«Искусство движения» или лекарство от скуки?

Поделиться
Я долго не могла решить, какие две одинаковые вещи взять. Взяла две кепки и две сумки. По дороге к «з...

Я долго не могла решить, какие две одинаковые вещи взять. Взяла две кепки и две сумки. По дороге к «зоне моба» подруга рассказала правила поведения, которые я практически сразу нарушила, причём все, начиная с первого задания для флэшмоберов.

Человек 15—20 с двумя бутылками сока (со стороны можно подумать, что жажда измучила), двумя сумками, двумя шапками и шарфами (очевидно, чтобы не простудиться) ходили вдоль киосков с пивом, шаурмой и газетами. Кто-то читал две книги, кто-то разговаривал по двум мобилкам, курил две сигареты, подкуривая двумя зажигалками. Самой оригинальной оказалась девушка, обмотавшая вокруг колен двух одинаковых обезьянок. Тут я нарушила первое правило — воспринимать происходящее как должное не получилось.

Начался дождь, но в интернет-инструкции было сказано, что никакие погодные условия не являются помехой для проведения моба по запланированному сценарию.

Вторая часть «марлезонского балета» проходила в рамках всеСНГшной акции, сценарий которой был разыгран одновременно в 20 городах СНГ. Задание оказалось простым и абсурдным одновременно. Подруга вручила мне антенну, варварски вырванную из старого магнитофона, а сама вооружилась давно уже не работающим радиоприёмником. В урочный час все моберы достали антенны (кто самодельные, кто с радиоприёмника, а кто просто мобилку с антеннкой) и начали хаотично двигаться, размахивая ею в разные стороны. Тут я нарушила второе правило — сохранять серьезное выражение лица не удалось. Я подходила к подруге и просила настроить «Наше радио». Кто-то из моберов кричал, что никак не может поймать… Хотелось понять, что же все ловят, но никто не отвечал. Моберы оказались немногословными. Хотя меня предупредили, что никто разговаривать не станет, я решила попытаться понять смысл происходящего. Момент был выбран удачно. Как раз подошёл инструктор и вручил бумажку с указанием дальнейших действий. Душа поэта не выдержала. «Это связь с космосом. Вы же поймали волну?» — ответила на мой вопрос инструктор и ушла. Волну поймать не удалось, зато у тех, кто участвовал в действе не впервые, получилось.

Решив прочесть инструкцию по дороге домой, мы сели в автобус. Вытащить из кармана клочок бумажки оказалось непросто, так как моя спутница начала протестовать и переживать, чтобы никто не увидел.

Сценарий «Облавы» ясен, а вот место действия уже далеко. Пришлось возвращаться. Взрыв петард заставил мобовцев прильнуть к стене, изображая арестованных. Нашлись даже смельчаки, которые стали на колени прямо в грязь. Я прильнула к окну и решила нарушать правила до конца. Сдерживать смех не было сил, чувствовала я себя полной дурой. Парень, стоявший по соседству, тоже не выдержал и спросил, сколько ещё стоять. Молодец-мобовец пришёл в «зону моба» второй раз, но уже успел определить, что для него это способ весело, тусовочно провести выходные. Философия flashmoba постепенно начала открываться.

Откуда пошёл flashmob

Flashmob (в переводе с английского — мгновенная толпа, хотя организаторы предпочитают называть «умная толпа») — новое развлечение, набирающее популярность во всём мире. Это технология, которая позволяет любому количеству незнакомых людей, договорившись посредством Интернета, синхронно совершать заранее согласованные абсурдные и абсолютно безвредные действия. Непосредственно на самих форумах и специальных сайтах появляются сценарии, в которых четко написано, что где и когда. Любой обитатель Сети может ознакомиться с данным сценарием и принять участие в предлагаемом мобе. Во многих крупных городах мира уже сформировались группы флэшмоберов.

Цивилизованный мир столкнулся с этим явлением в середине 2003 года. По одной из версий, все началось с книги американского социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция». В ней он утверждает, что при современном уровне развития новейших технологий, непосредственно с помощью Интернета, сотовой связи в любой точке мира можно быстро собрать большое количество людей и управлять ими в определенных целях. Под впечатлением от ее прочтения программист из Сан-Франциско Робу Зазуэта выложил на сайт идею организовать толпу в людном месте с целью произвести абсурдные с точки зрения простого обывателя современного мегаполиса действия. Идея приобрела реальные черты, и уже в июне 2003 года в Нью-Йорке около 150 человек одновременно вошли в мебельный отдел магазина и попросили «любовный ковер» за 10 тысяч долларов для «пригородной коммуны». Через два месяца на земном шаре практически не осталось места, где в той или иной форме не стали бы случаться подобные вещи. В Риме 300 человек вошли в книжный магазин и дружно попросили несуществующую книжку. В Берлине толпа собралась рядом с американским посольством. Все одновременно откупорили бутылки с шампанским и на протяжении трех минут в унисон выпивали «За Наташу!». В Денвере толпа в 400 человек рассредоточилась по нескольким этажам здания. «Пинг!» — кричали стоявшие внизу. «Понг» — отвечали им сверху. В Одессе примерно 50 человек в черном постояли минуту молча и возложили по два цветка к ногам резинового клоуна при входе в «Макдональдс».

Первая в России акция флэшмоба состоялась на вокзалах Петербурга и Москвы. В Питере встречали Татьяну Лаврухину, а в Москве — Владимира Путина. Разумеется, ни Путин, ни Лаврухина не знали, что их будут встречать. Более того, они даже никуда не собирались ехать.

Харьковчане приобщились к новому международному движению в августе 2003 года. Для того, чтобы попасть в «зону моба», необходимо было иметь солнцезащитные очки и удостоверение личности. В назначенное время мобовцы дружно покашляли, надели очки и помахали памятнику Ленина.

Некоторые считают, что настоящим был только нью-йорский флэшмоб. А все остальные — простое копирование.

«Искусство движения» прошлого?

Флэшмоб вобрал в себя многое из истории перформанса. В нем есть черты футуризма, большей частью русского, дадаизма, сюрреализма, ситуационизма, перформанса 70-х, акционизма. Но теперь перформанс — одна из форм «искусства действия», цель которой состоит в исполнении определенных, заранее запланированных действий перед публикой. В некоторых случаях перформанс предполагает участие зрителя, а в некоторых участие зрителя не предусматривается. Флэшмоб привносит в «искусство действия» новые качества: публичность и анонимность. Тем не менее, новое движение претендует на искусство коллективного действия. Но так ли оно ново? У многих, в частности у Девида Янга, идеолога движения флэшмоба в России, есть грандиозные планы по превращению флэшмоба в моб-арт с помощью лучших российских художников-перформансистов. Он считает, что flashmob изживет себя. Моб-арт — новая форма на стыке флэшмоба, хэппенинга, перформанса и других видов искусства. «Это то, что до сих пор считалось авангардным искусством. Теперь для этого есть материал — люди, которых десятки и сотни. Они готовы участвовать, это глина, которая к тому же одушевлена. Это интерактивный вид искусства. Ты никогда не знаешь, чем кончится моб. По нашим исследованиям, люди, поучаствовав в двух-четырех акциях, теряют интерес. Потому что нет сверхзадачи, нет большой цели», — заявил он. «Искусство коллективного действия» — это мгновенность, неожиданность, анонимность. И именно эти три фактора определяют его недолговечность. По данным опросов среди мобовцев, 60% считают флэшмоб приколом, 3% — самолюбованием, а 23% послали с вопросами в…

По сути, flashmob не привносит ничего нового. Мы одновременно повторяем аналогичные действия каждый день — садясь в автобус, покупая газеты, прогуливаясь по парку — и даже не замечаем этого. Мобовцы освобождаются от комплексов, условностей. Это своего рода ёрничание, ломание стереотипов и мнений, принятых в цивилизованном обществе. Но ведь правила поведения устанавливают сами люди. Почему, к примеру, нельзя зайти в магазин и начать чистить зубы, упасть на пол и лежать несколько минут? Моберы выполняют свои действия по чёткой инструкции, соблюдая правила (главное — не показать, что происходящий абсурд заранее спланирован). Но всё человечество живёт по инструкции, продиктованной собственной совестью, физиологией живого организма, законами государства и любви.

Так ли безвреден и безопасен флэшмоб, как может показаться на первый взгляд? Мобовцы утверждают, что новое движение не может нанести никакого ущерба. Единственная его цель — удовольствие участников. Но негатив явления не обязательно должен выражаться в увечьях и разрушениях в городе. Гораздо страшнее, когда есть механизмы управления толпой, которые могут быть использованы далеко не в благих целях и не ради удовольствия. Всю историю человечества более сильные homo sapiens учились управлять толпой. И очень в этом преуспели. История показала разрушительность этой власти. Моберы утверждают, что процессом никто не управляет. Но как насчёт Интернета и мобильной связи? Ведь все сценарии и предварительные договорённости о синхронности действий можно найти, щелкнув мышкой на нужной ссылке.

В своей книге «Умная толпа: следующая социальная революция» Говард Рейнгольд выступает в роли футуролога, предрекая следующую социальную революцию, в рамках которой умная толпа, используя симбиоз Интернета и мобильной связи, в ближайшие десять лет будет оказывать радикальное воздействие (как положительное, так и разрушительное) на все области деятельности человеческого сообщества. При этом он приводит примеры подобных акций, имеющих, главным образом, политическую направленность, которые происходят уже в наше время. В частности, атаки террористов «Аль-Каиды» 11 сентября, которые готовились и координировалась через Интернет и мобильную связь. Недавно появилась информация о том, что два китайца договорились по Интернету покончить с жизнью. И разыграли этот спланированный сценарий. Страшно даже представить, что безобидные указания могут трансформироваться в опасные для жизни сценарии, воплощаемые управляемой толпой.

Мой знакомый психолог утверждает, что во флэшмобе нет никаких признаков «психомании» или отклонения от нормы в поведении. Это просто игра. У моба свой кайф — совершать движения параллельно с кем-то ещё, что создаёт иллюзию единения. Конечно, его можно использовать в своих целях. Как, к примеру, ножом можно резать капусту, а можно зарезать человека. Всегда есть вероятность того, что толпа начнёт исполнять любые указания просто по инерции. Однако далеко не все мобовцы готовы беспрекословно выполнять намеченный сценарий. Они говорят, что некоторые приходят только на те мероприятия, в которых хотят участвовать.

Флэшмобовские тусовки могут быть использованы в политических целях. Хотя сами мобовцы настаивают на том, чтобы политики не попадали в «зону моба».

В Украине флэшмоб нашёл благоприятную почву. Не удивляйтесь, если увидите на улицах города делающих зарядку или застывших в нелепых позах людей. Это моберы, которые нас, любопытных обывателей и зевак, ничего не рубящих в философии коллективного движения, называют «пингвинами».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме