В повседневной жизни нас окружает масса вещей. Многие из них настолько привычны, что зачастую мы просто забываем о том, что жизнь без них невозможна. Именно так можно сказать об... обычных кровлях. Думается, что если на улице спрашивать прохожих: «Что такое кровля?» - толком смогут ответить далеко не все. Не верите? А я проверил (обычная журналистская практика). В результате из пятидесяти опрошенных прохожих лишь семнадцать дали правильный ответ: «Кровля - это то, чем покрывают крышу». И это несмотря на то, что многие, очень многие занимаются дачным строительством!
Буду откровенен, и я сам к проблемам кровельного дела приобщился недавно. Можно сказать, случайно. Будучи по журналистским делам на столичной выставке «Контрактовий ярмарок», познакомился там со специалистом в области кровельного дела, представлявшим фирму «Технобуд». Это одна из фирм, серьезно занимающихся кровельным делом. Из разговора с технобудовцем я узнал, по крайней мере, азы. Например, что кровли по классу делятся на жесткие и гибкие, а требования, предъявляемые к кровельным материалам, бывают техническими и экономическими. Многие специальные объяснения оказались для меня слишком специальными, и на досуге я решил самостоятельно покопаться в литературе. Многое в истории кровельного дела стало для меня открытием. Возможно, это станет открытием и для читателя...
Если начать с начала, то кровля должна обеспечивать человеку маленькое (но стабильное) пространство для жизни в окружающей его естественной среде обитания. А естественная среда обитания, какой бы благоприятной (в климатическом смысле) она ни была, имеет и оборотную сторону: дождь, снег, ветер, град, морозы, огонь и прочие «прелести», которые обычно никого не радуют. Именно от этих стихий и защищает человека кровля. А с точки зрения производственной, должны быть соблюдены два требования: невысокая стоимость кровли и низкая потребность в систематическом ремонте.
В самую глубину веков опускаться нет смысла. Потому что первые в человеческой истории кровли - нерукотворные: пещеры были первым обиталищем человека. Но уже в эпоху палеолита появляются первые искусственные жилища, кровлей в них были шкуры животных. Как ни странно, но этот первый кровельный материал был гораздо надежнее последующих, изготовленных в более поздние времена и при более высоком уровне технического прогресса. Вот вам два факта, одновременно любопытные и парадоксальные.
XVI век. Небольшой отряд испанцев под командованием Франсиско Писарро вторгся в Перу - империю могущественных инков. К удивлению конкистадоров, города «варваров» были построены гораздо лучше и практичнее, чем их родные мадриды, барселоны, картахены и тем более прочие. И действительно: градостроительство народа кечуа значительно превосходило таковое в тогдашней Европе. Их улицы - шире европейских - были вымощены камнем. Города, разделенные на правильные четырехугольные кварталы, насчитывали сотни каменных зданий. Самым удивительным, однако, было то, что все эти чудеса из камня, украшенные золотом, имели кровли... из соломы. Точнее, из тростника. Владея всеми тайнами керамики, инки не додумались до элементарной черепицы. Не сумели или не было нужды?
Второй факт касается также соломенных крыш. Но уже в нашей с вами Украине. Наши предки также (еще со времен трипольской культуры) владели секретом обработки глины. И все же кровельным материалом им служила солома. Несмотря на то, что украинцы достигли больших успехов в приспособлении соломенной кровли к требованиям, которые предъявляются к кровлям вообще, все же непонятно, почему они не пользовались черепицей, с которой несомненно были знакомы (к тому же материал для изготовления был под рукой) и которая, в отличие от соломы, не требовала постоянного ремонта и была огнестойкой? Возможный ответ таков: черепица применялась в европейских городах именно вследствие своей огнестойкости. Скученность строений в средневековом городе создавала постоянную опасность больших пожаров. Что же касается Украины, то в мелких местечках, состоявших из отдельных усадеб, такого рода угроза не была столь серьезной. К тому же, будучи богатейшей житницей, наша земля предоставляла людям такое количество дешевого кровельного материала - соломы, что у черепицы не было никакой надежды составить ей конкуренцию.
Обращаясь к истории кровельного дела, можно отметить, что наибольший интерес вызывают причины, по которым в той или иной стране использовался именно тот, а не иной кровельный материал. Скажем, глядя на силуэты городов, например, Парижа и Киева начала нынешнего века, замечаешь значительную разницу в крутизне их крыш. Высокие, с мансардами, крыши Парижа и низкоскатные - в Киеве. Тогда все крыши имели уклон (плоские крыши появились в двадцатые годы, после того, как в обиход вошли гибкие кровли из рубероида и толя), но не только в Киеве, а и во всей дореволюционной России. Почему? Да потому, что в качестве кровельного материала во Франции традиционно использовалась черепица, которая требует большого уклона. А в России - железо.
И тут дело было вовсе не в какой-то традиции, а в монополии. К началу нынешнего века в Российской империи существовали два крупнейших треста, которые полностью монополизировали изготовление и реализацию кровельной жести. Этот хорошо известный нам из курса истории «ПРОДАМЕТ» и менее известный, но не менее мощный уральский трест «Кровля». Именно они фактически сумели на одной шестой части суши навязать употребление жести в качестве кровельного материала.
Кровельная жесть и до сих пор занимает в отечественной кровельной индустрии одно из первых мест, уступая лишь гибким кровлям и асбестоцементному шиферу. Так что, как видите, кровли (и, соответственно, их производители) формируют даже силуэты городов, которые очень часто служат источником вдохновения художникам и поэтам. И это тоже любопытно, ибо кровельное мастерство - также вечное творчество, и будущее его безгранично.
Каким оно будет? Как повлияют на силуэты наших городов современные кровельщики? Хотя бы тот же «Технобуд»? Если хотите, пофантазируйте сами. Ведь это же наша с вами задача в области кровельного дела - выбирать себе крышу над головой.