Тадей и Максим Рыльские, Владимир Антонович
в с. Романивцы. 1900 г. |
Общественности хорошо известна фигура Максима Рыльского — выдающегося поэта-академика, переводчика, директора Института фольклора и этнографии Академии наук Украины, общественного деятеля — депутата Верховного Совета СССР пяти созывов подряд. Все, кто знал Максима Тадеевича, отмечают его доброту и благородство и вместе с тем практичность. Он унаследовал их от матери и отца, который также был яркой личностью в украинской истории.
Осталось загадкой этническое происхождение Рыльских. Ведь не тайна, что много знатных украинских родов, в частности и княжеских, окатоличились, ополячились и отреклись от своего этноса.
О Рыльских нам известно только то, что их предок Ромуальд, привязанный гайдамаками к столбу во время Колиивщины в 1768 году, начал петь излюбленное произведение украинских православных «Пречистая Діво, мати Руського краю», за что его и помиловали. Это был прадед Тадея Розеславовича Рыльского, ученик уманской базилианской католической школы.
Родился Тадей 2 января 1841 года в селе Ставыщах Сквирского уезда в родовом имении Рыльских. Его отец Розеслав пользовался авторитетом среди польского панства, определенное время был уездным маршалком или предводителем дворянства. Старался привить панские взгляды и манеры сыну, но бесполезно. Попав на учебу во Вторую киевскую мужскую гимназию, Тадей окунулся в демократическую атмосферу, которая господствовала среди воспитанников. Достаточно вспомнить, что в этой гимназии одновременно учился и Павел Чубинский, автор национального гимна. В Киевском университете на историко-филологическом факультете студент Рыльский выбрал между польской гминой и украинским кружком именно последний. Как объяснил сам Тадей, «Наше покоління, відчуваючи необхідність гуманного єднання з народною масою, почало вдивлятися в минуле і теперішнє життя народу, земля якого нас вигодувала, пісня котрого пробудила в нас перші сердечні думи, з котрим ми, врешті, маємо з’єднатися в майбутньому». И добавил: «Більшість дворян правого берега Дніпра — це ополячені українці». Именно к таковым причислял себя и Тадей Рыльский, ибо имел данные, что его далекий предок накануне восстания Богдана Хмельницкого был киевским городским писарем. «Ми не можемо лишатися колоністами, якщо хочемо бути корисними народові». Отец Тадея, пан Розеслав, и слышать не хотел об идеях сына, даже требовал оставить Киевский университет и поехать учиться в Польшу, жаловался киевскому генерал-губернатору Васильчикову на сына за пропаганду «демократической заразы»... Но это отнюдь не влияло на убеждения Тадея Рыльского.
Он преподает в украинских воскресных школах, а во время студенческих каникул вместе с Владимиром Антоновичем и своим младшим братом Осипом, студентом физико-математического факультета, два и даже три года кряду путешествует по Киевской, Волынской, Подольской, Херсонской и Екатеринославской губерниях, изучая крестьянский быт. Это не остается незамеченным властями.
В архиве киевского генерал-губернатора сохранилось донесение исправника: «В городе Киеве студенты учредили общество коммунистов, главой общества состоит студент Антонович. Общество составляет более 100 человек — из студентов, учащихся и окончивших науки. Среди главарей — братья Поповские и Тадеуш Рыльский, помещик. Все эти люди стараются привить идеи коммунизма (скорее утопического социализма. — Ю.Х.) простому народу, они при всяком удобном случае внушают крестьянам, что дворяне и крестьяне — все равны, и все — что кто имеет — должно быть общее. [...] Главная цель общества есть та, чтобы привязать к себе массу черни, которая могла бы содействовать восстанию в Царстве Польском, которое, по их мнению, будет. [...] На храмовом празднике в римско-католическом костеле в местечке Макарове 20 июля (по-видимому, в 1860 году. — Ю.Х.) кучера и лакеи в ожидании окончания богослужения собрались в кружок и завели разговор о предстоящем освобождении от крепостного права: «Коли то ще буде, може, і наші діди не діждуться». Слова эти были услышаны сыном помещика Розеслава Рыльского из Маковиц — Тадеем Рыльским, выходившим из костела. Он сказал: «Не журіться, люде, буде вам воля. Хоч се буде не скоро, але буде вам добре». [...] Летом старший сын помещика Рыльского Тадей целые дни проводил в полевых работах с крестьянами: жал хлеба, косил сено, сгребал окос, складывал в копны, пахал и боронил. В праздничные же дни пьянствовал с крестьянами в корчмах, пел песни малорусские «Молодий чумаче, чого зажурився, чи воли пропали, чи з дороги збився» и прочие».
Дальше исправник приводил такие факты: Тадей Рыльский раздавал крестьянам книги Шевченко, напечатанные Кулишем в
С.-Петербурге. «Що нам робити?» — спрашивали у него крестьяне. «Те, що ваші діди робили», — отвечал Тадей, намекая на казацкие освободительные войны.
18 января 1861 года следственная комиссия при генерал-губернаторе по политическим делам подвергала допросу студентов Университета святого Владимира братьев Тадея и Осипа Рыльских. Тадею предъявили обвинение в отношениях с крестьянами, пропаганде «коммунистических идей о равенстве», в публичном чтении написанной Рыльским «Історії України», где были такие фразы: «Статут Литовський укладали великі пани, і тому він тільки для панів і годиться...», «Як настала Хмельниччина, всі горнулись до козацтва, бо щезли пани і поділки на вищі і нижчі стани, всі піднялися на одне діло — визволитися з панського ярма».
Тадей Рыльский отверг все обвинения, кроме того, что в самом деле работал с крестьянами в поле, пел песни, но пропаганды не вел, своей «історії» не читал. Осип сказал, что ничего не может прибавить к показаниям брата. После работы следственной комиссии генерал-губернатор князь Васильчиков в феврале 1861 года предложил перевести их на учебу в Казанский университет, подальше от Украины. События приобрели огласку, дошли до Александра Герцена, напечатавшего в журнале «Колокол» сообщение о будущей ссылке Рыльских «по доносу Васильчикова». А тут подоспело и долгожданное: упразднение крепостного права. Посему генерал-губернатор отменил свое «предложение» и оставил братьев в Киевском университете, установив за ними суровый полицейский надзор, запретив даже больному чахоткой Осипу Рыльскому выехать за границу на лечебные воды, и тот в 1862 году умер...
11 февраля та же следственная комиссия подвергала допросу уже окончившего университет со степенью кандидата Владимира Антоновича. Будущий основатель киевской исторической школы дал свидетельские показания, что он с Тадеем Рыльским в 1859 году путешествовал по Киевской, Херсонской, Екатеринославской губерниям ради этнографических исследований и для написания журнальных статей. Помещики тут же распространили слух, что «хлопоманы» из-за неприязни к польскому дворянству хотят уговорить народ грабить и убивать. Антонович решительно отверг эту клевету и требовал проверки на месте, указав, что он и Рыльский сочувствовали крестьянам и осуждали нечеловеческое отношение отдельных помещиков к своим крепостным. Несмотря на польское происхождение, продолжал Антонович, мы считали необходимым ввести преподавание в школах на украинском языке, доказывали помещикам и крестьянам, что религиозный и сословный фанатизм смешон, каждый человек, независимо от происхождения и вероисповедания, стоит уважения за свою нравственность.
Отец Рыльского в конце концов смирился со взглядами сына, завещал ему треть своего имущества, в частности, имение в селе Романивцы. Тадей Розеславович вступил в брак с дочерью помещика, своей кузиной. К сожалению, она вскоре умерла. В 1878 году он женился на романивской крестьянке Мелании Федоровне Чуприне.
Тадей Рыльский вел хозяйство в Романивце сорок лет. Детально остановившись на молодых годах, можем теперь понять отношение Рыльского-помещика к односельчанам, бывшим крепостным, а теперь просто крестьянам. Здесь он нашел возможность воплотить в жизнь свои идеалы.
За все время Т.Рыльский не имел ни одного иска с односельчанами. Исполнял обязанности почетного мирового судьи. Выучив гражданские законы в совершенстве, давал бесплатные юридические консультации романивцам и жителям соседних сел. Не ограничивался советами, а составлял крестьянам нужные бумаги и выступал в судах как их адвокат. Будучи католиком, разместил в своем доме православную церковно-приходскую школу, а потом выстроил для нее отдельное помещение, оплачивал учителя и сам преподавал.
Рыльский заслужил славу хорошего агронома и экономиста. Романивские крестьяне вместе с ним поставляли хлеб даже в Кенигсберг, а это означает, что романивцы выращивали отборное зерно. Тадей Розеславович помог сельской общине дешево купить землю у соседнего помещика, а местным чиновникам — закрепить за собой оброчные наделы.
Еще в начале деятельности Рыльский начал печатать свои труды по этнографии и экономике в журнале «Основа» (выходившем в С.-Петербурге) под псевдонимом Максим Чорный. Далее развил экономическо-правовую тему в «Киевской старине» в самом большом по объему произведении «Студії над основами розкладу багатства». На этот его труд ссылался выдающийся украинский историк академик Михайло Слабченко в «Матеріалах до соціально-економічної історії України».
Неопубликованное творческое наследие Тадея Рыльского также значительно. В Институте рукописи Научной библиотеки Украины им. В.Вернадского содержатся труды на украинском, русском, польском языках по истории, демографии, экономике, в том числе «Історичний перегляд репортиційних стосунків у Англії» — об операциях с ценными бумагами, «Вивчення основних засад міграції населення», «Нотатки до економічної теорії», «Статистично-економічні відомості по країнах Західної Європи».
Проработав учения Смита, Рикардо, Прудона, Маркса, Мальтуса, Оуэна, Сен-Симона, Фурье, Тадей Рыльский определяет собственное видение проблемы, положив в основу экономический строй современного ему общества и свое критическое отношение. Автор рассматривает теорию стоимости, отношения между капиталом и трудом. Согласно его исследованиям, отношения в промышленности характеризуются свободой экономических факторов, индивидуальной собственностью на все материальные блага: труд — единая основа и источник собственности. По Тадею Рыльскому, имеет право на существование как общественное, так и частное капиталистическое хозяйство. Крестьяне должны арендовать землю у государства. Классовую борьбу Рыльский не считал рецептом для решения общественных проблем...
Дав яркую и объективную оценку положению рабочих в помещичьих экономиях, Рыльский призывает их к организованному (но не насильственному) сопротивлению кабальным условиям труда. Среди прочих требований должно быть сокращение рабочего дня до десяти часов, соблюдение безопасных условий труда, обеспечение отдыха, питания, врачебной помощи и тому подобное.
Тадей Розеславович пишет популярные книжечки для крестьян на украинском языке: «Сільські пригоди» — с практическими советами о праве выпаса крестьянского скота в помещичьих лесах, как выгоднее вести сельское хозяйство и т.д.; «Херсонські заробітки» — о том, как крестьяне Киевской, Полтавской, Черниговской, Подольской губерний идут летом на заработки в Херсонскую губернию, какие там деньги им платят, сколько стоит проезд и как доехать — своеобразный справочник для желающих заработать.
...Иван Франко встречался с Тадеем Рыльским в Киеве в 1885 году и записал свое впечатление о нем: «Незвичайно симпатичне враження від особи Рильського лишилося у мене на завсігди. Було щось м’яке та меланхолійне в його поставі, в обрисах лиця, в голосі. У розмові він не запалювався, не піднімав голосу; говорив плавно й рівно, гарною українською мовою».
Ярко изображена личность Тадея Рыльского в воспоминаниях Глеба Лазаревского: «Перш за все впадало у вічі незвичайно (я навмисне вживаю цього виразу) красиве обличчя Рильського, не дивлячися на його значно понад п’ятдесятирічний вік. Проте краса ця — прегарна антична голова, трохи кучеряве русяве, вже зачеплене сивиною волосся, вуса і досить довга борода, високе чоло, правильний тонкий ніс, великі напівприкриті віями очі — носила скоріше якийсь духовний характер, і мені, що кохався тоді у середньовічних картинах і портретах (наслідок упливу Горленка), здавалось, що з Рильського можна було б намалювати чудесний портрет вченого епохи Відродження: у чорному оксамиті і шовку з білим широким коміром венеціянського мережива.
Під час спільної вечері молодих і старих він сидів напроти мене, і я міг уважно розглядати його. Коли надійшла черга до нього сказати промову (промовляти повинні були всі «старі»), Рильський підвівся і сказав недовге слово на тему про український народ, що може добре вирішити свою долю, тільки будучи освіченим, а тому перший обов’язок тих, хто почуває себе сином свого народу, вжити всіх зусиль, допомогти йому скоріше одержати освіту, скоріше вивести цим з пригноблення соціального і національного становища.
Тема нічого нового нам не говорила, але промова Рильського нам подобалася: подобався його приємний, може, трохи надто тихий тембр голосу, прекрасна українська мова і сувора логіка: кожне твердження просто витікало з попереднього — і декілька скупих, але таких характерних рухів довгими тонкими, як у піаніста, пальцями. Рильському дуже плескали. Потім він активно брав участь у спільному хорі, що виконав за столом чимало українських пісень».
Заметны труды Тадея Рыльского, смысл которых в названиях — «До вивчення українського народного світогляду» и «Нариси про правові норми економічного життя». В них автор использует свои наблюдения как времен молодости, так и зрелого возраста, собственно — всей своей жизни в гущи народной. Недаром другой выдающийся историк, Александр Лазаревский, назвал Рыльского лучшим знатоком народного права, быта Правобережья Украины.
«Безкінечне число договірних операцій у селянському середовищі як між собою, так і з іншими суспільними станами робиться у переважній більшості без скріплення формальними актами і, як правило, — серед селян. Це говорить про їхнє відповідальне ставлення до прав і обов’язків», отмечает Рыльский.
Автор заметил и отличие украинского народного права от других. Сыновья наследуют землю поровну, независимо от старшинства. Если девушки не имеют братьев, то земля достается в наследство и им. «Разом з тим з неменшою силою виступає принцип, за яким доля участі у сімейному труді впливає на визначення розмірів майнових прав, це стосується і приймаків-зятів, невісток, удів, сестер, небожів і небог, онуків тощо».
От первого дня учреждения полулегального культурно-образовательного товарищества «Київська Громада», сыгравшего значительную роль в становлении украинской культуры и в самоосознании нации, членом «Громады» был и Тадей Рыльский и, как видим, внес свою лепту в ее дело.
Умер Тадей Розеславович 25 сентября 1902 года в Романивце, там его и похоронили на новом кладбище, землю под который покойник когда-то подарил всей романивской общине на территории родового парка. Погребали по старинному украинскому обычаю: гроб, покрытый красной китайкой, везли серые волы. Огромная толпа местных и соседних крестьян, делегация украинской интеллигенции из Киева провожали Тадея Рыльского в последний путь.
В некрологе, напечатанном в «Киевской старине» под инициалами О.Л. (думаю, это был украинский историк Орест Левицкий), очень метко, сжато подытожена дорога Тадея Рыльского: «Все його життя було на подив гармонійним сполученням ідеалів і вчинків».
Потомок княжеского рода Рыльских Тадей Розеславович с женой — простой крестьянкой Меланией Федоровной — дали жизнь трем сыновьям: Ивану, 1879 года рождения, Богдану — 1882-го, Максиму — 1895-го. Иван окончил юридический факультет Киевского университета, после революции преподавал в Романивцах, в школе, которую организовал вместе с братьями. Переводил на украинский язык произведения Мопассана и Мериме с французского, Джека Лондона — с английского, книгу «Костка Наперский» — с польского. Умер в голодном 1933-м... Богдан жил преимущественно при младшем брате; известен его перевод с русского языка произведения Александра Грина «Сокровища африканских гор»; умер в 1939 году. Самый длительный же век и самая яркая слава судились самому молодому — Максиму.