа, но и в современности.
Таким образом, проанализировав не только официальные документы КПУ, но и материалы авторства коммунистов разного ранга, приходим к выводу, что Компартия на сегодняшний день не имеет четко определенной позиции по поводу своего отношения к религии. Поддерживая УПЦ, коммунисты не отказываются от диалектически-материалистического атеистического мировоззрения. Разумеется, благодаря такой позиции Компартию не поддерживает ни одна из церквей, даже УПЦ, которой она симпатизирует.
Возникает вопрос: возможно ли примирение коммунистов с религией? Утвердительный ответ на него дает опыт деятельности зарубежных компартий. В одной из наиболее религиозных стран Европы — Польше — уже повторно на должность президента народ избирает коммуниста. Но это стало возможным лишь потому, что компартия отказалась от посягательств на мировоззренческую сферу, коммунизм превратился из мировоззрения в политическую доктрину, ставящую перед собой задачу борьбы за политические и социальные права работающих. Коммунизм отказался от несвойственных политическим идеологиям религиозных функций. Что же касается Компартии Украины, то она пока не отважилась окончательно ступить на такой путь развития.