«Мам, знаешь что?Представьте, что вы разговариваете с человеком, который вас совершенно не слушает или не дает вам слова сказать. Это очень обидно и утомительно, а детям приходится жить с этим изо дня в день. Им велено слушать, пока мы их наставляем, инструктируем и поправляем. Но когда говорят они, то, вместо того, чтобы слушать, мы чаще всего просто ждем возможности сказать им что-то еще.
Умение слушать может быть самой важной составной частью разговора с детьми. Это дает нам возможность побольше узнать и о них, и от них (иногда, если прислушаться, мы с удивлением отмечаем, что они уже знают многое из того, что мы собираемся им поведать). И хотя вам потребуется терпение, чтобы выслушивать порой бессвязные рассказы ребенка, ничто так не воспитывает у ребенка самоуважение, как сознание, что кому-то интересно и важно то, что он говорит. Если мысль о том, чтобы внимательно выслушивать и уважать своего собственного ребенка, для вас в корне нова, то попробуйте запомнить следующее:
? Больше семи фраз подряд - это уже лекция.
? Общайтесь с детьми, пусть ваш разговор будет диалогом.
? Наберитесь терпения. Не пытайтесь тянуть из ребенка слова. Не заканчивайте за него предложения.
? Начинайте слушать, что говорит ребенок, как только он начнет строить простейшие словосочетания, и не переставайте. Общение с детьми похоже на поддержание спортивной формы. Для того, чтобы постоянно хорошо играть в теннис, надо постоянно тренироваться. Разговоры с детьми тоже требуют постоянной практики.
? Старайтесь поворачиваться лицом к ребенку, когда говорите и когда слушаете. Смотрите ему в глаза. Если это невозможно (например, вам надо смотреть на готовящееся на плите блюдо), вежливо извинитесь за это перед ребенком, как извинились бы перед взрослым. Он вырастет гораздо лучше воспитанным и научится уважать собеседника.
? Тихо побудьте в поле зрения ребенка. Посидите на краешке песочницы. Посмотрите вместе мультфильм. Почитайте что-нибудь вслух. Подоткнув ему на ночь одеяло, присядьте на минутку в ногах постели. Большинство детей начнут болтать просто для того, чтобы вы не уходили.
? Сердиты? Остыньте, прежде чем открывать рот.
? Если вам нужно съездить по делам (в магазин и т.п.), возьмите одного из детей с собой (если у вас больше одного, строго соблюдайте очередность, чтобы никого не обойти и не обидеть). Разговоры с глазу на глаз повышают ваши шансы услышать очень интересные откровения.
? Задавайте обдуманные вопросы. Имейте в виду, что вопрос, который начинается со слов «а почему ты...», как правило, вызывает желание обороняться, особенно у ребенка.
? Расскажите ребенку что-нибудь о себе, о своих делах. Узнайте его мнение.
? Вспомните что-нибудь, что должно было произойти в жизни ребенка вчера - контрольная, неприятная встреча - и задайте вопрос о том, как это прошло.
? Определите в своей занятой жизни отрезок времени, когда вы будете в распоряжении своего ребенка. Например, если вы работаете, вы можете застолбить себе определенное время на телефонный разговор после прихода ребенка из школы.
? Не мешайте ребенку чувствовать то, что он чувствует. Даже если вы не понимаете, почему он так огорчен, не пытайтесь уговаривать его не расстраиваться или не сердиться. Вспомните, как вы были маленькой и расстроенной, а вам говорили: «Ах, какие пустяки, как можно из-за этого плакать!» Вы имеете право на свои эмоции, и ваши дети тоже.
? Отложите газету. Выключите телевизор. Перестаньте на минутку подметать. Отставьте все другие мысли и сосредоточьтесь на своем ребенке, когда он с вами разговаривает.
? Старайтесь не всегда поправлять его произношение или грамматику. Вникните в суть того, что ребенок говорит. Постарайтесь показать ему, что вы его понимаете, сочувствуете ему, хотите помочь.
Если вам говорят: «Мам, знаешь, что?», то сядьте поудобнее и спросите: «Что?»