Общество может выражать им признательность почетом и поддержкой. Например, прикладывая руку к сердцу при встрече (как это предлагает проект "Благодаря тебе").
Государство выказывает свою признательность, создавая должную систему поддержки ветеранов и их семей, а также семей погибших ветеранов, закладывая права, гарантии и достаточно возможностей для их развития.
Определение, кого принято считать ветеранами, и система гарантий закреплены в Законе "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты".
Однако как с определением статуса, так и с перечнем гарантий есть проблемы. В частности, законодательство приравнивает к ветеранам как военных, так и гражданское население, которое не принимало участия в боевых действиях, но либо получило повреждение, находясь на территории ведения боевых действий, либо, например, оказывает помощь защитникам.
Система льготного обеспечения далеко не всегда отвечает запросу самих ветеранов.
Чтобы узнать, как ветераны относятся к льготам, социологическая компания Kantar, по заказу ОО "Юридическая сотня", опросила 1215 ветеранов, кого они считают ветеранами, какие льготы имеют, используют и в каких заинтересованы. (Ознакомиться с результатами исследования можно здесь: https://legal100.org.ua/wp-content/uploads/2019/09/Zvit_Kantar-dlya-Yursotni.pdf)
Участие в опросе приняли представители ветеранов разных категорий. Были опрошены 740 участников боевых действий АТО/ООС; 213 - человека с инвалидностью вследствие войны; 151 - участники войны; 117 - ветераны Афганистана; 33 - пострадавшие во время Революции достоинства. Опрос проводился в городах, где проживает больше всего ветеранов: в Киеве, Харькове, Днепре, Одессе, Львове, Запорожье, Мариуполе, Кривом Роге, Житомире, Белой Церкви. При этом спрашивали и об имеющихся льготах, и о потенциально возможных.
Если законодательство Украины причисляет к ветеранам и гражданских лиц (например, пострадавших во время Революции достоинства или от боевых действий на Востоке Украины), то большинство опрошенных (92%) считают ветеранами лишь тех, кто принимал участие в боевых действиях.
Две трети пострадавших во время Революции достоинства зачисляют себя в категорию ветеранов. В то же время среди других опрошенных лишь каждый пятый считает пострадавших во время Майдана ветеранами.
По данным исследования, ко льготам, о которых больше всего знают и которыми чаще всего пользуются, относятся:
- льготы на жилищно-коммунальные услуги;
- выплаты к 5 мая;
- бесплатный проезд в городском общественном, междугородном транспорте.
Есть ряд льгот, о которых все знают, однако воспользоваться которыми не могут из-за несовершенного механизма:
- получение земельного участка;
- первоочередное бесплатное зубопротезирование;
- ежегодное медицинское обследование и диспансеризация;
- приоритет в государственном обеспечении жильем.
С обеспечением жильем и землей сложнее всего. Государство не может обеспечить всех ветеранов квартирами и земельными участками. Однако исследование свидетельствует о желании ветеранов воспользоваться этими гарантиями.
А вот что касается льгот по психологической помощи, образованию, трудоустройству, которые могут стать "удочкой", опрошенные не понимают их значения и ценности.
В частности, вероятность обращения среди тех, кто еще не обращался за психологической помощью, довольно низка. Однако положительно и высоко такую возможность оценивают те, кто имеет опыт обращения за такой помощью.
Образовательными льготами при поступлении в заведения высшего образования пользуются лишь 5% опрошенных ветеранов, то есть на обучение спроса нет - то ли за неимением информации о возможности получить эту льготу, то ли из-за незаинтересованности самих ветеранов. Кроме того, нужно учитывать, что более половины опрошенных были в возрасте за 50 лет. Среди опрошенных младшего возраста многие уже воспользовались правом на бесплатное обучение до прохождения военной службы.
Непопулярна среди аудитории и помощь в трудоустройстве. Помощь центра занятости в открытии собственного бизнеса, льготы и кредиты для бизнеса интересуют лишь 1% опрошенных. В то же время у 9% опрошенных ветеранов были проблемы на работе и во время трудоустройства, связанные с их статусом ветерана.
Проигрывает государство и в коммуникации с ветеранами. По данным исследования, основными источниками информации о правах и льготах ветеранов опрошенные респонденты считают информацию от побратимов и интернет-ресурсы. Ветераны АТО/ООС считают, что имеют достаточно информации. Зато люди преклонного возраста и лица с инвалидностью чаще получают информацию из телепередач. И они чаще говорят о недостатке информации. Ветераны Афганистана получают информацию преимущественно от ветеранских организаций.
В своих информационных кампаниях государству следует объяснять ветеранам, как защищать свои права. Треть опрошенных отмечает, что сталкивались с нарушениями их прав. При этом о положительном опыте защиты своих прав как ветеранов говорят лишь 17% респондентов. Еще 43% отмечают, что теоретически знают, как защитить свои права, но опыта такого у них нет. Такая категория, как участники войны, чаще отмечает абсолютный недостаток информации о защите своих прав.
О чем свидетельствуют результаты опроса?
Как говорит народная мудрость, людям нужно давать удочку, тогда они сами смогут поймать рыбу. Именно удочкой может стать постепенный переход от компенсационных льгот к гарантиям, которые будут способствовать реализации потенциала и опыта, полученного на войне.
Усиление программ по профориентации и трудоустройству, образованию, закладыванию основ собственного дела и решению жилищных проблем тех, кто в этом нуждается, станет наиболее удачным способом проявления уважения государства к ветеранам.
Объяснить такой спрос на материальные льготы можно тем, что другие направления в государстве не развиты и не коммуницируются должным образом.
Мы можем сделать намного больше для ветеранского сообщества, если перестанем откупаться от ветеранов, а дадим им реальную возможность развиваться в гражданской жизни после увольнения со службы.