К 105-летию со дня рождения М.Булгакова
Ф.М.Достоевский писал, что если бы человечеству нужно было оправдаться перед Богом, ему достаточно принести роман М.Сервантеса «Дон Кихот». Нам кажется, XX столетию, уже заканчивающему свой бег, в оправдание можно предъявить роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». К сожалению, мы не так еще поумнели, чтобы понять его хотя бы на две третьих - с этим связаны неудачи в театральных и кинопостановках: авторы, как и читатели, и критики, видят в романе какую-то одну-две стороны (действительно в нем присутствующие) и считают это вполне достаточным для объяснения его феномена. На наш взгляд, этого вполне бы хватило для всех случаев, кроме «Мастера и Маргариты», гениального произведения, если можно так выразиться, в «чистом виде», увидевшего свет через двадцать шесть лет после создания и ставшего главным литературным событием XX века: в нем совершенно по-новому исследуется душа человека.
Вот председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой, прописавший за изрядные деньги «интуриста» (самого Воланда-Сатану с его свитой) и получивший за это взятку «без свидетелей». Вот он, спрятав ее в надежном месте, в счастливейшем расположении духа, выпив водочки, садится за домашний борщ с треснутой мозговой костью. А почему и не быть счастливым? За деньги «интуриста» («С кого же брать, как не с него?») можно закупить нефть для отопления дома, потому как в жилтовариществе «изрядный дефицит». А взятку он и не просил - деньги «сами вползли» к нему в портфель. Попросил он, стыдливо, всего две контрамарки... И вот когда Никанор Иванович хотел расправиться с борщом, его приходят арестовывать и сразу же из тайника извлекают взятку, которая вдруг превратилась в пачку незаконной валюты...
Злу не бывает оправдания, наказание следует неотвратимо. Этот категорический вывод звучит с каждой страницы романа. Причем сотни и тысячи людей, подвергшихся искушению Сатаны, в общем-то, сами этого хотели - мало того, давно занимались недозволенными делами - просто встреча с дьяволом подтолкнула их, сделала тайное явным. Фантасмагорическая картина в варьете, когда сотни женщин поспешно переоделись в дармовые наряды (а кто бы устоял? и устоит?!), которые моментально улетучились, оставив «дамочек» в нижнем белье, - это сцена лучше всего говорит о слабости рода человеческого и подверженности его дьявольским соблазнам.
Сатана как раз и помогает посмотреть правде в глаза, назвать вещи своими именами. В этом и состоит его «благо», о котором говорится в эпиграфе. Популярный поэт Иван Бездомный после встречи с ним больше никогда не будет писать стихов (и слава Богу!), прозревает и другой «поэт» Рюхин. Работников одного учреждения на трех грузовиках отвозят в психолечебницу, потому что под влиянием какой-то силы они без конца поют хоровые песни - но ведь их руководитель и добивался стопроцентного охвата кружками... Добился. А костюм, накладывающий резолюции и выполняющий роль своего бюрократа-хозяина? Ведь когда вернули владельца, он не отменил ни одной резолюции!
Да, Сатана в романе никого не соблазняет - он только фиксирует, и это чрезвычайно важно. Посмотрите, как смещены и размыты ценности нашей жизни, как открыто торжествует порок, а золотым правилом стали слова: «Все так делают»! Невольно хочется, чтобы пришел страшный, но справедливый судья. Нет для нас более актуальной книги, чем «Мастер и Маргарита». Нынешний сатанизм настолько откровенен и безнаказан, настолько изобретателен в своем оправдании, что остается лишь надеяться на истины, выстраданные булгаковским гением.
И, в общем-то, всю сюжетную линию, всю непревзойденную фабулу Булгаков, с точностью врача, выстраивает так, чтобы мы почувствовали, насколько тонка, незаметна в душе каждого грань между добром и злом, как легко ее перейти и как страшно будет возмездие. Новаторство Булгакова и начало новой литературной традиции в том и состоит, что он основной сюжетный стержень переместил с внешних событий на внутренние. Все зачтется по делам и вере. Вечен дух, и вечна жизнь, и вечны ее законы, и смешон человек, возомнивший, что он всем управляет. И коль первичен Дух, материальное подчиняется его законам, а не наоборот - все, все стоит на грани добра и зла, и каждый должен сделать выбор, чтобы получить свое место в жизни вечной. Мы привыкли постигать добро по заповедям «Не убий», «Не укради» - Булгаков добавляет: «Не оступись!»
Все, попадавшиеся на пути Воланду и его свите, не выдерживают испытания, засвечиваются - и только когда Азазелло сталкивается с Маргаритой, возникает предчувствием, что она-то не посрамит род человеческий. Откуда эта уверенность? От огромного и искреннего чувства, которое носит она к Мастеру, от любви. Ради него она продает себя Сатане, но это совсем другой торг, потому что предметом его не будет чья-то «жилплощадь» или карьера за чужой счет - сатанинские вещи, а святое и вечное чувство, и Сатана выполнит сделку до конца. Он не может не выполнить, потому что на истинную любовь его власть не распространяется. Любовь противостоит сатанизму, разлитому по Земле, она спасает и хранит нас.
Второй, подобной, силой является свободное творчество. Не подделка, не конъюнктура, а творчество - горение, поиск истины, несмотря ни на что. Только такие рукописи не горят! Мастер - настоящий художник - единственный, кто сразу узнал Сатану, он же единственный вызывает интерес и участие Воланда. Любовь и творчество - две силы, которые оправдывают краткое пребывание человека на земле. Дай Бог испытать их каждому!
Есть еще одно чувство, на которое Воланд смотрит снисходительно, хотя и хочет заткнуть от него все щели в доме, - это человеческое милосердие, сострадание, первая ступенька на пути нашего совершенства.
События «романа в романе» - история Иешуа (Иисуса Христа) и Понтия Пилата, а также превращение шутовской свиты Воланда в трагических и печальных рыцарей говорят о вечности раскрываемых вопросов - есть ли Бог и что такое Бог? Что такое человек и каков путь его спасения?
Почему Сатана посетил Москву? Слова одного из героев о том, что в нашей стране все атеисты, чрезвычайно его заинтересовали. Ведь, согласитесь, как Сатане не увидеть такой исторический эксперимент?! Мы же испытали его на своих костях, усеяв ими цветущую некогда землю. Когда теперь она оживет?..
Есть и другая параллель «Ерашалаим (Ерусалим) - Москва». Прокуратор Понтий Пилат ненавидит Ерашалаим за то, что в нем много не поддающихся житейской логике людей, фанатиков духа: Иешуа мог бы спасти жизнь, чуть притаив истину. И вот Мастер угадывает в своем романе Иешуа через две тысячи лет, а Маргарита, заложившая душу, чтобы вернуть любимого, просит совсем о другом горе...
Вечный конфликт между премудрой житейской логикой и непонятой, непредсказуемой, первичной силой нашего духа.