В прошлом году пришлось готовить репортаж с больше приспособлены к пребыванию в школьном коллективе, — рассказывает директор Львовской средней общеобразовательной школы №8 Михаил Эрстенюк. — Те же, кто его не посещал, хуже организованы, труднее привыкают к коллективу. Но справедливо и то, что дети из детского садика приобретают многие негативные черты коллектива, им не хватает внутренней культуры.
В отличие от других школ, директору этой специализированной школы с немецким языком обучения намного легче работать: здесь есть возможность выбирать учеников. Действует жесткий конкурсный отбор, во главе угла которого специальные психологические тесты.
— Чтобы составить свое мнение о ребенке, мне достаточно видеть его глаза, — утверждает М.Эрстенюк. — Если конкретнее, то для нас важно не то, умеет ли ребенок считать и писать — этому мы научим, а знает ли, что в городе есть театры, был ли он там, знает ли, что за памятник установлен около оперного театра, что знает о своей семье.
— Все проблемы и беды нашего государства, — убежден директор, — идут из семьи. Ведь многие семьи, зарегистрированные официально, в действительности таковыми не являются. Потому что, когда отец или мама на заработках, а ребенка воспитывают бабушка с дедушкой, в этом нет ничего хорошего. Родители жалеют детей и присылают им из-за границы деньги, считая, что делают хорошо. Потом, вернувшись с заработков, приходят с просьбой взять их ребенка в школу. А что может сделать школа, если глаза у ребенка пустые? А все из-за того, что он рос без материнской ласки.
— Не нужно спешить учить ребенка читать и писать, знать таблицу умножения и т.п. Наступит время, и он сам захочет выучить буквы. Но его нужно развивать: водить в театр, на экскурсии в горы или лес, рассказывать, как растет цветок, как работает двигатель машины. Раз в неделю водить в церковь — это очень хорошо, — считает М.Эрстенюк.
Он — за коллективное воспитание детей, но категорически против «колхозов», нивелирующих детские души. Садик должен взять за основу домашнее воспитание, а не творить что-то общее и часто непонятное. Чтобы время, проведенное там, не сводилось только к физическому пребыванию. Сегодня в государстве нет концепции детского воспитания. Но к этому вопросу надо возвращаться и возвращаться. Обязательно следует подключить церковь. Не имеет значения — греко-католическую, православную, украинскую или русскую, адвентистскую или евангелистскую. Церковь должна научить, что кроме тела есть еще душа...
Сейчас же множество детей находится вне школы, вне детского садика, вне дома. «А когда ребенок вырастает на улице, то никакая школа уже не поможет», — разводят руками наши педагоги. И очень хорошо, что для детей, у которых отсутствует семейное воспитание, есть детский садик. Именно он, по мнению педагогов, должен был бы закладывать и развивать элементарную христианскую и семейную любовь. А дальше уже школьные учителя постараются не растерять их воспитание.