Рождество Христово выпадает в нашем календаре на 7 января, а его предвечерье, Святой Вечер, на 6 января. Праздник Рождения Иисуса Христа слился с дохристианским празднованием Коляды и Корочуна, коим наши предки отмечали самый короткий день в году и начало возрождения солнечной силы. Это есть начало нового года. День рождения солнца.
Рождество и христианское и дохристианское это время желаний, пожеланий, исполнения желаний.
Предвечерье Рождества, Рождественский сочельник, Вилия, Святой Вечер, одна из важных составляющих празднества. Все подробности подготовки и дальнейшего исполнения обряда имели значение. Сноп пшеницы, «дидух» или «рай» с деревянной ложкой - он еще с языческих времен представляет души предков, которые на Рождество приходят в гости. Это ведь праздник единения рода, семьи, когда и живые, и умершие собираются вместе. Дидух стоит в красном углу, немного сена под скатертью (Христос лежал в яслях на сене), чеснок по углам стола - против «злых сил», орехи и сладости для детей, чистая скатерть, зажженная свеча на столе.
Святую Вечерю начинали с появлением первой звезды, которая когда-то взошла над Вифлеемом. Посреди стола калач с булочкой («душой») для предков. Каждый съедает по кусочку просфоры, белого хлеба с медом, желает всем счастливых праздников и добра.
На столе двенадцать блюд в честь двенадцати апостолов; по другим преданиям, в честь двенадцати солнечных кругов (двенадцать месяцев к году). Блюда постные; выбор блюд разный в разных регионах, но обязательна кутья - вареная пшеница с маком и медом, с добавлением орехов и сладостей. Кутья - ритуальное блюдо, символизирующее единение членов рода. А еще борщ, вареники, пироги, голубцы, рыба, приготовленные разными способами, грибы, фасоль, горох, бобы, каши разные и вар («узвар») - вареные сушенные фрукты. Все эти блюда символизируют дары земли и воды и есть благодарение небу в Святой Вечер.
Рождество славно колядками. Колядники величают святой праздник, приносят людям добро и радость, уважение к давним традициям.
К ночи зажигали костры, чтобы согреть новорожденного в холодных яслях Христа. Начинались зимние Святки.
С 7 по 14 января - святые вечера, с 14 по 19 января страшные (страстные) вечера. В Святые Вечера (до Богоявления) никаких работ в доме делать нельзя.
В Сочельник хозяева старались, чтобы никакая вещь не пребывала «вне дома»; все путешественники торопились к родному очагу; смотрели на небо: если звездная ночь - к урожаю.
Ночь на Рождество считалась волшебной: в ночь рождения Христа и животные разговаривают. Молодежь в Сочельник собиралась на вечерницы, где основным занятием были забавы и гадание.
Во время святочных гаданий по каким-либо искусственным или естественным знакам старались угадать человеческий жребий, свое будущее.
В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; во времена раннего христианства гадание преследовалось под видом ворожбы и осталось в народе как забава, как привычка.
Слово «гадание» от санскритского «gad» (исследовать) или «gadam» (испытывать). Михаил Забылин указывает, что «…Само же гадание в древности было служение богине Гаде (фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть, что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других»…
Гадают сегодня, пробуют, пытаются. Обратимся же к истокам. Как это было в прошлом, позапрошлом веках, когда ритм жизни был более размеренным, когда еще помнили давние традиции.
«Гадание на вещах. Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и кладут их под блюда, вместе с кусочками хлеба, сверху накрывают чистым полотенцем. После этого участвующие в гадании поют песню… По окончании, запустив руку и отворотясь от блюда, вынимают какой-нибудь один предмет, попавший первым под руку. Это нечто вроде домашней лотереи. Вынутые вещи не всегда попадаются тому, кому они принадлежат, присуждается в таком случае выкуп вещей. Последнему, вынувшему доставшуюся на его долю вещь, поют свадебную песню. Затем кольца катят по полу, наблюдая, в какую сторону они покатятся: если к дверям, то для девушки - близость брака, для мужчины - отъезд.
Окличка прохожих и проезжих. Это гадание состоит в том, что во время вечера или ночи девушки выходят из дома и спрашивают у мужчин «как ваше имя?», с той целью и уверенностью, что будущий жених будет иметь то же самое имя и ту же красоту, которую имеет виденный опрошенный.
Гадание на курицах. Берут курицу или петуха, приносят в ту комнату, где заранее приготовлены на полу в трех местах вода, хлеб, золотые, серебряные и даже медные кольца, серьги и другие мелкие вещи. Птицу пускают на пол и смотрят: какую вещь она клюнет, имея в виду, что птица ночью или вечером бывает слепа и по естественной привычке клевать что попадя, клюнет что-либо из предметов на полу. Если курица или петух станет пить воду, то муж будет пьяницей. Если будет есть хлеб, то муж будет достаточный, когда же примется за уголь, то муж будет бедняк, то есть «прогорит»; золотое кольцо клюнет - богач, серебряное - достаточный, медное - скудный по труду, иногда волокита.
Иногда пускают курицу с петухом в пустую комнату: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитым; но если курица будет храбриться, то это знак того, что жена будет одерживать верх над мужем.
Гадание у ворот. Стоя за воротами ночью говорят: «Залай, залай, собаченька! Залай, серый волчок!» Где залает собака - там живет суженый, т. е. откуда девушка услышит собачий лай, туда непременно будет отдана замуж, и чем глуше и дальше слышен лай, тем дальше ей в замужество. Притом лай хриплый, значит - брак со стариком, звонкий и тонкий лай - молодой жених.
Гадание башмаком. Девушки снимают с левой ноги башмак и кидают его на дорогу, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком: куда покажет этот башмак - тужа и замуж; если же носком к собственным воротам - жить дома и не выходить замуж в этом году.
Гадание на луковицах. Берут несколько луковиц за несколько дней до Святого Вечера и помечают каждую из них. Чья луковица раньше даст росток, та из девушек выйдет прежде других замуж.
Гадание яйцом. Берут стакан, наполненный чистой водой, и в эту воду с осторожностью выпускают свежее яйцо. Дают несколько постоять, а потом по расположению белка в воде судят о будущем.
Гадание на сковороде. Чтобы узнать имя будущего жениха, девушки кладут на стол сбитую в ком солому. На этот ком ставят сковороду, а на сковороду кладут камень и льют немного воды. После того потихоньку и медленно каждая из девушек вынимают по соломинке и по звуку, производимому камнем на сковороде при колебании, воображают имя будущего жениха.
Гадание под окном. В полночь гадающие девушки садятся у окна и каждая из них приговаривает: «Суженый, ряженый, поезжай мимо окна» Если которая из них услышит поезд с криком и свистом, то предрекает себе веселую и счастливую жизнь; если же поезд будет тихий, то слышавшая его девушка проживет жизнь бедную.
Гадание ключом. Для такого гадания берут какой-нибудь ключ, преимущественно старый, закладывают его бородкой между листов книги, которую при этом крепко завязывают. За дужку ключа вешают книгу к потолку и загадывают, кто из числа присутствующих девушек выйдет замуж, произнося имена девушек. При чьем имени книга повернется, той девушке и замуж выходить.
Гадание на зеркалах. Гадание на зеркалах производят только самые смелые девушки, которым более серьезно хочется ознакомиться со своим будущим. Гадание в зеркале или наведение зеркала всегда сопряжено с тишиною и молчанием, для чего избирается ночь.
Некоторые примеры гадания на зеркалах:
а) в темном покое ставится на стол зеркало, а перед ним зажженная свеча. Гадающая девушка входит в покой и смотрит через свечу в зеркало, где и видит своего суженого; когда она скажет «чур меня», видение исчезнет;
б) ставят два зеркала одно против другого. Перед одним девушка ставит две свечи на стол, а другое зеркало оставляет за спиной, таким образом поместившись между двух зеркал. Девушка очерчивает вокруг себя круг лучиной или свечой, зажженной в сочельник, глядит внимательно в поставленное перед собой зеркало. Тут непременно покажется суженый, который будет глядеть через плечо девушки. Нужно чураться и ни в коем случае не оглядываться.
Во время гадания из комнаты должны быть удалены кошки, собаки, птицы и посторонние лица. Гадающая девушка должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал, направленного стеклами один напротив другого. Зеркала должны быть безукоризненно чисты. Можно просидеть далеко за полночь и ничего не увидеть. Можно вздремнуть и во сне увидеть многое; но вообще говорят, что зеркало перед началом видения тускнеет, свечи горят тише, и вот тут нужно обратить усиленное внимание, чтобы вскорости увидеть что-нибудь. К этому гаданию способны нервные, впечатлительные особы с воображением.
Гадание с полотенцем. Вывешивают белое полотенце из окошка на ночь со словами: «Суженый, ряженый, приди и утрися». Если полотенце будет через некоторое время мокрым, то девушка в этом году выйдет замуж, а если к утру снимет его сухим, сидеть ей в девушках.
Гадание у бани. Нелепое, невежественное гадание было в старину в большом ходу. Оно состояло в том, что, отворив немного дверь бани, девушки обнажали некоторые части, подходили к двери поочередно и говорили под прикрытием сумрака ночи довольно несвойственную для девушек и тем более девственниц фразу с предложением домовому прикоснуться рукой к обнаженной части тела. Если девушка чувствовала руку мохнатую - то предполагался богатый жених в этом году, а холодная голая рука - бедняк, шершавая - характерный и пр.
Гадание на снегу. Ложатся навзничь в снег и поутру ходят смотреть, если след остался по-прежнему гладкий, то муж будет смирен и спокоен, если же это место иссечено, то вздорный и драчливый.
Гадание на снах. К святочным гаданиям принадлежат также сновидения на Новый год или на Святки, из которых выводит предсказание каждая загадывающая особа.»
«Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия
и поэзия, собранные Михаилом Забылиным в 1880 году»