и другие тайны Черноморского пароходства
Один из основных законов ремесла разведчика гласит: «Хорошо законспирированный агент сам по себе - источник информации». Наблюдательный журналист, вольно или невольно, - историк. Его свидетельства бывают иногда ценнее, чем запоздалые исследования ученых мужей. Особенно если он волей судьбы погружен в нелитературную среду, о которой пишет. О Феликсе Зинько, авторе книги «Во всем виноват капитан» (Одесса, изд-во «Друк», 1998), нельзя сказать: «Журналист меняет профессию». Сменил он ее как раз, став журналистом. Он - моряк, давно взявший в руки перо, чтобы стать летописцем Черноморского флота. Помогали и научная работа в Музее морского флота, удобная должность редактора судовых многотиражек.
«Взгляд изнутри», возможность беспрепятственно открывать двери с надписью «Посторонним вход воспрещен», дружеские разговоры с главными действующими лицами важнейших событий как «своего со своими» помогли Ф.Зинько собрать огромный, потрясающе интересный материал многих десятилетий (нашему автору - 70) жизни флота. Чтобы написать книжку, понадобился принцип отбора - ибо фактаж необъятен. Этим принципом, сквозной темой были избраны судьбы капитанов - получилась серия спаянных воедино очерков. Но к однообразию это отнюдь не привело.
Читаем, например, очерк о Джузеппе Гарибальди, национальном герое Италии, именем которого на родине названы 5472 улицы, и узнаем... о «капитане Осипе Гарибальди», который начал морскую службу в Одессе 10-летним юнгой, а потом был командующим военным флотом республики Уругвай. С изумлением узнаем, что наш великий хирург Николай Пирогов махнул из Гейдельберга, где читал лекции, по просьбе тамошних студиозусов, в Италию, чтобы вынуть пулю из ноги Гарибальди.
Мы узнаем о том, что первая отечественная подводная лодка (с «велосипедным» движителем) была построена капитаном С.Джевецким на одесском заводе Беллино-Фендериха в 1878 (!) году, испытывалась со множеством курьезов в одесской гавани. («Опыт взрыва баржи не состоялся, - вздыхал «Одесский вестник», - по причине неисправности мины». Как всегда у нас...) И о том, что командиром первой серийной подлодки был И. Чайковский - брат великого композитора.
С неожиданной стороны в очерке Ф.Зинько открывается нам «пламенный революционер» П.Шмидт - торговый моряк, воздухоплаватель, дважды уволенный из военного флота: первый раз за женитьбу на проститутке, второй - по причине эпилепсии.
«Внезапные» подробности придают остроту даже «проходным» очеркам, вроде рассказа о капитане и писателе-маринисте Д.Лухманове (том, что вез на «Комсомоле» оружие в республиканскую Испанию), где нам сообщают, что сын капитана был советским разведчиком в Японии. Или о капитане А.Савицком, который подобрал в море с лодки и привез в Советский Союз... Георгия Димитрова, бежавшего из Болгарии.
Лично меня ошеломил один факт. В юности я не раз катался на прогулочном пароходике «Капелла», ползавшем между одесским портом и Лузановкой. И вот теперь из книги Зинько я узнаю, что капитан «Капеллы» Иван Гусев водил судно... будучи наполовину парализованным!
Очерки Ф. Зинько просто напичканы материалом для кинотриллеров. Представьте себе сюжет: танкер «Совнефть», рискуя сам взлететь на воздух, спасал людей с пылающего французского судна «Жорж Филиппар?». А его капитан А.Алексеев небрежно отказался от предложенного спасенным миллионером чека на 5 миллионов франков! Или такое: теплоход «Валерий Чкалов» под командованием капитана А.Шанцберга в жутчайший шторм держался на плаву... потеряв носовую часть! Есть тут и пикантные подробности, частью основанные на слухах и моряцких легендах. Например, то, как погорел министр союзного флота Бакаев, сфотографированный во время интимного поединка с молоденькой одесской гетерой. (Через пару дней это любительское «порно» уже разглядывали в ЦК КПСС Косыгин и Брежнев.)
Другого рода остроты, гражданской, я бы сказал, придает очеркам Ф.Зинько нота боли за то, что творится сейчас с черноморским гражданским флотом. Причем это не голая, «восклицательная» публицистика, а горький и дотошный анализ фактов.
Ф.Зинько не просто анализирует драмы и трагедии, хотя бы того же «черного» 1986 года, когда погиб, унеся 432 жизни, «Нахимов», утонул «Лермонтов», сгорела «Туркмения». Автор близко знал многих участников тех событий и знает, что произошло, из первых уст. В случае с «Нахимовым» он опровергает всяческую широко растиражированную «сенсационную» чушь о диверсиях и потусторонних причинах.
Странной была судьба «Нахимова». Бывший немецкий лайнер уже раз затонул, подорвавшись на мине. При подъеме с грунта в его корме взорвался фугас-сюрприз. И вот в Цемесской бухте передоверивший управление САРПу - машине, автоматически прокладывающей курс, - молодой капитан «Петра Васева» В.Ткаченко (говорят, умерший в заключении) взрезает носовым бульбом борт «пассажира» (пробоина в 81 квадратный метр!). А капитана «Нахимова», Маркова, вообще нет на мостике... Причины вполне «посюсторонни», «диверсанты» давно известны - халатность, ставка на «авось», пренебрежение элементарными правилами безопасности - наши родные, знакомые дела. И мужчины, срывавшие в Цемесской бухте «спасаки» с женщин и детей, тоже вполне наши, «советские» люди. Потом будут еще «Тарас Шевченко», «Шота Руставели», «Механик Тарасов» (а на днях - бывший «Федор Достоевский»)... «Нахимов» сейчас лежит на дне и отравляет Черное море, теряя из емкостей мазут.
Капитаны, конечно, виновны. Комиссия во главе с нынешним президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым выяснила это тут же, на месте. Но гораздо больше виноват во всем, что творится, величайший бардак в Черноморском пароходстве.
Взять хотя бы ту же трагедию в Цемесской бухте. Возможно, она не случилась бы, если бы капитан Ткаченко не плавал 16 месяцев подряд без отдыха. (В Англии суд не признает полноценным свидетелем моряка, плававшего без отдыха больше трех месяцев.)
Ф.Зинько рассказывает об «отстреле капитанов» - о том, как морякам приходилось расплачиваться за крупные просчеты и махинации начальства. «Переводить слепого через дорогу» - знаете, что это такое? Это о торговле заграничными шмотками. Она считалась еще недавно преступлением. При том, что в США матрос получает в пять раз больше нашего капитана. А сейчас? Разбазаривание Черноморского флота, бесстыдная торговля судами, начатая при сидящем ныне за решеткой бывшем начальнике ЧМП П.Кудюкине, продолжается и по сей день. Черноморские моряки целыми командами уходят служить на иностранные суда - «людьми второго сорта», но все же более обеспеченными.
И никто уже не вспоминает о славных делах и великих традициях нашего флота, о которых пытается напомнить Ф.Зинько. Жаль. Но - кто знает... «Кричите, и вас услышат»?