Важнейшие встречи в жизни человека - его встречи с детьми. Никогда не знаешь, кого именно встречаешь в ребенке. Так говорил выдающийся педагог Януш Корчак. В украинских семьях уже подрастают будущие министры, авторы законов и изобретатели. Уверен, многие должностные лица, учителя, врачи, милиционеры уже знакомы с ними.
Но можно ли утверждать, что взрослые сегодня делают все для ребенка, для защиты его прав, для его полноценного развития? Понимают ли родители, что защита прав их детей - это их обязанность, а должностные лица - что защита прав ребенка является более широким понятием, чем выполнение своих функциональных обязанностей? Мы с вами живем во "взрослом" государстве, где приоритеты взрослого преобладают над приоритетами ребенка. Чтобы изменить ситуацию, начинать нужно с определения сущности права ребенка.
Большинство людей, которые ко мне обращаются, считают, что уполномоченный по правам ребенка обязан немедленно удовлетворить их требование, а именно: отменить решение органов власти, судов, уволить виновных, по их мнению, должностных лиц. Авторы обращений, стараясь восстановить законность, порой требуют совершить незаконные действия. Как правило, это выглядит так: не подвергая никакому анализу свои действия относительно защиты прав собственного чада, родители, которые ко мне обращаются, априори исходят из того, что главная их обязанность - одеть и накормить ребенка. Остальное же обязано сделать для него государство, и, как правило, не конкретный врач, учитель, сельский, городской голова или другое должностное лицо, а министр или президент. Государственные же служащие отчитываются о своем участке работы, а остальное должен сделать кто-то другой из государственных органов власти. Из этой логики следует, что в нарушении прав ребенка виновато государство, как будто ни родители, ни должностные лица не является его частью.
Полуторагодовая деятельность на должности уполномоченного президента по правам ребенка подтвердила предостережения моих иностранных коллег: защищая права ребенка, часто натыкаешься на конфликт и с его родителями, обращающимися с жалобой, и с должностными лицами, на которых они жалуются. Причина в том, что родители не осознают главное: права их ребенка могут быть обеспечены только в том случае, если они честно и в полной мере выполняют свои родительские обязанности. Замечу: родители часто являются наиболее активными защитниками детей в школе, садике, больнице, но наибольшими нарушителями их прав дома. Государственные служащие, в отличие от родителей, считают, что, выполнив свои функциональные обязанности, они обеспечили права ребенка. Однако, когда доходит до рассмотрения дел конкретных детей, выясняется, что этих действий недостаточно. Таким образом, украинский социум вроде бы защищает права детей, но, к сожалению, подавляющее большинство детей утверждает, что практически все их права в той или иной степени нарушаются. Думаю, истина где-то посредине.
Права ребенка - это более широкое понятие, чем требования законодательства. Обеспечить их означает достичь результата. Законодательство же результат декларирует, но определяет и регулирует не результат, а процесс его достижения. Например, право ребенка на здоровое развитие. Процесс его обеспечения расписан в огромном количестве законов. И если ребенок своевременно вакцинирован, но при этом неполноценно питается, то его права остаются незащищенными. То есть право ребенка - это сумма результатов действий относительно него, которые обеспечиваются исполнением законодательства. У нас же сегодня существует конфликт: родители ожидают результата от действий должностных лиц, а те в свою очередь отчитываются процессом.
Мы должны понять: ребенок имеет права не в связи с тем, что он их заработал, а потому, что родился. Мама обязана кормить ребенка грудным молоком, пеленать, а государство обязано обеспечить, например, продажу качественных пищевых продуктов, медикаментов и т. п. Все это всем как будто известно, но только сумма результатов деятельности всех, кто причастен к одному ребенку, может обеспечить его право. В этом и заключается сложность моей работы: понять, где и как дает сбой семья, а где - государственный чиновник.
Приведу наиболее показательные примеры и начну с простейшего - общения в семье. Недавний опрос детей подтвердил, что они общаются с родителями довольно редко: половина сказали, что общаются с родителями не более часа в выходные, а две трети - не более одного часа в будни. Родителям свойственно контролировать свободное время, деятельность, личную жизнь своего ребенка, но многие из них мало или вообще ничего не знают о том, что на самом деле его беспокоит. Отсюда часто и берут начало проблемы в семье.
Мы также нередко говорим о том, что ребенок страдает от бедности. Но наряду с этим в стране 16 тысяч родителей, которые сознательно не выполняют свои обязательства по выплате алиментов. Кто в этом виноват? В чем причина бедности ребенка? Основное количество детей, находящихся за решеткой, - те, которые росли в неполных семьях. То есть это означает, что отец оставил семью, не платил алименты, мама работала на двух работах, а ребенок за решеткой отвечает за их недосмотр. Кто виноват в том, что детская преступность возрастает?
Еще одна наболевшая проблема - выселение семей с детьми из жилья, которое является предметом ипотеки. В большинстве случаев дети оказываются на улице вследствие нарушения родителями правил передачи жилья в ипотеку, а именно: сокрытия от банков и нотариусов факта проживания на данной жилплощади детей. Цитирую письмо отца: "...Я подал в банк ложную справку, что дети не прописаны и не проживают. Конечно, ввел в заблуждение банковских работников... Теперь мою жену и двоих детей выселяют на улицу. Я вас прошу, господин президент, о помощи, так как знаю, что наше государство защищает права детей...". Как правило, заявители требуют выделить отдельное жилье, повлиять на банки относительно списания задолженности по кредитам, вмешаться в судебную волокиту с банками... Но я убежден, что в такой ситуации прежде всего нужно определить, насколько родители защитили или не нарушили права своего ребенка, и только потом принимать меры для возобновления этих прав, если это вообще возможно по закону. Разве не так?
Не следует забывать, что дети не могут самостоятельно защитить свои права. Они зависимы от социальной и правовой компетенции родителей, выполнения ими своих обязанностей. Очень досадно, когда родители, например, сознательно не оплачивая счета за коммунальные услуги, потом обвиняют государство в отключении отопления - мол, в холодном доме - несовершеннолетние дети... И дать поручение о списании задолженности, по их убеждению, должен непосредственно президент или как минимум его уполномоченный. Частота таких обращений к детскому омбудсмену (каждое второе по телефону) свидетельствует о значительной зависимости ребенка от отношений его родителей с внесемейным окружением.
Еще одна проблема, которая часто становится публичной. Как правило, в семейных войнах, разводясь и стараясь определить время общения с ребенком и место его проживания, родители не обременяют себя мыслью о том, как не втянуть ребенка во взрослые напряженные отношения. Наоборот, демонстрируют непримиримую враждебность во взаимоотношениях. Ребенок страдает от такой "любви". В ситуациях, с которыми мы сталкиваемся, мать или отец не стыдятся требовать от государственных служащих нужного для себя решения, даже не задумываясь, что право ребенка состоит в общении с обоими родителями. Мнение ребенка родители игнорируют или, что еще хуже, манипулируют детьми.
В стране, где каждая вторая семья распадается, а в 2/3 семей есть несовершеннолетние дети, формирование культуры развода родителей приобретает исключительное значение. Показатель разводов семей в восточных и южных регионах страны достигает 80%. Но дело даже не в высоких показателях. Уважаемые родители, помните: когда вы разводитесь, то прекращаете быть супругами, но навсегда остаетесь родителями.
Мы требуем и от родителей, и от государственных служащих прежде всего определить и защитить интерес ребенка, и только потом заботиться о комфорте взрослых, которые, разрывая супружеские отношения, часто калечат взаимоотношения "ребенок-родители".
Вместе с тем ошибкой будет недооценивать значение влияния государственных органов власти на жизнь конкретного ребенка. Каждое решение относительно ребенка должно быть своевременным и подкрепленным финансированием, а деятельность должностных лиц, непосредственно контактирующих с ребенком и его семьей, - профессиональной. Признаем честно: проблемы с этим сегодня есть. Часто приходится объяснять должностным лицам, какое значение для ребенка имеет способность понять и помочь, а не просто исполнить свои обязанности. Учитель, врач, милиционер, социальный работник - все должны быть сориентированы на помощь ребенку и его защиту. Я всегда исхожу из того, что равнодушие или враждебность этих людей к ребенку, его семье преступна.
Едва ли не самой сложной проблемой остается формирование культуры взаимодействия власти и семьи в интересах ребенка. Научить чиновника помогать семье, а не только оценивать и наказывать - требование сегодняшнего дня. Следует отметить, что большинство жалоб, поступающих на мой адрес, свидетельствуют о психологической неготовности чиновников именно помогать семье. Причин этому много, и одна из них - терминология, которой пользуется чиновник. Употребление терминов "неблагополучная", "кризисная" относительно семьи обижает людей и отдаляет их от сотрудничества с государством. С недавнего времени все чаще применяется термин "семья, которая находится в сложных жизненных обстоятельствах". Это и семьи, где родители хотят, но не могут справиться с трудностями, и семьи, где родителей нужно научить преодолевать проблемы. Таких семей в Украине около 15%.
Следует обратить внимание на то, что на недавнем Всеукраинском совещании по вопросам защиты прав ребенка глава государства обратил внимание Минсоцполитики на необходимость существенно улучшить качество работы с семьей. Главная цель этой работы - научить родителей не терять право на воспитание своих детей, не пренебрегать отцовством. Как правило, в большинстве ситуаций, когда семья не могла справиться с трудностями (злоупотребление родителями алкоголем, асоциальный образ жизни, инвалидность), государство лишало родительских прав. Но на самом деле, потеряв родительскую опеку, ребенок попадает в объятия не всегда эффективной государственной системы - в интернатные учреждения. Именно поэтому внедряемая президентом проактивная социальная политика ставит цель изменить карательный подход к семье на вспомогательный, поддерживающий. На выполнение этих задач дополнительно введено 12 тысяч специалистов социальной работы. Уже первые месяцы их деятельности подтвердили, что не все семьи готовы в интересах ребенка сотрудничать с ними. Как правило, чем больше для ребенка опасность в семье, тем менее достижимой такая семья становится для соцработника.
Задачи, поставленные перед социальными работниками, преимущественно новые. Мы только учим приходить на помощь семье с детьми на ранней стадии, предотвращать кризис, вследствие которого ребенок может стать сиротой. Необходимость этих мероприятий очевидна, поскольку в стране традиционно высоки социальное сиротство (1,2% детского населения); инвалидность детей (2,2%); смертность населения в трудоспособном возрасте; внебрачная рождаемость (21% новорожденных детей); лишение свободы родителей несовершеннолетних детей (60% осужденных имеют детей до 14 лет, 30% - с 14 до 18) и т. п. Именно эти семьи сегодня являются предметом повышенного внимания со стороны государства в контексте предоставления психологической, педагогической, юридической и других видов помощи родителям.
Одной из первоочередных задач государства является создание условий для обеспечения права ребенка и реализации положительного родительского потенциала. Именно поэтому последние три года особое внимание уделялось развитию дошкольного образования. Ведь дошкольное учреждение - это не только обучение или развитие, но и форма социальной помощи для определенной части детей. В свою очередь развитие перинатальных центров является выполнением обязательства государства создать условия для предоставления качественных медицинских услуг новорожденным и детям раннего возраста.
Сегодня изменились многочисленные характеристики детства, так что должна измениться и инфраструктура для детей, и профессиограммы государственных служащих, педагогов, врачей - то есть всех, кто причастен к ребенку.
К примеру, за последние годы мы практически преодолели детскую беспризорность. Очевидно, что приюты для детей должны отойти в прошлое. Сегодня они реорганизуются в центры социально-психологической реабилитации детей, но должно ли быть в стране 116 таких учреждений, а в одной только Одесской области сконцентрирована их десятая часть? Интересы ребенка диктуют необходимость реорганизовать социальные учреждения: в стенах приютов мы должны возобновить деятельность дошкольных учреждений, которые в свое время были реорганизованы в эти самые приюты. Кое-где уже полупустые дома ребенка, детские дома необходимо реорганизовать в те же дошкольные учреждения или дневные центры для детей-инвалидов. Тем временем Минобразования, Минздрав, Минсоцполитики очень неохотно реформируют интернатные учреждения, продолжая расходовать бюджетные средства на стены, полупустые помещения и недостаточно работая на обеспечение права ребенка-сироты воспитываться в семье.
Именно местные органы исполнительной власти должны работать на создание тех услуг, в которых нуждаются дети. Если в Хмельницкой и Ровенской областях очень высок показатель инвалидности детей, то и услуг для детей-инвалидов там должно быть больше, чем в других регионах. А на Николаевщине, Кировоградщине надо создать больше всего приемных семей и детских домов семейного типа (ДДСТ), так как там самый высокий в стране уровень сиротства детей.
Провозглашение президентом Украины 2013 г. Годом детского творчества продиктовано нуждами детей, которые были высказаны ими во время опроса. Посещать учреждения внешкольного образования хотят 70% детей, однако на сегодняшний день только 40% реализуют свое право на развитие способностей. По мнению детей, три причины мешают им посещать внешкольные учреждения: в сельской местности их просто нет; в городах есть, но дети считают их неинтересными; кружки, которые детям интересны, платные и слишком дорогие. Президент требует учесть мнение детей и найти пути для более широкого их охвата внешкольным образованием. Подчеркиваю: речь идет не о годе фестивалей и конкурсов, а об усовершенствовании системы внешкольного образования, прежде всего - в части доступа детей к услугам, направленным на развитие их способностей и талантов, особенно в малых городах и селах. Это один из наших приоритетов на текущий год.
Напоследок хочу ответить на вопрос, который очень часто слышу от взрослых: "Почему вы говорите только о правах ребенка? Кто и когда будет требовать от них обязанностей?" Уважаемые взрослые, я уверен, что, не зная своих прав, ребенок никогда не сформирует свои обязанности. Обязанности (не принуждение, а именно обязанности) у ребенка могут сформироваться только тогда, когда он осознает свои права и поймет необходимость их ограничения ради реализации прав других, в том числе родителей.
Наши дети лучше нас, так как уже сегодня учатся защищать свои права. Новое поколение лучше предыдущего понимает ценность качественного образования, стремится всесторонне развиваться, а современные технологии создают для них такие возможности, которых никогда не имели их родители. Неизменным остается одно: ценность семьи и ее влияние на ребенка. Большинство отношений "родители-дети" не регулируются законодательством, а заложены в традициях семьи, культуре взаимоотношений, морали. Ведь нет закона, который обязывает маму или папу петь колыбельную...
Сегодня мы формируем Украину 2030 года. От того, какие гуманитарные, человеческие, семейные ценности мы предложим самым молодым украинцам, зависит качество нашей страны через 20 лет.