Роль «четвертого столпа» Совета Европы Страсбург официально закрепил за Конференцией международных неправительственных организаций (НПО) еще в 2003 году, придав ей партнерский статус в структуре СЕ (наряду с Комитетом министров, Парламентской ассамблеей и Конгрессом местных и региональных властей). Заседания этой конференции обычно приурочены к сессиям ПАСЕ, и их наработки оказывают все большее влияние на решения, принимаемые исполнительными и законодательными структурами СЕ.
Правда, получить статус члена конференции может только международная НПО, осуществляющая свою деятельность в нескольких странах. Да и сам процесс присвоения статуса достаточно сложен. Так, Украина, имеющая более 400 организаций с подобным статусом, представлена сегодня лишь одной — Международным антитеррористическим единством.
Необходимость усиления роли НПО для развития демократического общества еще раз подчеркнули главы государств — членов СЕ на Третьем (Варшавском) саммите в 2005 году. Там же был проведен первый региональный конгресс НПО. Второй состоялся на этой неделе в Киеве, собрав более 200 участников (лидеров ведущих НПО из Украины, РФ, Польши и Беларуси, представителей Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы, Словакии, стран Балтии, экспертов СЕ и других международных организаций).
Что дает проведение таких мероприятий вообще и чем обусловлена привязка нынешнего конгресса к Киеву? Что общего и что различного в деятельности неправительственного сектора в каждой из стран данного региона? Чему может поучиться Украина?
— Совет Европы как организация, представляющая интересы общин и народов Европы, — говорит Жан-Луи Лоран, генеральный директор по вопросам демократии и политической деятельности СЕ, — крайне заинтересована в том, чтобы ее работа отвечала реалиям жизни европейских стран. Конференция международных НПО при СЕ значительно облегчает достижение этой цели, однако национальные НПО лишены возможности быть представленными в Страсбурге. Поэтому Страсбург решил прийти к ним. СЕ разработал четкие рекомендации по законодательному обеспечению работы гражданского сектора, и нам очень важно проконтролировать, как они выполняются отдельными странами-членами, оказать им консультативную и правовую поддержку.
Успех первого регионального конгресса, проведенного полтора года назад в Варшаве, показал, что такой формат позволяет не только обмениваться идеями, налаживать контакты, проникаться проблемами и способствовать активизации и оптимизации четырехстороннего диалога (с участием центральной законодательной и исполнительной власти, местных властей и гражданского сектора). Наиболее показательными являются практические результаты, достигнутые, например, в отношении Беларуси, которая, как известно, не является членом СЕ. Действующий там режим весьма далек от демократических стандартов, и только вмешательство международных организаций, возмущение мировой общественности заставило власть отказаться от тюремного заключения гражданских активистов по несправедливым обвинениям. Тревожной остается ситуация в России. Хотя в Украине сектор НПО энергичен и активен, ему, возможно, несколько не хватает стратегического подхода и стабильности в организации работы. Но есть и обнадеживающие результаты. В частности, Лаборатория законодательных инициатив, которая выступает соорганизатором данного конгресса. Наше сотрудничество весьма плодотворно. В отношении организованной совместными усилиями Украинской школы политических студий, которой в этом году исполнилось два года, наши планы очень амбициозны.
— На конгрессе были представлены страны, находящиеся на разных этапах построения демократического общества. Этот факт, — считает Аннелизе Оешгер, президент конференции международных неправительственных организаций СЕ, — повышает ценность обмена опытом. Мы видели, как представители Беларуси предостерегали российских активистов от повторения своих ошибок. В частности, недооценки опасности начальных этапов законодательного ограничения деятельности НПО, что может привести к крайне печальным результатам. С другой стороны, для нас было большой неожиданностью узнать, что в Польше неправительственный сектор тоже оказался в глубоком кризисе, хотя и совсем по другим причинам. В Украине сейчас ощущается разочарование, однако вам не стоит недооценивать собственных достижений в построении гражданского общества. Собственно, провести нынешнее мероприятие в Киеве мы решили, рассчитывая на то, что хозяевам конгресса есть чем поделиться. В частности, очень важными оказались замечания украинских экспертов о том, что целью деятельности гражданского сектора должна являться не смена власти, а демократизация общества. Чтобы наша работа не сводилась к простой говорильне, мы презентуем в Киеве создание коммуникационной платформы для гражданских организаций — ngo-gov.org. Этот портал (на английском и русском языках) поможет наладить и упрочить горизонтальные связи между гражданскими активистами всех европейских стран, позволит оперативно реагировать и обмениваться последней информацией. Как заметили российские представители, попытки власти очернить гражданских активистов или выставить их на посмешище могут оказаться даже более опасными, чем самые репрессивные меры против них. Помешать реализации этого сценария может опять-таки наш виртуальный проект.
— Использование Украиной, которая является членом Совета Европы, ресурса этой организации, ее экспертного потенциала и политического влияния, — подвел итоги Игорь Когут, председатель совета Лаборатории законодательных инициатив, директор Украинской школы политических студий, — очень важно для решения проблем реформирования украинского общества. Кроме того, у нас есть и позитив, который может хоть немного зарядить европейское сообщество. Интерес к конгрессу со стороны как украинских, так и зарубежных НПО был достаточно высоким, так что участников нам пришлось отбирать на конкурсной основе. Очень отрадно внимание со стороны власти — приветствие президента, участие министра юстиции, замминистра иностранных дел, представителя департамента коммуникации власти и общественности секретариата Кабмина.
К сожалению, ни журналисты, ни общество пока не верят в возможности этого сектора. А это, в свою очередь, непосредственно связано с вопросом эффективности гражданских организаций.