Развитие западной науки основывалось на двух великих достижениях: изобретении греческими философами логико-формальной системы (в Эвклидовой геометрии) и открытии возможности найти причинные отношения при помощи систематического эксперимента (в эпоху Возрождения).
Из письма Альберта Эйнштейна Д.Свитеру, 1953 г.
За последние семь-девять лет из уст наших ведущих политиков не сходят слова и причитания о различных кризисах, поразивших нашу страну, а соответственно, и каждого из нас. Сначала это был так называемый политический кризис, потом системный политический, который плавно трансформировался в идеологический.
В отличие от политических кризисов, касающихся каждого из нас весьма отдаленно и достаточно опосредованно, идеологический влияет на нашу жизнь (как социальную, так и личную) непосредственно и далеко не лучшим образом.
Руководство нашей страны трактует его суть всего лишь как наличие в нашем государстве двойной морали, доказывая, что именно это и является основанием идеологического кризиса и причиной всех наших бед.
Конечно же, спорить по поводу того, что двойная мораль — это плохо, я не буду. В чрезмерных проявлениях она негативно влияет на развитие любого общества. Однако нельзя говорить о том, что именно и только это — основание и суть идеологического кризиса. Такое определение пагубно влияет на наше сознание, уводя от более важных проблем к несущественным, что, наверное, выгодно тем, кто пропагандирует такое видение сути идеологического кризиса.
Почему? Попробуем для ответа на этот вопрос разобраться в сути самого идеологического кризиса, в причинах его возникновения и развития.
Состояние кризиса — невозможность и неспособность любой системы сейчас и в дальнейшем функционировать в рамках имеющихся условий без дальнейшего изменения либо самой системы, либо условий, в которых существует данная система в данный момент времени.
Это определение универсально и относится как к любым социальным группам, так и к обществу в целом, как к любой общей или совокупной системе, так и к индивидуальному представителю человеческого рода, тоже являющему собой своего рода систему. Исходя из этого определения, утверждать, что именно и только двойная мораль есть причина, суть и единственное проявление идеологического кризиса, просто неразумно. Это лишь одно из правил социального взаимодействия человека с окружающими, когда отношение к «своим» отличается от отношения к «другим». Такой тип взаимодействия существует испокон веков и изменится (если изменится) в далеко необозримом будущем. Это базовое понятие, относящееся к понятию род, семья, близкие, друзья. И в этом ничего плохого нет, если подобные взаимоотношения между людьми не переходят разумных границ.
Все мы живем по этому правилу и, если честно, не особенно хотим его менять, когда это касается нас, а не кого-то другого. Вот скажите, пожалуйста, кого вы примете на работу в первую очередь — старого и проверенного человека или специалиста со стороны? Ответ очевиден: своего знакомого. Но ведь это и есть проявление двойной морали. Принцип «друзьям — все, врагам — закон» не нравится нам только тогда, когда нашим уделом оказывается «закон». Отношение к себе и к своим поступкам у нас тоже кардинально отличается от отношения к другим и их поступкам. И это тоже одно из проявлений двойной морали.
Но применение принципа двойной морали на таком уровне взаимоотношений не несет смертельной угрозы ни обществу, ни индивидууму, а скорее играет охранную функцию обособления определенных групп людей от других. Я не говорю сейчас хорошо это или плохо, а просто очерчиваю наиболее применяемые сегодня принципы социальных взаимодействий.
Отсюда можно сделать вывод, что мы как общество (или система) существовали с таким явлением многие тысячелетия и прекрасно просуществуем еще многие годы. И наличие двойной морали нас как систему в состояние кризиса не вводит, поскольку меняться из-за этого мы особо не собираемся, так же, как и полностью отвергать данный принцип.
Однако глубокий идеологический кризис налицо, и касается он не только украинцев и не только стран постсоветского пространства, но и благополучной Европы, и зажиточных США.
Идеологический кризис — буквально кризис идей, кризис мировоззрения как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Его симптомы различны: разочарование, отсутствие смысла в жизни, рост различных морфологических заболеваний на фоне развитой медицины, развитие тревожности и депрессий, пустота и бездуховность, апатия и тоска, хронический стресс и алкоголизм, растущая наркомания, отсутствие ощущения счастья и покоя, ощущение тщетности жизненных усилий, крах семьи и семейных ценностей, умерщвление любви и радости, чувство одиночества и безысходности. Этот список можно продолжить. Каждый может привести свой пример духовного дискомфорта или собственного мировоззренческого кризиса, когда «вдруг» стало не вполне понятно, по каким правилам жить, как воспринимать те или иные жизненные ситуации, по каким критериям судить о происходящем, к чему стремиться, чем и ради чего дорожить.
В Украине идеологический кризис проявляется более остро, так как всего лишь шестнадцать лет назад в одночасье и слишком резко рухнула вся наша мировоззренческая и понятийная система. Взамен же мы, недолго думая, попытались перетянуть на себя так называемые западные взгляды и духовные ценности, совершенно не понимая того, что и «размерчик не тот» и что «тянем» на себя то, что уже давно попахивает душком разложения. Просто в Европе и в Америке идеологический кризис развивался в течение пары столетий, а потому и ощущается не так остро, однако глубина его не меньше.
Хотя для нас это и хорошо — острые заболевания гораздо легче лечить, чем хронические. Нам очень повезло, что пагубные «западные ценности» не успели достаточно крепко прорасти в наших душах. У нас имеется возможность сформировать уникальную и универсальную мировоззренческую систему, которая поможет подняться из пропасти бездуховности не только нам, но и всему западному миру.
Причина происхождения сегодняшнего мировоззренческого кризиса всей западной цивилизации лежит в глубокой древности — в сформированной древнегреческими философами революционной на тот момент дихотомической системе мировосприятия.
С одной стороны, мы обязаны сказать спасибо Аристотелю и Платону в частности и всей древнегреческой философской школе в целом за созданную ими диалектическую философскую систему, разделившую мир на изучаемых и изучающих, воздействующих и воспринимающих воздействия, субъект и объект, причину и следствие, дух и материю, субстанцию и форму, «плохо» и «хорошо», красиво и некрасиво. Без этих методов познания реальности и типу мышления по принципу «или-или» наши свершения в науке и технике на достигли бы сегодняшних высот.
С другой стороны, именно в этом «диалектическом» подходе к познанию и мировосприятию, в этой искусственной двойственности разделения мира и мироощущения лежит исток и основание сегодняшнего мировоззренческого или идеологического кризиса всей западной цивилизации.
В начале прошлого века Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов в зависимости от их отношения к внешнему и собственно внутреннему миру. Около двух тысяч лет назад западная и восточная цивилизации пошли разными путями развития. Если отбросить некоторое обобщение и утрирование определений, то можно сказать, что Запад — это экстравертный тип общества, а Восток — интравертный. Две крайности, два диаметрально противоположных пути развития общества и их состояний. Любая крайность не продуктивна. Отсюда сытый, комфортный и духовно нищий Запад и духовно просветленный, но бедный, голодный и дискомфортный Восток.
Опубликованная в 1687 году научная работа Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии» стала гениальным фундаментом развития современной науки и основанием бурного технического развития западной цивилизации. Взгляд на Вселенную как на часовой механизм позволил человечеству совершить качественный скачок в восприятии структуры мироздания. Развитие физики и механики, прикладных наук и машиностроения привело к колоссальному повышению производительности труда. Мир Ньютона был простым и понятным, управлялся правилами «или — или» и был строго материален. Беспрецедентный по своим историческим масштабам взрыв в развитии наук и технологий развился в создание технократической цивилизации и идеологии материального потребления — так называемого типа западной цивилизации.
Упрощенно его можно охарактеризовать как превалирование материальных ценностей над духовными, внешнего мира человека над внутренним, создание и утверждение материалистической идеологии. Человек живет один раз, и должен насладиться всеми материальными благами на этом свете, причем любыми средствами. Так появились постулаты о том, что «цель оправдывает средства», «после нас хоть потоп», «рай или ад будет потом, и будет ли вообще — неизвестно, а жить хочется сегодня», сформировалось убеждение о праве вмешательства в дела стороннего мира (апогей — безоговорочное право насаждения Америкой с помощью денег и оружия своей модели «демократии» по всему миру). Церковный институт веры, особенно на фоне истории его становления (одна торговля индульгенциями чего стоит), при таком глобальном размахе просвещения и образования разваливался по швам, превращаясь в механическое выполнение традиционных ритуалов. Недостоверно обоснованная идеалистическая составляющая западного мировоззрения (христианство во всех его проявлениях) к началу третьего тысячелетия конкуренции с материализмом не выдержала.
Ситуацию с кризисным положением западного мировоззрения усугубила и революционная теория Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», еще больше увеличив разрыв между восточным и западным мироощущением. В своей работе Дарвин ввел в обиход термин «естественный отбор», который из сферы эволюции животного мира и формирования новых видов впоследствии перенесли в сферу межличностных взаимоотношений в человеческом сообществе, чем в очередной раз кардинально изменили нашу жизнь.
Создание Гауссом, Хевисайдом и Лобачевским альтернативных математических систем, кардинально разрушающих основы как самой классической математики, так и Эвклидовой геометрии, когда оказалось, что параллельные прямые могут пересекаться и через одну точку можно провести две прямые, параллельные заданной, а также появившаяся на заре прошлого века теория относительности Альберта Эйнштейна и рождение Нильсом Бором квантовой физики не уменьшили кризисного напряжения в западной мировоззренческой структуре.
Представление о Вселенной как о часовом механизме было разрушено. Казавшийся легко изучаемым, понимаемым и описуемым, управляемым простыми правилами «или — или», материальный мир вдруг полностью потерял свою основу. Перед западным миром появилась научно обоснованная необходимость принятия новых правил мышления — помимо классического способа по типу «или — или», построенных по принципу квантового типа «и так, и так».
Вся западная идеология, базирующаяся на классических принципах древнегреческой философии, начала рассыпаться как карточный домик. Диалектическая (или дихотомическая) мировоззренческая система окончательно погрязла в глубоком идеологическом кризисе неполноценного мировосприятия и мироощущения. Зарожденный еще триста лет назад идеологический кризис достиг своей разрешающей силы. Западное общество, невзирая на накопленные материальные ценности и богатства, сталкивается с дилеммой о смысле жизни в такой же мере, как и восточные. Жить только материальным сложно и невесело. Развитие науки и техники сегодня уже идет в большей степени экстенсивно, придется искать новые пути и методы познания. В противовес западному типу цивилизации восточная делает больший упор на внутреннем мире личности, проповедуя позицию активного невмешательства в происходящее. Однако времена нищих, но «просветленных» тоже уже канули в Лету. Сегодняшние наставники-суфисты предпочитают ездить на «лексусах» и жить в городе Киеве на улице Михайловской. На духовной пище без материальных макарон далеко не уедешь.
А мы с вами, жители пограничной страны Украина, стоим в полном идеологическом кризисе по самые уши — между восточным и западным мировоззрениями. Мы шли к этому кризису лет триста, просто с разных сторон: одни — с Востока, другие — с Запада. Украине повезло оказаться посередине. Может, можно механически скрестить материализм одних и идеализм других, и получим принципиально новую версию дуализма? Думаю, генезис «идеологического кризиса» западной мировоззренческой системы, который нас как «прозападное» государство касается в полной мере, мы рассмотрели достаточно подробно, чтобы сделать определенные выводы.
Первый и основной — идеологический кризис объективно существует. Классического способа мышления по типу «или — или» принципиально недостаточно как для познания мира и себя, так и для определения своего места в жизни и обретения счастья и душевного покоя. Ни отдельные индивидуумы, ни общество в целом без изменения своих принципов мышления и отношения как к своему внутреннему миру, так и к окружающей среде (и материальной, и социальной) существовать в равновесном состоянии уже не могут. Выхода из этой ситуации два: или измениться нам как системе, находящейся в кризисе, или окружающая нас среда изменится таким образом, чтобы мы изменились так, как этой среде будет удобно.
Понятно? Нет? Все равно подумайте над сказанным и над тем, что лучше — бездействие или попытка расширить границы своего сознания и найти выход из кризисного положения. Может быть, для этого нужно опять вспомнить величайшие открытия в науке последнего столетия и понять, какое влияние они оказывают на наше мировосприятие и мироощущение? Я имею в виду теорию относительности А.Эйнштейна и рождение квантовой физики. Именно эти теории вкупе с ньютоновской «натуральной философией» позволяют нам принять дуалистическое строение мироздания и нашего существования, преодолеть кризис идеологий, перейдя от классического способа мышления по типу «или — или» к квантовому «и так, и так», не отказываясь при этом и от классического. Материальный мир, как и духовный, подчиняются законам физики и Исаака Ньютона, и квантовой одновременно.
С одной стороны, принимая какое либо решение, человек действует по принципу «или — или» (единица или ноль, право—лево, вперед—назад, хорошо—плохо, хочу—не хочу). С другой — принимая решения и совершая поступки, мы живем в мире, где невозможно точно определить положение или скорость электрона, а «свет» одновременно является и волновой (энергетической), и материальной структурой. Что же нам делать с этим хаосом? Думаю, именно из-за этой кажущейся неопределенности мироздания и возникло состояние или ощущения человечеством перманентной повышенной стрессорности жизни. Но неопределенности поведения микромира нет, так же, как нет причин для стресса.
Современная физика утверждает постулат, основываясь на как бы хаотичности поведения атомов и электронов, о полной непредсказуемости и беспричинности поведения частиц в микромире; синоптики экстраполируют этот постулат на погоду; философы, соответственно, говорят о непредсказуемости, беспричинности и неопределенности мира и жизни. Думаю, у нас просто пока нет инструмента осмысления определенности и причинности из-за громадного массива информации. Но как ни крути, а взмах крыла бабочки может вызвать торнадо в Атлантическом океане…