Инклюзия как формат жизнедеятельности общества

Поделиться
Инклюзия как формат жизнедеятельности общества
Только инклюзивное воспитание сможет изменить отношение общества к детям с особенностями, что в свою очередь даст им возможность стать его полноправными членами.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что каждому времени присущи свои ключевые слова и термины?

Если да, то вспомните, какое именно слово сейчас звучит отовсюду. Ответ очень простой: это термин "инклюзия" и производные от него. Между прочим, буквально несколько дней назад я встретил на просторах Фейсбука (где, как известно, чего только нет) корявое слово "инклюзята", которое означает детей с инвалидностью, задействованных в образовательном процессе. Вопросом инклюзивного образования, инклюзивных потребностей, наконец принципов инклюзии в действии посвящаются многочисленные конференции и круглые столы, в которых участвуют первые лица государства. Возможно, это означает, что Украина, в конце концов, становится европейским государством, не словом, а делом доказывая свою преданность европейским ценностям?

Актуальность инклюзии (инклюзивного образования) для детей с инвалидностью обусловлена еще и тем, что в июле 2017 г. президент Украины подписал Закон "О внесении изменений в Закон Украины "Об образовании" относительно особенностей доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам", которым закрепляется право на образование лиц с особыми образовательными потребностями и предоставляется им возможность приобретать образование во всех учебных заведениях, в том числе бесплатно в государственных и коммунальных учебных заведениях, независимо от "установления инвалидности".

На днях в Киеве состоялась международная конференция "Инклюзия для всех: образовательная политика и практика" при участии первой леди Марины Порошенко, а на протяжении двух последних месяцев аналогичные мероприятия состоялись еще в нескольких городах Украины, в частности в Харькове. Мне как руководителю всеукраинской общественной организации лиц с инвалидностью пришлось побывать на нескольких мероприятиях, посвященных вопросам внедрения инклюзивного образования, и выслушать разнообразнейшие мнения - от искреннего восторга до полного непринятия. Как всегда, истина где-то посредине, а это означает, что переход к инклюзии в образовании должен быть очень умеренным и учитывать множество факторов.

Прежде всего, мы должны определиться с терминологией, поскольку дьявол, как известно, кроется в деталях. Мне до сих пор непонятно, кто и почему (возможно, из-за невежества, а может, просто для солидности) придумал этот странный термин "дети с особыми образовательными потребностями". И чем, интересно, отличаются образовательные потребности ребенка с инвалидностью от образовательных потребностей здорового ребенка? Как по мне, никаких отличий нет. Образовательные потребности у всех детей, независимо от состояния их здоровья, одинаковы - получить качественное образование, которое в дальнейшем позволит строить свою жизнь согласно способностям и вкусам. Исключение - разве что дети-индиго (особо одаренные дети) или дети с инвалидностью, интересы которых, из-за недостатка их развития, представляют родители или опекуны. Но для таких детей создаются специальные образовательные программы, и обучение по этим программам кардинально отличается от образовательного процесса других детей с инвалидностью. Что же касается особых потребностей, которые имеют граждане, в том числе дети с разными нозологиями инвалидности (заболеваниями опорно-двигательного аппарата, недостатком зрения и слуха), то они заключаются в особенностях реабилитационного процесса, физической реабилитации, коррекционной педагогики и т.п.

Таким образом, ребенок с инвалидностью (с особыми потребностями) имеет право учиться в обычном классе, среди обычных детей, по общеобразовательной программе. Безусловно, это хорошо. Означает ли это, что система специализированных учебных заведений для детей с инвалидностью отойдет в прошлое? Именно по этому вопросу и ведутся самые ожесточенные споры. С одной стороны, по мнению специалистов, в частности таких, как педиатр, президент Украинско-немецкой медицинской ассоциации Андрей Пеньков, "интернатная система не имеет никаких преимуществ, каждый ребенок имеет право жить в семье. Большинство услуг, в которых нуждаются дети с инвалидностью, можно предоставлять дома". То есть государство должно создать такие условия, чтобы родителям ребенка с особыми потребностями не было необходимости расставаться с ним, отдавая "в клетку" специализированного учреждения. С другой стороны, нынешняя система медицинского, социального, наконец, образовательного сопровождения просто не готова к такому развитию событий, и, по сути, ликвидировав систему интернатов, государство оставит родных ребенка-инвалида наедине с их проблемами.

Если же обратиться к положительному опыту специализированных учебных заведений, таких, например, как школы-интернаты для детей с недостатками зрения, то мы имеем в активе огромный опыт работы именно с этой категорией детей и (что также чрезвычайно важно) наглядность, которая позволяет лучше усвоить школьную программу. Есть ли такая наглядность в общеобразовательных школах? Появится ли она там в ближайшее время? Вряд ли…

В этом контексте хотелось бы обратиться к опыту наших ближайших соседей. Тифлопедагог с огромным стажем, директор Студии тифлографики Марек Якубовский (Польша) предостерегает украинцев от резких шагов, поскольку на опыте собственной страны имел возможность убедиться, что уничтожение системы специализированных интернатов без развития соответствующих и доступных для детей и родителей таких детей услуг недопустимо.

Прежде всего, инклюзивное образование должно предоставлять право выбора. А это означает, что только родители (опекуны) ребенка с особыми потребностями, а позже сам ребенок, имеют право выбирать, где и как именно ему учиться.

Даже не неприятностью, а прямым преступлением, было бы уничтожение на нынешнем этапе существующей системы специализированных интернатов с перепрофилированием или продажей их инфраструктуры или земельного фонда под ними. Именно эта система с ее имеющимся ресурсом могла бы стать наиболее эффективной базой для образцовых учреждений инклюзивного образования. Понятно, с кардинальным изменением форм, методов и принципов, по которым она функционирует сейчас, с предоставлением не только базовой, но и ключевых основ профессионального образования, согласно потенциалу и способностям учащихся. Эффективность такого подхода к проблеме с блеском доказал европейский и, в частности, немецкий опыт. Понятно, действенность такой системы возможна не в рамках государственной опеки, поскольку это не является функцией государства, а при условии контроля и выполнения государственного заказа профильными объединениями граждан, соответствующими современными интернатными учреждениями, которые будут иметь возможность превратиться в обозначенные образцовые учебные заведения.

И снова обращаемся к европейскому опыту. Одним из наиболее современных мультиобразовательных комплексов для немецкоязычной части Европы является центр "Блиста" в городе Марбург, который предоставляет всевозможные образовательные и реабилитационные услуги людям с тяжелыми нарушениями зрения от рождения до преклонного возраста и состоит из школы, базовой гимназии, медиацентра, библиотеки, типографии для печатания книг шрифтом Брайля, спортивного комплекса, реабилитационного центра, центра ранней помощи детям и родителям, образовательного IT-центра и т.п. Несмотря на то, что большинство невидящих первоклассников Германии учатся в инклюзивных классах, родители ребенка имеют право выбирать: учиться ему в специальной школе для слепых детей или в традиционной. Обычно они получают консультацию относительно перспектив обучения будущего школьника от специалистов центра "Блиста" или других подобных центров. Именно от здоровья и развития невидящего первоклассника зависит, где он будет учиться - в обычной или специализированной школе.

Если же родители избрали для обучения ребенка общеобразовательную школу, то она должна подготовить своих учителей к работе с особым учеником, обдумать, как сделать доступным его обучение (наличие специальных учебников, рельефных иллюстраций, тактильных дидактических пособий и т.п.). Что касается центра "Блиста", то сюда, начиная с пятого класса, приходят невидящие дети с множественными нарушениями здоровья или те, кто хочет получить высококачественное образование, подготовиться к вступлению в университет, а также желающие овладеть специальностью. Кроме этого, специальный медиацентр "Блисты" предлагает инклюзивным школам тактильные учебные пособия: карты, иллюстрации к учебникам по биологии, химии, физике, изобразительного искусства и т.п. То есть "Блиста" является опорным образовательным центром для инклюзивных школ. Именно в такие центры следует перепрофилировать наши учреждения интернатного типа. Но это - дело будущего.

Возвращаясь к настоящему, замечу, что, несмотря на громкие заявления, ситуация с инклюзивным образованием (не говоря уже об инклюзии в целом) совсем не такая радужная, как нам этого хотелось бы. Причина - многочисленные "нет": нет подготовленных специалистов, нет подготовленных ассистентов для учеников с особыми потребностями, нет специализированного оборудования для обучения детей с недостатками зрения или слуха, наконец, учебные заведения не доступны для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, даже на уровне областей Украины "на сегодня нет единого подхода к тому, как в условиях массовой школы учить неслышащих или слабовидящих детей, где штатным расписанием не предусмотрены никакие сурдо- или тифлопедагоги" (из письма Полтавской областной государственной администрации, адресованного ОО ВОО ВПТИ). Не менее проблемно, согласно этому самому письму, и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, которое также требует наличия специальных (коррекционных) педагогов. И это не говоря о значительных финансовых затратах, связанных с обучением каждого конкретного ребенка с особыми потребностями.

Но даже если устранить все перечисленные препятствия, создав идеальные условия для обучения ребенка с инвалидностью, за дверями учебного заведения любого уровня его будет ожидать неприспособленная бытовая, социальная и транспортная инфраструктура, а следовательно - отсутствие безбарьерной среды.

Мне могут возразить, что самое главное - это люди. Действительно, решающим в любом деле является именно человеческий фактор. Имею честь быть лично знакомым с Педагогами (именно так, с прописной буквы), которые не жалеют ни времени, ни усилий для того, чтобы максимально адаптировать учебный процесс для ребенка с инвалидностью. Но их пока что мало.

Что же касается учителей общеобразовательных школ, которые добровольно-принудительно должны воспринять идею инклюзивного образования, то с ними все не так просто. Рассмотрим эту систему изнутри, на примере Запорожской области, которая на три года стала экспериментальной площадкой для внедрения инклюзивного образования. Для того чтобы подготовить педагогов, их собирают на трехдневные тренинги, во время которых приглашенные тренеры пытаются их научить некоторым методикам работы с детьми, имеющими умственную отсталость или проблемы с опорно-двигательным аппаратом. После завершения тренинга учитель получает сертификат, и считается, что он готов воплощать идею инклюзии. Однако большинство из них, даже после тренингов, не имеет "зеленого" понятия о том, как работать с той или иной нозологией инвалидности, по каким методикам и с помощью каких технологий учить детей (разве можно научить этому за три дня?). Не говоря уже о том, что большинство здоровых детей и их родители не готовы к восприятию ребенка с инвалидностью, ведь для этого также требуется какое-то время. Такая система инклюзии приводит к тому, что учеников с особыми потребностями, которые пришли учиться в инклюзивный класс, со временем переводят на индивидуальное или вообще на надомное обучение.

Но ведь инклюзия не ограничивается только образованием. В этом контексте замечу, что особое внимание нужно уделять не инклюзивному образованию, как сейчас, а инклюзивному воспитанию общества в целом. Только инклюзивное воспитание сможет изменить отношение общества к детям с особенностями, что в свою очередь даст им возможность стать полноправными членами этого общества - ходить в кинотеатры, театры, парки с развлечениями, а не только в школу. Украина должна, наконец, преодолеть барьеры как на уровне сознания своих граждан, так и на бытовом и инфраструктурном уровнях.

Подводя итоги изложенному выше, скажу: образование станет действительно инклюзивным лишь тогда, когда в украинские школы придут реально подготовленные учителя и ассистенты, будут созданы специализированные учебные программы, подкрепленные соответствующим наглядным материалом, а учебные помещения будут приспособлены и оборудованы для всех нозологий инвалидности. Что же касается инклюзии в целом, то она станет возможной лишь тогда, когда международные стандарты безбарьерного пространства, умного приспособления и универсального дизайна, определенные Конвенцией о правах лиц с инвалидностью и факультативным протоколом к ней, будут обеспечены на уровне государства как в быту, так и на объектах инфраструктуры, образования, культуры и т.п. Процесс инклюзии должен происходить одновременно во всех сферах жизнедеятельности общества, иначе в нем невозможно будет обеспечить равные права, равные возможности и недискриминацию. Лишь при этом условии мы сможем достичь как реального процесса инклюзивного образования, так и инклюзии общества в целом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме