ИВАН ТРУШ — ХУДОЖНИК СОЛНЦА

02 апреля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 13, 2 апреля-9 апреля 2004г.
Отправить
Отправить

Он очень любил путешествовать. Из своих странствий всегда привозил новые впечатления и новые замечательные этюды, зарисовки, которые потом воплощались в прекрасные картины...

Памятник Ивану Трушу во Львове
Памятник Ивану Трушу во Львове
Памятник Ивану Трушу во Львове

Он очень любил путешествовать. Из своих странствий всегда привозил новые впечатления и новые замечательные этюды, зарисовки, которые потом воплощались в прекрасные картины. Таким путешественником, неторопливо шагающим по своему любимому городу, Иван Труш увековечен и в памятнике, сооруженном в 1999 году во Львове, неподалеку от уютного дома художника. На постаменте написано: «Нам треба стояти... ногами на нашій землі, головою бути в Європі, а руками обхоплювати якнайширше справи української нації. Іван Труш».

Он был современником Леси Украинки, Ивана Франко, Михаила Грушевского, Василя Стефаника и многих других выдающихся фигур конца ХІХ — начала ХХ века. Как человек широкой эрудиции, Иван Труш интересовался не только изобразительным искусством, но и театром, литературой, музыкой, часто выступал на страницах периодической печати со статьями, в которых анализировал события художественной жизни и оценивал перспективы развития украинской культуры. Достойной удивления была общественная деятельность Труша, который фактически инициировал создание художественных группировок — «Товариства для розвою руської штуки» (1898 г.), «Товариства прихильників української літератури, науки і мистецтва» (1904 г.), активно участвовал в организации первой Всеукраинской выставки во Львове в 1905 году, в издании первого в Украине искусствоведческого журнала «Артистический вестник» (1905 г.) и т.п.

Но в историю мирового искусства Иван Труш вошел прежде всего как известный мастер кисти. Он был среди первых украинских художников, которые, не теряя своего яркого национального лица, творили в духе тогдашних модерных западноевропейских течений. В Краковской академии искусств бывший гимназист из Бродов на Львовщине наряду с академическими канонами «Матейковской эпохи» активно изучал самые модерные направления французского искусства и радикальные концепции новейшей эстетической мысли. Он всегда «бежал за временем» и, вобрав высокую художественную культуру минувших эпох и образную суть нового мышления, смог объединить в своем творчестве два столетия. Труш оставил очень большое наследие — более 6 тысяч рисунков. Тематическая палитра художника чрезвычайно разнообразна. Он работал и в жанре портрета, особенно психологического, оставив нам более 350 портретов выдающихся деятелей культуры, науки того времени, и в жанре пейзажа. Его привлекала прежде всего родная Гуцульщина — ее живописные ландшафты и жизнь. И преисполненный лирики и особого настроения романтический пейзаж, тяготеющий к философским обобщениям, был основным в его творческом активе. Художник творил свои пейзажи, компоновал их, виртуозно оперируя цветом, используя богатство теплых или холодных тонов, эффекты света и воздуха.

— Очень положительно повлияло на творчество Ивана Труша то, что он много путешествовал, — рассказывает Оксана Била, заместитель директора по научной работе Львовского национального музея. — Первое его путешествие в 1901 году было по Надднепрянской Украине. Оно дало начало большим художественным сериям, над которыми Труш работал в течение своей дальнейшей жизни. Это была и самая интересная поездка, ведь в то время он познакомился со своей будущей женой, дочерью Михаила Драгоманова Ариадной. Любовь, особое состояние души способствовали перенесению этих чувств и впечатлений (импрессий) на холсты. Художник никогда не называл себя импрессионистом, считая реалистом, но влияние импрессионизма, вынесенное из Краковской академии искусств, всегда чувствовалось в его работах именно как умение схватывать первое впечатление. Это ярко проявилось уже в киевской серии. Поначалу он рисовал — в свободной и непринужденной манере — небольшие этюды, посвященные Киеву, Днепру, его живописным склонам, преисполненные гармонией и контрастами цвета, смелым обобщением природных и архитектурных форм. А потом Труш перешел к созданию больших по размеру и монументальных композиционных пейзажей-картин. К панораме могучей реки художник возвращался неоднократно, трактуя ее в разнообразных композиционных решениях. В целом известно около 180 его произведений с видами Днепра.

Одним из непревзойденных холстов художника, не имеющим аналогов в его творчестве, считается «Закат солнца в лесу» (1904 г.), написанный в Зеленом Гаю, родовом «гнезде» Драгомановых-Косачей. Позднее художник много раз пытался повторить это ярко-желтое солнце, притягивающее, словно магнит, но уже никогда не смог передать тот неповторимый эффект света, хотя последнего в его картинах очень много. Вообще, художник часто практиковал подобные повторы-вариации в своих дальнейших работах, развивая их, изменяя. Современники называли Ивана Труша «поэтом солнца». Его действительно привлекало солнце, он всегда шел за ним. В 1903 году художник впервые выезжает в Крым, который ему сначала не понравился, о чем он написал своей невесте. Но верный себе, он продолжал искать интересную природу, хотя никогда ничего не приукрашивал. Через некоторое время привез во Львов из Крыма около 25 замечательных этюдов, которые затем стали основой для написания больших холстов. На большинстве из них он изображает уже не солнечное, а лунное сияние. Труш сумел увидеть и передать то, что удавалось мало кому из украинских художников. И хотя прошло уже сто лет, до сих пор лунный свет на его картинах не потускнел и не потерял своей волшебности. К крымским мотивам художник в своем творчестве возвращался неоднократно. У него даже возникла мысль создать цикл картин к «Крымским сонетам» Адама Мицкевича, которого он очень любил. Имея особую творческую манеру, Труш всегда еще и фотографировал «свою натуру». Нарисованное кистью и сохраненное на фотопленке дополнялось его личными впечатлениями. Потом он еще дважды приезжал в Крым на пленэр.

За романтикой и за солнцем Иван Труш путешествует до самого Рима. Долго разыскивая неординарный пейзаж, после многих разочарований художник «прикипел» к старой римской дороге, хранящей в своей памяти эхо поступи легионов Юлия Цезаря. Здесь он нашел и историю, и замечательный вид, и философское обобщение жизни. Первым этапом работы был небольшой этюд, а затем он создал большой программный холст «Виа Аппиа».

В 1908 году художник работал в Венеции, которой посвящена серия его солнечных картин с видами старинного города с загадочными зданиями, которые отражаются в водной стихии многочисленных каналов. В 1912 году при финансовой поддержке семейного врача Тадея Соловья, Иван Труш выезжает за жгучим солнцем — в Египет и Палестину. Это был пик творческого подъема художника, хотя в то же время манера его письма очень изменилась. Чтобы быть ближе «к натуре», художник переселился из городской гостиницы в египетское село, в ежедневных походах его постоянно сопровождает молодой араб Али, неоднократно увековеченный на холстах украинского художника. Они выезжали в пески на верблюде, а иногда и на ослах, — в конце двухмесячного путешествия Труш шутил, что он освоил и «галопирование на осле». В Египте и Палестине художник и улавливал те замечательные лунные эффекты, поскольку из-за жуткой жары работал по вечерам и ночью. Скорее всего, на это неповторимое путешествие вдохновили Труша письма его жене Ариадне от Леси Украинки — ее двоюродной сестры и подруги. Преисполненная впечатлениями, она писала ей из Каира, где неоднократно лечилась. С Лесей Украинкой Иван Труш познакомился во время своей первой поездки в Киев. Они подружились. Леся даже согласилась, чтобы он написал ее портрет. Каждый день, несмотря на свою прогрессирующую болезнь, ездила из одного конца Киева в другой и минимум два часа позировала художнику. Но когда через несколько месяцев приехала во Львов и увидела свой портрет, он ей не очень понравился, поскольку, как сама говорила, была она на нем слишком официальной.

Дружеские отношения сложились у художника и с Иваном Франко, с которым Труш познакомился, когда молодой художник учился в Краковской академии, а писатель пытался стать депутатом польского сейма. Они проводили много времени вместе, работали, обменивались мнениями, дружили семьями. Труш написал более 10 портретов Ивана Франко.

А потом его единомышленников не стало. Художник начал переосмысливать собственную жизнь. Романтизм, экзотику, воодушевленность, мечтательность, присущие его ранним произведениям, сменили одиночество и тоска. Труш создает палитру галицких видов — цикл об одиночестве, любимый мотив которого — одинокая сосна. Если раньше он писал сосну посреди роскошной зелени, согретую солнцем, то теперь она одна-одинешенька, нередко согнута ветрами, и ютится на обочинах, склонах. Но при этом художник создает прекрасный, жизнерадостный цикл «Цветы», «натурщицами» для него были цветы, выращенные собственноручно в своем замечательном саду. Цикл «Из жизни пней и деревьев» Труш начал, еще учась в Бродовской гимназии, и продолжал его в течение всей жизни, как и цикл «Луга и поля»...

Иван Труш легко находил аналогии между человеческим характером и пейзажем, между состоянием души и погодой. В то же время он был очень требователен как к себе, так и к окружающим и чрезвычайно категоричен в высказываниях. Поэтому не все его воспринимали однозначно. Из шести тысяч своих картин лишь несколько художник называл настоящими произведениями искусства. Но еще при его жизни «под Труша» делалось множество подделок. И это при том, что он никогда не имел учеников, нигде не преподавал. Но чуть ли не каждый львовянин считал честью украсить картинами мастера свое жилище, модный магазинчик или учреждение. Известно, что во времена немецкой оккупации картинами Труша откупались от немцев.

Сегодня почитатели высокого искусства галицкого художника считают делом чести приобрести ту или иную его картину, многие из них способствовали сооружению памятника во Львове. Имя Ивана Труша носит Львовский колледж декоративного и прикладного искусства, которому через два года исполнится 130 лет. Это заведение, основанное еще в 1876 году, стало колыбелью Львовской академии искусств, в которой учились или преподавали такие знаменитые украинские художники, как Елена Кульчицкая, Антин Манастырский, Зеновий Флинта, Карло Звиринский, Михайло Дзиндра, Эммануил Мысько, Зеновий Горголевский, Дмитрий Крвавич, Борис Возницкий и многие другие. А в честь 135-летия со дня рождения художника была открыта большая выставка его пейзажей в стенах Национального музея во Львове.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК