«В связи с тем что в этом году Пасха припадает на воскресенье, следующий за Пасхой понедельник объявлен выходным днем». Фраза эта, ставшая впоследствии анекдотом, говорят, действительно вышла несколько лет назад из-под чиновного кабминовского пера. Теперь наши чиновники стали осторожнее в формулировках, но анекдот живет как дань удивления рационального сознания факту «переходности» праздника.
Как получилось, что Пасха постоянно «припадает» то на один день, то на другой, почему празднования светлого Христового Воскресения православными и католиками то совпадают, то нет, а иногда (как, например, в этом году) совпадают еще и с еврейской Пасхой, для многих из нас остается неясным. Ведь насколько все просто, например, с Рождеством — сначала празднуем вместе с католиками, а через две недели католики празднуют вместе с нами.
Причина несовпадения Рождества и прочих праздников, не входящих в пасхальный цикл, в общем, понятна — это объясняется несовпадением календарей. Причем хоть и принято называть юлианский календарь православным, а григорианский — католическим, это не совсем так. По григорианскому стилю (введенному в 1582 г. и названному в честь Папы Григория ХIII) живет также ряд восточных поместных церквей — Константинопольская, Элладская, Александрийская, Антиохийская и т.д. Старому (юлианскому) стилю сохраняют верность Русская (и мы вместе с ней), Иерусалимская, Грузинская церкви. На территории Украины, кроме православных церквей, по старому стилю живет и Греко-католическая церковь. Несмотря на то что даже внутри этих церквей муссируются идеи о переходе на новый стиль, кажущийся более логичным, чем старый (при котором, например, празднование Нового года опережает празднование Рождества и припадает на пост), приверженцы старого стиля не торопятся переходить на григорианский календарь. Идея перехода на новый стиль уже выдвигалась в РПЦ патриархом Тихоном в
20-е годы прошлого века, но натолкнулась на такое решительное неприятие внутри самой церкви, что пришлось ее оставить. В то же время по новому стилю живет Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ).
Однако наибольшие сложности связаны все-таки с праздниками пасхального цикла, т.е. с определением дня Пасхи и дней, с ней связанных, — Радоницы, Вознесения, Пятидесятницы, Духова дня, а также датировка четырех покаянных седмиц и Великого поста. «Подвижность» пасхального дня связана с отсутствием четкой датировки Смерти и Воскресения Христа. Известно только, что день этот был связан с празднованием ветхозаветной Пасхи, дата которой устанавливалась советом богословов относительно первого весеннего полнолуния. Самое интересное, что дату той ветхозаветной Пасхи мы знаем — 14-й день месяца нисана. Но поскольку у иудеев действовало несколько календарей, то этот день не был строго фиксирован, как к тому привыкли мы со своим единым календарем. Таким образом, основная трудность в определении дня Воскресения Христового связана с необходимостью вычисления самой ветхозаветной Пасхи. В год Страстей Господних, как известно, день празднования иудейской Пасхи и, соответственно, день Распятия, припал на пятницу. По расчетам исследователей наиболее вероятная дата — 7 апреля 30 г.
Идея фиксированной даты празднования Воскресения Христового в принципе не могла прижиться в первохристианских общинах. Хотя бы потому, что жили они все в тех же «многокалендарных» условиях. И ближневосточные, и малоазийские общины (т.е. общины, основу которых составляли преимущественно бывшие иудеи или люди, принявшие крещение непосредственно от иудеохристиан) продолжали праздновать новозаветную Пасху в дни ветхозаветной. Однако в Римской, Александрийской и прочих церквях, основу которых составляли бывшие язычники, укрепился обычай праздновать новозаветную Пасху через неделю после иудейской — дата рассчитывалась относительно весеннего равноденствия, а не полнолуния. Разумеется, этот вопрос стал камнем преткновения, нагнетавшим и без того не безоблачную атмосферу между иудеохристианами и бывшими язычниками. Церковные историки пишут, что «пасхальные споры» длились не менее полутора столетии и были вынесены на I Вселенский Собор. Там попытались унифицировать день празднования Пасхи путем компромисса — первое воскресенье после весеннего равноденствия, но после весеннего полнолуния. К тому же датировка Пасхи новозаветной больше не должна была привязываться к дате Пасхи иудейской. Собор разработал таблицы, дававшие возможность рассчитать дату Пасхи для любого года. Православная церковь и теперь придерживается этих предписаний. Однако «все врут календари» в том смысле, что ни один из них не является настолько точным, чтобы равноденствие и полнолуние четко совпадали с одной и той же фиксированной датой.
Следующий этап дробления даты Пасхи был связан с расколом мирового православия на западную и восточную ветви и дальнейшим переходом западной церкви на григорианский календарь, что породило «удвоение» Пасхи и в христианском мире. Все эти оговорки, условия и обстоятельства усложняют расчеты. Но именно в связи с тем, что даты рассчитываются по сходным, хоть и отличным принципам и основываются на разных календарях, мы иногда имеем возможность праздновать Пасху одновременно с католиками или иудеями. А иногда, очень редко — как случилось в этом году — православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день.
День Пасхи можно вычислить и «в домашних условиях», что потребует внимания и немалого терпения. Делается это по следующей формуле: 4+c+d апреля, а если сумма превышает число 30, то 4+c+d-30 мая. Переменные определяются следующим образом:
с: год (например, 2004) делить на 19 (результат 105, остаток 9); остаток, полученный при делении, умножить на 19 (в нашем случае — результат 108); прибавить 15 (результат 123); поделить на 30 (результат 4, остаток 3); с равно остатку (в нашем случае 3); d равно остатку, полученному при (2a+4b+6c+6)/7, где а — остаток от деления года (2004) на 4 (в нашем примере — 0), b — остаток от деления года на 7 (2). Т.е. в нашем случае
d = 4.
Таким образом, дата Пасхи 2004 года — 4+3+4, т.е. 11 апреля.
Объяснение этой невероятной на первый взгляд нумерологии составляет солидные ученые труды, посвященные соотношению солнечного календаря, по которому живем мы, и 19-летних лунных циклов, на основе которых строили свой календарь иудеи. Если сложные арифметические действия вас не привлекают, загляните в церковный календарь — это простейший способ узнать дату ближайшей Пасхи.