С 1 января 2013 года в России вступил в силу закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ", устанавливающий запрет на усыновление российских сирот гражданами США. Закон, принятый Госдумой в ответ на американский "акт Магнитского", которым были установлены визовые санкции в отношении российских чиновников, причастных к нарушениям прав человека, СМИ сразу же окрестили "антисиротским", "законом подлецов", а также "законом Димы Яковлева" (по имени двухлетнего россиянина, усыновленного американскими гражданами в 2008 году и спустя четыре месяца погибшего по вине приемного отца). Абсурдный и нелогичный антимагнитский закон вызвал большой общественный резонанс как в самой России (собрав на "марше против подлецов" десятки тысяч протестующих, а под петицией за его отмену - более ста тысяч подписей), так и за ее пределами, став еще одним поводом обратить внимание на положение детей-сирот и лишенных родительской опеки в собственных странах. Россия, в банке данных которой находятся 128 тысяч анкет детей-сирот, намерена теперь упростить процедуру усыновления, сократив ее сроки и требования к будущим родителям. К сожалению, как считает россиянин Александр Гезалов, бывший воспитанник детдома, а ныне эксперт по социальному сиротству стран СНГ, когда начинают встряхивать белье с сиротской койки, то при этом часто не замечают лежащего на ней ребенка… Круги по поверхности сиротской темы пошли и в Украине.
Так, президент Янукович во вторник внес на рассмотрение ВР законопроект №2002 о ратификации Украиной Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве по вопросам международного усыновления. Напомним, что подобные законопроекты ранее отклонялись ВР уже трижды. Неприятие вызывала, прежде всего, 32 статья конвенции, предусматривающая "выплату разумных профессиональных гонораров лицам, принимающим участие в процессе усыновления". Ведь посредническая коммерческая деятельность по усыновлению детей запрещена украинским законодательством. Противники ратификации опасались также, что недостаточно четко выписанные правила аккредитации в Украине иностранных агентств по усыновлению, работу которых предусматривает конвенция, создадут дополнительные возможности для злоупотреблений и что приоритет национального усыновления в результате будет нарушен. Защитники Гаагской конвенции, наоборот, считают, что ее ратификация не только сделает процедуру международного усыновления более прозрачной, но и позволит улучшить качество контроля за судьбой уже усыновленных иностранцами детей (как известно, они остаются гражданами Украины до достижения ими 18 лет). Сегодня эта функция возложена на украинские консульства.
В общем, международное усыновление - тема непростая. И подходы к ней существуют разные. Так, например, 10-м пунктом статьи "ІV. Гражданство и миграция. Право на Родину и защиту жизненного пространства" "Программы защиты украинцев" ВО "Свобода" значится: "Установить запрет усыновления украинских детей иностранцами". О планах партии в этой сфере ZN.UA рассказал ее лидер Олег Тягнибок: "ВО "Свобода" не практикует отказываться от положений своей программы. В частности, мы и в дальнейшем будем настаивать на запрете усыновления украинских детей иностранцами. Наша программа - проявление нашего мировоззрения, и как идеологическая, последовательная партия мы не будем менять его для получения каких-то тактических политических преимуществ, более того, с оглядкой на международную конъюнктуру.
Мы убеждены, что в условиях глубокого демографического кризиса, и после того, как Украина пережила ужасы голодоморов, нельзя так легко отдавать иностранцам одно из главных сокровищ нации - ее генофонд. Кроме того, мы прекрасно понимаем: должно пройти много лет с нормальной властью в Украине, пока наше государство станет способно контролировать через свои дипломатические службы условия, в которых проживают за рубежом наши усыновленные иностранцами дети. Сегодня практически нет никаких гарантий, что отданный ребенок не станет объектом внимания черных трансплантологов.
Очевидно, что этот пункт нашей программы следует рассматривать в комплексе с другими положениями. Мы ценим жизнь каждого украинского ребенка и предлагаем достаточно много механизмов, с помощью которых можно было бы нивелировать проблему сиротства. Например, это пункт 6 раздела III, где мы предлагаем "утвердить государственную жилищную программу, согласно которой семья с тремя детьми получает государственный беспроцентный кредит; семья с четырьмя детьми - государственный беспроцентный кредит, 50% которого подлежит возвращению; семья с пятью детьми и более - бесплатное жилье от государства". Пункт 60 раздела II - "предоставлять нетрудоспособным гражданам и детям-сиротам государственную адресную помощь в размере не меньшем, чем размер прожиточного минимума" и так далее.
Что касается законопроекта, внедряющего в жизнь положения нашей программы о запрете усыновления иностранцами, то этот ее пункт не является первоочередным. Он будет внесен после инициирования наиболее насущных законопроектов, касающихся первоочередных шагов по свержению антиукраинского режима и проведению коренных изменений с целью достижения национальной, социальной и исторической справедливости. Прежде нужно улучшить уровень жизни среднестатистического украинца, тем самым увеличив его желание и возможности усыновлять детей".
- Людмила Семеновна, меня удивляет, что в списке стран, усыновляющих из Украины, Израиль – даже не в пятерке…
- Одно время Израиль усыновлял в Украине очень активно и много. До тех пор, пока у нас были для усыновления маленькие здоровые дети. Сегодня Израиль уходит из Украины, потому что таких детей для международного усыновления нет.
- С чем связан пик устройства украинских детей-сирот и лишенных родительской опеки во всевозможные формы семейного воспитания в 2008 году (рис.2)?
- Во-первых, 2008-й был объявлен Годом приемной семьи и развития семейных форм воспитания. Был принят закон, в два раза увеличивающий сумму на содержание детей, находящихся в семьях под опекой. Были внесены изменения в законодательство о том, что факт усыновления приравнивается к факту рождения ребенка, и семья будет получать такие же деньги после усыновления, как если бы там родился первый ребенок. 30 сентября было провозглашено Днем усыновителей. То есть государство и общество на всех уровнях заявило о своей признательности тем гражданам, которые берут в свои семьи детей-сирот. Все это в комплексе дало такой результат.
- Крайне малая, в сравнении с прежними годами, цифра международных усыновлений в 2012-м (803) связана с какими-то искусственными ограничениями?
- Цифра международных усыновлений уменьшалась с 2006 года. В 2008-м были приняты два ограничения. Во-первых, украинских детей не могут усыновлять одинокие иностранцы (не пребывающие в браке). Во-вторых, законодательно было введено ограничение разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым - она не должна превышать 45 лет (раньше детей усыновляли иностранцы глубокого пенсионного возраста). Правда, в 2011-м это положение отменили, зато ввели норму, что дети до пяти лет не подлежат усыновлению за рубеж. Исключение составляют те, у кого нет шансов быть усыновленными гражданами Украины, поскольку они страдают заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный приказом № 973 Минздрава от 27.12.2011 г.
Но вопрос даже не в том, что в Украине действуют ограничения на усыновление детей за рубеж. В стране из года в год растет количество детей, которых усыновляют и забирают в свои семьи украинцы. Соответственно уменьшается количество детей для усыновления за рубеж. Нужно понимать также и то, что, как во всех странах, на протяжении первого года сиротства ребенок может быть усыновлен только гражданами Украины.
Чем активнее украинцы берут детей в свои семьи, тем меньше шансов у иностранцев усыновить детей, которых они бы хотели - маленьких и здоровых. Таких детей для межгосударственного усыновления сегодня нет.
На сегодняшний день у нас 95 тысяч 956 детей-сирот и лишенных родительской опеки. В базе данных на усыновление находится 26 тысяч анкет. Из них: полторы тысячи - дети до пяти лет, имеющие очень серьезные заболевания, которых неохотно берут в семьи не только украинские, но и иностранные усыновители; 11 тысяч - те, кто воспитывается в приемных семьях, ДДСТ, находится под опекой и, согласно 24 статье Закона "Об охране детства", усыновлению за рубеж не подлежат, только внутри страны, что полностью соответствует 21 статье Конвенции ООН о правах ребенка. Пять тысяч - это дети, которые пребывают на учете для усыновления менее одного года и не могут быть усыновлены за рубеж (только внутри страны). Три тысячи - лица, которым в этом году исполнится 18 лет (в США, к примеру, разрешается усыновление детей в возрасте до 16 лет). Остается около шести тысяч сирот, которых могут усыновить иностранцы. В основном это больные дети, из больших семейных групп или же старшего возраста. (Справедливости ради надо отметить, что американцы ежегодно усыновляют около 30 украинских детей с синдромом Дауна. Как правило, это родители, потерявшие собственного "солнечного" ребенка. Украинские семьи таких не берут. В США же существуют хорошие программы социализации.)
Сегодня Украина устраивает в приемные семьи две с половиной тысячи детей ежегодно. И нужно еще немножко больше поработать, оказывать семьям более качественные услуги для того, чтобы страна не запрещала межгосударственное усыновление, а научилась сама обеспечивать право ребенка на воспитание в семье.
- Официальная цифра отмены зарубежных усыновлений в 2012 году невелика (рис.3), но все же она выше прежних. Это связано с улучшением системы контроля за усыновленными за рубеж украинскими детьми?
- Нет. Я хочу напомнить, что в 2005 году в ДДСТ и приемных семьях у нас воспитывалась одна тысяча детей. Сейчас - около 12 тысяч. Усыновлению за рубеж они не подлежат. То есть, чем больше детей устраиваются в семейные формы воспитания в Украине, тем меньше остается детей для межгосударственного усыновления. Граждане Украины тоже стараются брать детей поменьше и поздоровее. Таким образом, сегодня основная часть усыновленных за рубеж это дети старше 10 лет. В такой возрастной группе отказы от усыновления не редкость. Если в отношении маленьких детей существует риск появления заболевания, которое невозможно было диагностировать во время усыновления, то в отношении детей старшего возраста существует большая вероятность отказа – им сложнее адаптироваться. В основном это дети, которых усыновили решением украинского суда, а потом они отказались ехать в страну усыновления.
Четыре года назад СМИ всколыхнула информация о якобы задержанной в аэропорту Борисполь гражданке США, которая вывозила 12-летнюю украинку. Никакого криминала там не было. Дав согласие на усыновление и приехав в Борисполь, девочка отказалась ехать в Америку. Чем старше дети, которые остаются для усыновления за рубеж, тем больше таких случаев будет.
Кроме того, на протяжении последних семи лет ежегодно был хотя бы один случай возврата Украину детей, усыновленных прежде всего гражданами США. Случается, что усыновляются (и законодательно существует такое требование) дети из одной семьи, имеющие большую разницу в возрасте. И если в пять-девять лет адаптируются относительно быстро, то тем, кто попадает в другую страну в 15-16 лет, очень сложно. Поэтому такие дети иногда возвращаются в Украину, имея статус усыновленных и будучи гражданами США. То есть это не отмена усыновления. Такие случаи (их немного) были всегда.
- Ваше отношение к антимагнитскому закону?
- Я считаю, что ни в каких политических ситуациях нельзя решать вопросы ценой жизни, комфорта, здоровья и благополучия детей. Это, во-первых. А во-вторых, нужно не запрещать межгосударственное усыновление, а работать на то, чтобы каждый ребенок был устроен в семью россиян. Такой закон - это нечестно и непрофессионально по отношению к детям. Если Россия с завтрашнего дня начнет эффективно работать на развитие национального усыновления и на устройство детей в семьи собственных граждан, тогда это решение будет иметь право на жизнь.
Проект государственной программы РФ называется "Россия без сирот". Я не воспринимаю подобных названий, которые все чаще появляются среди общественных организаций. Дети-сироты и лишенные родительской опеки всегда будут в любом государстве. К сожалению, смерть родителей, их асоциальное поведение и другие процессы отменить нельзя. Вопрос в честном отношении государства к таким детям. Если уж так случилось, что ребенок лишился родительской опеки, то государство обязано принять все меры для того, чтобы он воспитывался все-таки не в учреждении, а в семье. И если есть серьезные проблемы с организацией и обеспечением этого процесса, то государство обязано обращаться к иностранным гражданам с просьбой помочь обеспечить его детей семьей. Но если оно само справляется с проблемой, то в таком государстве нет и межгосударственного усыновления.
В Украине ситуация за последние семь лет разительно изменилась. Сегодня в семьях украинских граждан растет 35 тысяч усыновленных детей. Около 64 тысяч детей воспитываются в семьях под опекой, около 12 тысяч детей устроены в приемные семьи и ДДСТ. Около 16 тысяч детей-сирот и лишенных родительской опеки все еще находятся в интернатных учреждениях. Такова реальная ситуация. Для Украины задача заключается в следующем - устроить детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, в семьи украинских граждан. И вопрос межгосударственного усыновления отпадет сам собой. Оно может оставаться нормой в законодательстве, но необходимости в нем просто не будет.
- Сколько на вашей памяти было попыток ввести мораторий на зарубежное усыновление в Украине? И с чем они были связаны?
- Мораторий на усыновление украинских детей существовал у нас в 1994-1996 годах - тогда рождалась система усыновления. В 2009 году, когда ВР в очередной раз отклонила ратификацию Гаагской конвенции по вопросам межгосударственного усыновления, тогдашний семейный министр Ю.Павленко в запале заявил: если мы не можем защитить усыновленных за рубеж украинских детей и при этом не принимаем конвенцию, то нужно решать вопрос путем запрета их усыновлять. После этого был внесен законопроект о моратории на усыновление. Тогда он так и не дошел до рассмотрения ВР, хотя и будоражил сознание многих людей. Насколько мне известно, на прошлой неделе он был отклонен.
Что касается пункта программы ВО "Свобода" относительно запрета иностранцам усыновлять украинских детей, то как цель это, наверное, хорошо. Но еще раз повторяю: не путем запрета или моратория.
- Как принятие подобного моратория повлияло бы сегодня на судьбу украинских сирот?
- Я не верю в то, что сегодня Украина готова это сделать. Я верю в мудрость народных депутатов. И думаю, что они скорее примут решение об увеличении субвенций на устройство детей в приемные семьи и ДДСТ, в поддержку семей, усыновивших детей. Такой законопроект внесен. Сегодня нужно думать о том, чтобы создать как можно больше приемных семей, в том числе для детей старшего возраста, для тех, кто находится в конфликте с законом, имеет особенности в поведении. Потому что таких брать не очень хотят. Я за то, чтобы дети были устроены в семьи граждан Украины, и на это работаю много лет. Но я не верю в перспективность моратория.