…Все неприятности начались, когда Лена училась в пятом классе: в тот год родители твердо решили развестись. Как-то очень быстро у каждого из них появилась своя семья. Отец практически перестал появляться — все свободное время проводил с молодой женой и маленьким ребенком. Мама тоже недолго была одна и однажды привела в дом невысокого мужчину с тонкими губами и маленькими глазками-щелочками, в которых читалось зло и какая-то брезгливость. «Теперь у нас опять будет настоящая семья», — сказала довольная мама, а Лене показалось, будто в спину ей подуло холодным ветерком. Они в считанные дни собрали свои вещички и перебрались из крохотной бабушкиной хрущевки на окраине в просторную квартиру отчима.
Предчувствия девочку не обманули. Отчим, по всей видимости, был человеком с огромными комплексами, но самоутвердиться, повысить свою самооценку ему удавалось только дома — в основном за счет Лены. Постепенно на нее свалили чуть ли не всю домашнюю работу: она быстро научилась убирать, стирать и вкусно готовить. В общем-то, все было бы ничего, если бы хоть иногда ее за это хвалили, ласкали, называли самой любимой и незаменимой помощницей. Но мама все свободное время посвящала отчиму, а тот словно выискивал поводы для постоянных придирок и скандалов — и посуду не так помыла, и суп пересолила, и стол забыла вытереть. Потом родилась младшая сестричка Оксанка, и Лене стало совсем не продохнуть. Она с горечью думала о том, что оказалась нелюбимым и ненужным ребенком, которого терпели только лишь потому, что она выполняла всю домашнюю работу, то есть, по сути, была и бесплатной домработницей, и нянькой для своей младшей сестры.
Мама девочку, может, и любила, но никак не пыталась защитить от нового супруга — уж очень боялась потерять мужа и хорошую квартиру. Единственной отрадой Лены была бабушка, к которой она уходила, когда становилось совсем невмоготу. Там было хоть и бедно, но как-то по-особенному тепло и уютно. В последний раз она ушла к ней в начале сентября, но мать с отчимом ее вернули домой. Через месяц девочку нашли в квартире повешенной.
Впрочем, в изложении классного руководителя Галины Петровны ситуация выглядит несколько иначе.
— Внешне Лена никак не показывала, что чем-то всерьез обеспокоена, — рассказывает она. — В последний ее день, в понедельник, у меня был по расписанию последний урок в их 9 «Б». С работой мы справились чуть раньше и в оставшиеся минут десять урока обсуждали поход в театр и в Музей воды. Лена тоже поднимала руку. Затем мы говорили о том, что нужно бы починить окна в классе, и Лена пообещала привести друга семьи, у которого, по ее словам, «золотые» руки. То есть девочка строила планы на будущее, была в нормальном настроении и ни о чем, связанном с суицидом, не говорила.
— Даже подружкам? Неужели не жаловалась на то, что, по сути, превратилась в домашнюю прислугу?
— Лена действительно говорила, что дома ей приходится и стирать, и варить, и убирать. Но она умела все это и готова была заниматься хозяйством. Любила она и свою младшую сестренку — дочку матери от второго брака. Одноклассницы рассказывают, что Лена, возвращаясь из школы, постоянно старалась что-нибудь купить малышке — то леденец, то небольшую игрушку. Зла на младшую сестренку девочка не держала, хотя ей и приходилось часто с ней возиться. Хорошие отношения, по ее словам, были и с мамой. Серьезной проблемой Лена считала лишь отношения с отчимом. Она жаловалась на него подружкам, говорила, что он тиранит ее по любому, самому незначительному поводу. Например, требовал, чтобы она в четыре часа дня была дома — успеть доехать через весь город после семи уроков, которые заканчивались в четверть четвертого, девочка просто не могла физически.
— Интересно, почему она не перешла в другую школу?
— Я думаю, что из-за своих друзей и подруг. Из-за них она даже перешла после восьмого в математический класс, хотя сама была гуманитарием, и усиленная программа по точным наукам давалась ей нелегко. Несмотря на это, в школе она всегда была в хорошем настроении. Мне кажется, что здесь она отдыхала душой.
То, что девочка заранее не обдумывала попытку суицида, говорят и в милиции. После ее гибели на кухонном столе нашли тарелку с голубцами, которые Лена разогрела на обед. Что произошло в эти считанные минуты, что помешало спокойно пообедать, теперь остается только гадать: если кто и знает ответ, то вряд ли признается. Можно предположить, что кто-то позвонил по телефону или зашел в гости и сообщил нечто такое, что вконец переполнило чашу терпения. Единственное, что дает хоть какую-то зацепку, так это тот факт, что во время осмотра комнаты сотрудники уголовного розыска обнаружили толстую тетрадку Лены, исписанную стихами о несчастной любви. По их словам — это одна из наиболее частых причин суицида у подростков.
— Но все далеко не так однозначно, — считает детский психолог Валентина Филлипова. — В основе большинства попыток подростков свести счеты с жизнью лежит тяжелая и длительная психотравмирующая ситуация. В данном случае она очевидна. Даже если девочка никак внешне не проявляла свою обиду и связанные с ней тяжелые мысли, это не говорит о том, что их не было вовсе. Когда человеку все время плохо, он старается создать себе свой идеальный, виртуальный мир. Если дома постоянные проблемы, то может развиться так называемый «комплекс Золушки». Девочка начинает мечтать: вот выйду замуж за принца, и вы все увидите какая я хорошая и пожалеете о том, что не любили меня. В общем-то это нормальная защитная реакция. Но если в какой-то момент девушке становится ясно, что принца она так и не дождется, то может произойти трагедия. Что в такой ситуации может стать формальным поводом — предугадать сложно. Толкнуть на самоубийство мог самый, казалось бы, незначительный повод. Например, одна девочка выбросилась из окна, когда узнала из новостей по телевизору, что ее любимый артист женился.
— То есть Лене мог кто-то позвонить и сообщить, что, скажем, ее любимый Петя встречается с другой?
— Могла она сама позвонить, могла зайти в гости подружка.
— И так неожиданно, без всяких предупреждений?
— Лена вполне могла кому-то об этом сказать. Чаще всего дети все-таки предупреждают о своем намерении. Но не всех, а, как правило, человека для них значимого — маму, отца, любимого мальчика. Поводом в таком случае может стать обыкновенная месть: мол, вам будет без меня плохо, будете плакать, а я буду лежать и не реагировать на ваши слезы. Или страх перед наказанием, что вполне вероятно, исходя из той обстановки, в которой жила девочка. Это также частый повод для самоубийств у подростков. Именно из-за кажущейся несправедливости, мести, страха перед наказанием или несчастной любви подросток пытается свести счеты с жизнью. Этим он словно хочет сказать: «Смотрите, до чего вы меня довели!». И хотя желание уйти из этого мира совершенно искреннее, все же в глубине души ребенок хочет, чтобы его в последний момент спасли. Даже, казалось бы, совсем взрослые, начитанные ребята думают в таких случаях, что «смерть когда-нибудь кончится» и все будет хорошо. Поэтому собственная жизнь и не кажется слишком большой платой за то, чтобы отомстить обидчику, добиться справедливости, продемонстрировать смелость и геройство.
— Ей мог позвонить и отчим, пригрозив «разобраться» за какую-то очередную оплошность?
— Вполне. Взрослые часто говорят резкие слова, не придавая им особого значения. Дети же нередко воспринимают все буквально. Ну что, скажите, стоило отцу 13-летнего мальчика, уличившего сына в курении, спокойно поговорить с ребенком? Объяснить, почему он против, выяснить причину, а не пригрозить: «Вот погоди, приду вечером с работы, разберусь с тобой!». Вечером же наказывать пришлось только самого себя.
— Одним из способов профилактики возможной трагедии многие психологи считают установление между родителями и детьми дружеских отношений.
— В самом деле, очень важно, чтобы практически с самого рождения малыша у него с родителями установились теплые доверительные отношения. Нормально освоиться в мире без помощи старших он не может. А при недостатке общения и особенностях характера — скажем, неумении дружить со сверстниками, склонности к депрессиям, впечатлительности, — попытки решить «вечные вопросы человечества», которые предпринимают практически все подростки, может привести к пограничному состоянию — «кризису потери смысла жизни». Подросток начинает ощущать свою ненужность и приходит к выводу, что жизнь вообще, а его в частности, бессмысленна. И очень важно, кто в такой ситуации придет на помощь — такие же беспомощные ровесники, ловкие проповедники различных религий и сект или все-таки любящие родители. Конечно, даже вполне доверительные отношения с мамой могут не спасти, если в какой-то момент подростку показалось, что жить дальше невозможно. Но все же, теплые отношения с родителями предохраняют от слишком острых переживаний, особенно если мама и дочка стали почти подружками и часто ведут доверительные «девичьи» беседы. «Ну и пусть у меня короткие ноги и веснушки, зато ни у кого из моих подружек не бывает так уютно дома».
— Откуда такое пренебрежение к жизни?
— Многие забывают, что, несмотря на рост, эрудицию и умный вид, у этих «взрослых детей» не хватает элементарных знаний жизни, ее закономерностей, практических навыков. В семье одной школьной учительницы, считавшей, что дети должны воспитываться в строгости и послушании, росла дочка. Девочка была тихая, спокойная и послушная. Но, как ведется, именно с такими «правильными», но душевно одинокими детьми нередко и происходят трагедии. В 17 лет девушка познакомилась с молодым человеком и влюбилась. Их отношения очень скоро стали близкими. О свадьбе молодой человек и не задумывался, а девушке было неудобно его торопить. Даже тогда, когда обнаружила, что скоро станет матерью. Между тем наступило время экзаменов, и юноша уехал поступать в другой город. Девушка осталась наедине с тяжелыми мыслями. Избавиться от ребенка без ведома родителей в те годы было практически невозможно. Выхода, как ей казалось, не было. Расскажи она все откровенно маме (которая хоть и строгая, но все-таки любит, простит и поможет), все окончилось бы относительно благополучно. Но ужас перед наказанием оказался сильнее здравого смысла. Когда однажды родители пришли домой, они обнаружили аптечку с лекарствами пустой…
— Выходит, беседуя с подростками, нужно постоянно взвешивать свои слова?
— Думать, о чем говоришь, не помешает никогда. Тем более что в общении с подростками родители не всегда могут правильно оценить причины их поступков. Скажем, не всегда просто выявить одну из самых частых причин самоубийства — длительную депрессию. Опасность заключается в том, что в подростковом возрасте ее очень легко принять за проявление упрямства и лени. А так как подросшие дети не всегда сами могут определить свое состояние и не очень любят делиться своими переживаниями со взрослыми, те могут и не заметить надвигающуюся беду.
16-летний мальчик считал, что жизнь его пропащая и не имеет смысла. А раз так, то зачем ходить в школу, делать уроки, убирать в комнате? Спустя какое-то время родители, обеспокоенные ленью, неряшливостью и грубостью ребенка, попытались призвать его к ответу. Рисуя безрадостные картины ожидавшего его при таком поведении будущего, они думали пробудить честолюбие. Мальчик же, которому и без того было тяжело, вернувшись в свою комнату, попытался выброситься из окна. Причиной всех бед стала влюбленность и излишняя впечатлительность: понравившаяся девочка заявила, что никогда не станет встречаться с таким коротышкой, как он.
— И все-таки, если говорить о трагедии, случившейся с Леной, то, на мой взгляд, причина не столько в том, что ее «доставал» отчим, сколько в том, что ее не понимала, не поддерживала мама.
— Я бы не стала делать категорические выводы. Хотя ситуации, когда одного ребенка любят больше, чем другого, встречаются не так уж редко. Сердцу ведь не прикажешь. Обычно больше любят младших детей. Возможно, потому, что с возрастом родительские чувства становятся глубже. Если в семье растет девочка и мальчик, мать, как правило, отдает предпочтение дочке. Еще один распространенный вариант: нелюбимый ребенок от первого брака и любимый — поскольку общий — от второго.
Случаются и совершенно абсурдные, с точки зрения логики, ситуации. Когда, скажем, спокойного, умного ребенка любят меньше, нежели буйного, вредного эгоиста и лентяя. Многие родители понимают, что относятся к детям не одинаково, и страдают. Как правило, причины неравенства установить несложно. Например, ребенок требует слишком много времени, а мама хочет заниматься карьерой. Или: «Мой сын слабый, безвольный, и потому вызывает у меня отвращение. А если честно, то мне просто нравится им командовать». Еще одно признание: «Дочь очень похожа на нелюбимую свекровь. Их сходство настолько неприятно, что оно влияет на мое отношение к дочери». Но в любом случае очень важно разобраться в собственных чувствах и признаться: да, я этого ребенка люблю меньше. Конечно, это несправедливо, но эту несправедливость вполне реально компенсировать. Внешние предпочтения родителей должны как можно дольше оставаться тайной. На мой взгляд, не страшно любить кого-то меньше, страшно вовсе не любить. Тяготиться родным ребенком.