В начале ноября Украину вновь посетила Меланн Вервир - специальный посол по глобальным женским проблемам Госдепартамента США. В администрации президента Клинтона она руководила аппаратом первой леди. Кроме того, госпожа Меланн - учредительница и глава совета директоров неправительственной организации Vіtal Voіces Global Partnershіp, занимающейся поддержкой глобального женского лидерства.
В Киеве Меланн Вервир приняла участие в круглом столе с представителями гражданского общества, встретилась с несколькими украинскими министрами и известными политиками, а во Львове выступила в Украинском католическом университете с лекцией «Продвигая демократическое будущее Украины».
Корреспондент ZN.UA беседовала с ней о проблемах, с которыми сталкиваются женщины в мире и в Украине, в частности доступа к политике, а также о возможностях изменить ситуацию, женщинах-лидерах мирового уровня - Юлии Тимошенко и Хиллари Клинтон.
- Госпожа Вервир, действительно ли так важно и целесообразно привлекать большее количество женщин к так называемой большой политике? Как бы вы прокомментировали ситуацию с этим в мире в целом?
- Конечно же, целесообразно говорить о женщинах в политике. По моему мнению, политика - одна из самых недоступных твердынь для женщин в любой части света. Добиться распределения власти - очень сложная цель, особенно когда нет большого желания этой властью поделиться. Но разнообразие, включающее и женщин как актрис, очень важно для качества политического процесса, потому что половина населения должна иметь возможность участвовать в принятии решений. Если женщин отстранить от власти, теряется столько талантов, полезного опыта и ресурса. Не принимается во внимание мнение и интерес половины человечества, а также семей, о которых женщины заботятся. При этом вклад женщин в развитие общества - значительный. Недаром же госсекретарь Хиллари Клинтон отметила, что решение активнее подключать женщин к политическому процессу - не только правильное, но и разумное.
Если сравнить доступ женщин к образованию, здравоохранению, рынку труда и сфере политики, то становится очевидно, что именно с последней составляющей в мире в целом и в ряде стран в частности большие проблемы. В ежегодном Отчете по глобальному гендерному разрыву (который готовится Мировым экономическим форумом) указано, что наблюдается существенный прогресс в уменьшении разрыва между доступом женщин и мужчин к разным сферам, кроме политической - доступу к высшим ступеням власти, что является проблемой для подавляющего большинства стран мира. А если посмотреть на страны, достигшие прогресса в доступе женщин к политике, то это им удалось прежде всего благодаря так называемым поддерживающим действиям.
- О поддерживающих действиях, то есть гендерных квотах, речь идет и в Законе Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». Исходя из вашего опыта, какими они бывают, и почему их целесообразно использовать?
- Это довольно распространенные меры, к которым прибегают на разных уровнях, в зависимости от страны. Квоты принимали, когда писались конституции (например, после революций или войн), или во время других политических трансформаций. В частности, судьба женщин в странах так называемой «арабской весны» будет решаться в ходе конституционного процесса. Конечно, это, с одной стороны, предусматривает определенную сложность, с другой - открывает новые перспективы. Но если все будет правильно сделано, женщины получат новые возможности.
Кроме того, поддерживающие действия в конституциях касаются таких постконфликтных стран, как Руанда (страна с самым большим в мире процентом женщин в национальных парламентах - 56,3%. - Авт.) или Афганистан (женщины составляют 27,7% в парламенте. - Авт.), где без них женщины едва ли получили бы треть мест в парламенте.
Поддерживающие действия могут воплощаться и без конституции, но это предполагает активное участие парламента, что довольно сложно. Едва ли члены парламента охотно будут голосовать за вопросы, которые не очень касаются их интересов. Для иллюстрации можно рассмотреть борьбу в Индии в течение ряда лет за такие изменения. Причем Индия - очень хороший пример того, что может произойти на местном уровне. 10-15 лет назад, когда были приняты гендерные квоты на уровне сел (то есть очень локально), на национальном уровне ситуация была малообещающей. Но это стало первым шагом к решению проблемы малого представительства женщин в политике. Я тогда посещала Индию с Хиллари Клинтон, она еще была первой леди. Мы обедали с некоторыми политиками, просто смеявшимися над этой идеей, отмечая, что квоты займут жены политиков, которые и в дальнейшем будут принимать все решения. Но сейчас полтора миллиона женщин вовлечены в политику на местном уровне, что называют «молчаливой революцией». Я встречалась с некоторыми из них в разных уголках Индии. Они работают над практическими вещами - улучшением санитарных условий, развитием образования, то есть над нуждами своих сообществ. Результаты исследований демонстрируют: существует положительная корреляция между участием женщин в политике и улучшением уровня жизни людей. То есть это один из способов увеличения количества женщин в политике.
- Какие еще существуют успешные механизмы привлечения женщин к политике? Очевидно, инициировать изменения должны сами женщины.
- Я недавно вернулась с Конгресса женщин в Польше, сделавшей огромный шаг в привлечении женщин к большой политике. Такое мероприятие впервые проводилось в 2009 году. Собрались женщины из сферы бизнеса, политики, общественного сектора, женщины-журналистки и т.п., которые прибыли из разных уголков страны, представляли разные возрастные группы и имели конкретные программы. Этот конгресс был влиятельный, ведь представлял разные социальные группы. В правительстве Польши произошли важные изменения. Одно из изменений, которое внесли в прошлом году, касалось принятия гендерных квот на уровне партий. В партийных списках женщины должны составлять 35%. Но от партий зависит, будут ли они в проходной части. Основные партии довольно серьезно к этому отнеслись. В результате количество женщин в парламенте существенным образом возросло (сейчас составляет 23,7%. - Авт.). Конечно же, эти поддерживающие действия пришли через законодательство, и вместе с тем они были пролоббированы мощным женским движением. И это очень важно.
Другая важная проблема - партии, которые являются «вратарями» политического процесса. Они не могут продолжать не обеспечивать женщин, привлеченных к текущей деятельности партий и ожидающих, что за них будут голосовать избиратели, возможностью принять участие на уровне проходных частей партийных списков. Во Франции законодательно было установлено «наказание» за несоблюдение обещания включать женщин в партийные списки. Если это не происходит, партии должны платить налог.
- В Украине недавно состоялись парламентские выборы. В соответствии с предварительными данными, женщины в Верховной Раде будут составлять только 10%. Это на два-три процента больше, чем в парламенте предыдущего созыва, но прогресс незначительный. Какая ситуация с женщинами в большой политике США?
- В США ситуация не такая хорошая, как должна бы быть. Но в результате последних выборов 20 членов из 100 в нашем сенате - женщины. Всегда было трудно с присутствием женщин в нашей верхней палате. Так называемый гендерный разрыв был довольно важен для президента Обамы на последних выборах (среди его избирателей женщины составили 56%, в то время как за Ромни больше голосов отдали мужчины, 54%. - Авт.). Медиа отметили существенную роль участия женщин в выборах нынешнего года.
В общем, надо вспомнить и аргументы против поддерживающих действий. В США нет гендерных квот. Даже представительницы властных верхушек бизнеса или политики скептически заявляют: «Почему они должны существовать? Неужели мы своими силами не можем победить?» Это легко сказать. Но есть парламенты, в которые вы никогда не войдете. Или которые пропустят только очень небольшой процент женщин. Поэтому существуют квоты, чтобы «открыть» этот проход. Причем это только временные меры, которые потом действительно могут стать ненужными. Например, в Индии теперь многие женщины работают в политике на местных уровнях. Средние граждане привыкли к женщинам-политикам опытным и уверенным в себе.
Соответственно, другая важная вещь - уверенность, привычки. Я встречаю огромное количество женщин в политике, рассказывающих мне о проблемах, с которыми сталкиваются. Например, одна говорила: «Если ты не замужем, люди скажут, что с тобой что-то не так. Если ты замужем, тебе надо сидеть дома и проявлять заботу об очаге». Чтобы работать в политике, нужна кожа носорога. И деньги. У женщин нет доступа к такому типу материальных ресурсов, как у мужчин. В США существует «Список Эмели» (EMILY’s List - акроним выражения Early Money Is Like Yeast - «деньги, собранные как можно раньше, являются дрожжами». То есть имеется в виду, что будет целесообразной финансовая поддержка для женщин в начале предвыборной кампании. - Авт.). Существуют разные его варианты.
- Ситуация с доступом женщин к большой политике в Украине далека от желаемой. Было около десятка разных попыток ввести квоты законодательным образом. В начале весны ведущие политические партии Украины обсуждали проблему привлечения женщин к политике, некоторые отмечали возможность введения добровольных партийных квот. Но все же представительство женщин в проходных частях партийных списков небольшое. Какие из перечисленных вами механизмов (поддерживающие действия - гендерные квоты, женское движение, женское лобби и финансовая поддержка женщин) могли бы сработать в Украине?
- Очень большую роль в этом процессе играют партии, и именно на них необходимо оказывать давление, чтобы добиться результата.
Важно также привлекать женщин из партий, различных организаций, женского движения к мероприятиям, которые обращали бы внимание на проблемы гендерного равенства. Причем тематика мероприятий не всегда может непосредственно касаться женских вопросов. Это может быть, например, будущее Украины, как его видят именно женщины, в частности в сфере здравоохранения, экономики и т.п. При этом надо убедиться, что эти вопросы непременно будут включены в повестку дня. Организация таких мероприятий требует больших усилий.
Я заметила в Украине (хотя и не уверена, что мои наблюдения репрезентативны) разочарование состоянием вовлечения женщин в политику. А если бы такое глобальное всеукраинское объединение женщин произошло (как оранжевая революция - по способу организации), если бы женщины со всех уголков Украины, а также мужчины, поддерживающие их, объединились вокруг общей цели - это было бы супер. Тогда можно было бы говорить об изменениях.
Я не думаю, что в Украине легко будет провести закон о квотах, например, через Верховную Раду, потому что, зная ее особенности, сомневаюсь в поддержке депутатами такого законодательства. Подобные законопроекты должны появляться прежде всего как «низовая инициатива» - от организованного женского движения и мужчин, это движение поддерживающих. Но они нуждаются также в лидерстве «вверху» - в политике. Надо, чтобы были женщины-лидеры двух уровней - среди политиков и среди женского движения как низовой инициативы.
Действительно, необходимо приложить максимум усилий и вдохновения. Я верю, эта страна - более сложная, чем кажется на первый взгляд. Посмотрите, что произошло на избирательных округах Киева. Обычные граждане должны осознавать значение правительства в своей жизни. Ведь изменения произойдут только тогда, когда люди будут их требовать.
- Для низового движения нам действительно нужны яркие лидеры. Как следует из опроса общественного мнения, отношение украинцев к участию женщин в политике стало более доброжелательным. Едва ли не самую большую роль в этом сыграла Юлия Тимошенко. Что вы можете сказать о ситуации, в которую она сейчас попала, о ее заключении?
- Я считаю, что это позорно! Если говорить о случае с Юлией Тимошенко, то как можно было организовать процесс таким образом, чтобы он не отвечал никаким международным стандартам?! Ее бросили в тюрьму, проигнорировав соответствующие процедуры, которые надо было выполнить. И это колоссально навредило Украине. В США, в ЕС, вообще в мире - я только что вернулась из нескольких стран - отмечают, что ситуация с заключением Ю.Тимошенко в Украине - плохая, неприемлемая. Это ошибка. Ужасный символ! Не думаю, что можно привести хоть какой-нибудь аргумент, который помог бы с этим смириться.
- Как вы вообще оцениваете политическую ситуацию в нашей стране? Что думаете об украинских выборах-2012?
- Мое мнение основывается на разных аналитических материалах о ваших выборах. Я бы отметила такие проблемные аспекты, как злоупотребление административным ресурсом, ситуации на некоторых мажоритарных округах, давление на медиа, факты коррупции. Вы это знаете лучше меня, ведь информация о таких случаях уже распространена. Много говорится также о предвыборной кампании. Ведь выборы - это, по сути, только один день. Предвыборная кампания также прошла со множеством проблем. Причем об этом говорят как украинские организации, анализировавшие выборы-2012, так и ОБСЕ, ЕС. И это сводит на нет демократический прогресс. Недавно Украина праздновала 20 лет независимости. Демократия - это борьба, а не завершенный, совершенный процесс. Знаю это по опыту США.
Я считаю, что Украина заслуживает лучшего! Это страна с безграничным потенциалом. И ранее она уже доказала, что принимает демократические ценности.
- В украинских медиа промелькнула информация, что Хиллари Клинтон решила оставить большую политику. Как вы можете прокомментировать это решение вашей подруги?
- Не думаю, что она решила оставить политику как таковую. Политика - это то, что касается людей, это конкретные действия, которыми вы улучшаете свою страну. Это не только участие в избирательном процессе. Задолго до того, как Хиллари Клинтон выставляла свою кандидатуру в сенат, а потом - на должность президента США, она была активна в политике. И это касалось не только поддержки мужа. Она многое делала, еще когда училась в колледже. Как я понимаю, вы спрашиваете почему Хиллари Клинтон не выдвигала свою кандидатуру на должность президента в нынешнем году. Относительно этого решения она сказала, что уже довольно долго присутствовала в большой политике. И настало время оставить эти дела ради других вещей, которые она хотела бы сделать. Считаю, мы должны уважать это ее решение.