Вместе с тем только каждый восьмой указал на проблемы или ограничения в доступе к правосудию из-за того, что он проживает не по "прописке".
Такие данные приводят авторы Зеленой книги системы регистрации местожительства в Украине со ссылкой на социологический опрос относительно института прописки.
Они напоминают, что одной из гарантий реализации права на доступ к правосудию является материально-техническое обеспечение судов, развитие системы судов таким образом, чтобы они были максимально приближены и доступны для населения, а также подбор лишь высококвалифицированных лиц на должность судьи.
Информация о "прописке" играет важную роль в доступе украинцев к правосудию. Формально ее используют во всех разновидностях судебных процессов. Но самое большое значение она все-таки имеет для гражданского судопроизводства. По ней определяют, какой именно суд будет рассматривать дело.
Также по зарегистрированному адресу проживания суд ведет коммуникацию о ходе судебного разбирательства, в частности присылает сторонам повестки и судебные сообщения. Адрес переписки с судом можно изменить по заявлению, но если человек не живет по "прописке", то он и не получает письма и из-за этого лишен участия в принятии иногда жизненно важных для него решений.
В уголовном же процессе "прописка" не влияет на ход досудебного расследования или избрания меры пресечения. А во время ограничения свободы осужденный человек отбывает наказание по месту его проживания. Он также может по мотивированному заявлению изменить место отбытия наказания на учреждение в другой местности, где живут родственники.
Кроме этого, сложности с доступом к правосудию возникают у жителей временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей и Автономной Республики Крым.
С потерей контроля над регионом и невозможностью посылать отправления украинскими почтовыми службами возникли ограничения в восстановлении материалов дел, исполнении судебных решений и сообщении участникам дела о судебных заседаниях. Из-за банковских ограничений и отказа украинских судов признавать документы, выданные в Крыму, а также в Донецкой и Луганской областях, истцы не могут платить судебные издержки.
Электронный суд
Спасением для жителей оккупированных территорий, жителей горной местности и других мобильных граждан будет электронное правосудие. Благодаря которому, при наличии электронно-цифровой подписи, уже сейчас можно обращаться во все местные и апелляционные суды, а в будущем - и в Верховный суд. В этом убеждена аналитик проекта реформы регистрации местожительства адвокат Центра прав человека ZMINA Вита Мусатенко.
"Хотя Государственная судебная администрация и уверяет, что электронное правосудие в Украине работает, но это не так. Суды большей частью не принимают документы в электронном виде, обязуя истцов подавать их в бумажном виде. Но если оно заработает, это упростит процесс правосудия для граждан и удешевит его. Судебный сбор составит лишь 0,8% от установленной ставки судебного сбора. Человек в любое время с любого компьютера с использованием электронно-цифровой подписи сможет ознакомиться с иском против него. Он видит все доказательства и может подать в электронном формате свое возражение против иска. Таким образом гражданин может стать активным участником процесса, где бы он ни был", - рассказала правозащитник и соавтор Зеленой книги.
Более того, она убеждена, что полное электронное обращение судебного дела сделает невозможным процессуальное злоупотребление своими правами со стороны участников дела, а следовательно ускорит принятие решений судами. В Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе обязательно регистрируются адвокаты, нотариусы, частные исполнители, арбитражные руководители, судебные эксперты, государственные органы, органы местного самоуправления и субъекты хозяйствования государственных и коммунальных предприятий. Другие участники процесса могут регистрировать свои официальные электронные адреса в этой системе добровольно.
Видеоконференции
Вместе с тем, по ее убеждению, если государство обеспечит гражданам легкий доступ к видеоконференции с ближайших к ним судов, это также сэкономит им средства и время. Такой возможностью они уже могут воспользоваться, однако суды не всегда соглашаются на это.
В ответ на информационный запрос ZMINA Государственная судебная администрация сообщила, что на подконтрольных правительству Украины территориях 674 суда используют систему видеоконференцсвязи. Однако судебных залов, оснащенных этой системой, всего 1899. О планах увеличить количество таких судебных залов ведомство отказалось сообщить.
Реформа "прописки"
Следующим возможным способом решить проблемы с доступом к правосудию эксперты называют уведомительную систему регистрации местожительства, благодаря которой люди могут регистрировать фактическое местожительство.
Сейчас, если ответчик - физическое лицо, которое не является субъектом предпринимательской деятельности, суд на протяжении двух дней обращается в органы регистрации, чтобы те предоставили информацию о "прописке" (пребывании) ответчика. Чтобы определиться с подсудностью дела, судьи могут также пользоваться данными Единого государственного демографического реестра. Однако доступа к этому реестру у них нет. А потому они вынуждены брать бумажные справки в Государственной миграционной службе. Такую информацию органы регистрации должны сообщить на протяжении пяти дней, но на практике судам могут давать ответ до двух месяцев.
Вита Мусатенко убеждена: если судам предоставить доступ к демографическому реестру, это значительно ускорит осуществление правосудия, увеличит показатели рассмотренных дел, будет способствовать своевременной защите прав граждан и исполнению решений суда.
Более того, в досудебном уголовном производстве уведомительная система будет дополнительным гарантом того, что у человека есть подтвержденное местожительство, по которому он может находиться на домашнем аресте.
По данным социологического опроса, чтобы получить услуги или реализовать свое право, 32% жителей городов, которые проживают не по "прописке", специально ездили в населенные пункты, где они зарегистрированы. На такие поездки они тратили в среднем 750 грн и почти пять дней своего времени.
22% таких граждан заявили, что использовали рабочие дни, чтобы получить услуги, которые зависят от места регистрации. Ежегодные затраты украинцев из-за несовершенной действующей системы регистрации исследователи оценили в 900 млн грн.
Напомним, в июле президент Владимир Зеленский подписал указ "О некоторых мероприятиях по улучшению доступа физических и юридических лиц к электронным услугам". Документ упорядочивает работу госреестров и онлайн-услуг. Указ должен облегчить жизнь украинцев, которые, чтобы получить базовые административные услуги, из-за неналаженного обмена информацией между Единым государственным демографическим реестром и Государственным реестром актов гражданского состояния граждан вынуждены ездить к месту своей регистрации.