Борьба с необратимостью

Поделиться
Этой тяжелой темы не принято касаться публично, однако масштабы проблемы так велики и от нее страдают так много людей, что молчать просто преступно...

Этой тяжелой темы не принято касаться публично, однако масштабы проблемы так велики и от нее страдают так много людей, что молчать просто преступно.

Если бы молодость знала, если бы старость могла. В связке с темой абортов эта поговорка звучит особенно драматично. Совершают прерывания беременности чаще всего в юности, когда еще не знают, к каким последствиям это может привести. А вот осознают всю тяжесть содеяного уже в зрелом возрасте, когда ничего изменить уже нельзя. Именно жизни под гнетом необратимости совершенного греха посвятил свой нашумевший фильм «Остров» Павел Лунгин. Искусство задало вопрос, и социуму, как водится, придется на него отвечать.

До. А что же после?

Темы абортов в отечественной прессе касаются в основном с профилактическими целями — авось какая-нибудь молодуха прочтет, испугается и откажется от страшного замысла. Оно и понятно — любому неразвитому государству пополнение численности рабсилы важнее, чем качество жизни своих граждан. Но читают эти статьи и те, кто уже принял и воплотил в жизнь необратимое решение. Каково женщи­не, перенесшей аборт, а то и не один, видеть социальную рекламу вроде «Ма­ма, зачем ты меня убила?». «Как мир меняется! И как я сам меняюсь!/Лишь именем одним я называюсь,/На самом деле то, что именуют мной, —/Не я один. Нас много. Я живой» — писал поэт Заболоцкий. Все мы с возрастом меняемся, и многим поступки юности кажутся дикими, ведь теперь мы — совсем другие люди с иными представлениями о морали, нравственности и жизни. А грех уже висит, уже тяготеет, отнимает витальные силы.

Что же делать тем, кто уже перенес аборт, а теперь мучается? Таких ведь немало! По статистике, сейчас на каждые 100 родов приходится около 230 абортов, а Украина наряду с Россией продолжает занимать первые мес­та в мире по количеству абортов. Причем бум их приходится на ран­ний возраст. А потом эти девочки взрослеют и…«В последнее время я все чаще думаю о своих нерожденных детях, — говорит 58-летняя Нина, — меня страшно мучает то, что я соверши­ла в молодости». «Сейчас я бы предпочла родить, несмотря на все обстоятельства», — горько кается 34-летняя Александра. «И главное, винить некого, — дополняет ее ровесница Юля,— сама ж во всем виновата. Значит, и помощи проcить как-то стыдно». Оста­вить их наедине со своими муками совести? А если учесть, что почти у каждой из них есть дети, и эти муки часто превращают в ад жизнь не только самой женщи­ны, но и ее рожденных детей?

С точки зрения теории родовых систем*, приобретшей в Ук­раи­не большую популярность в последнее время, аборт приравнивается к убийству и несет виновни­ку те же последствия. Но эти последствия нужно преодолевать хотя бы ради тех детей, что все-таки пришли в этот мир и для которых крайне важно душевное состояние матери. Пожа­луй, кабинеты, где проходят системные расстановки, — это единственное место, кроме церкви, куда может прийти женщина с этой проблемой.

С верхушки родового древа

Одно из ключевых понятий теории родовых систем — исключенные «звенья», то есть родст­вен­ники или предки, которых забыли, от которых отказались, о которых запрещают себе вспоминать. Берт Хеллингер и его последо­ватели считают, что «свято место» занимает кто-нибудь из признанных членов семьи, повто­ряя способ поведения, судьбу и горести исключенного. «У нас была девушка, которая жаловалась на проблемы с памятью, сосредо­точенностью, мышлением, а во вре­мя расстановки «вспомнила» о своем двоюродном брате-дауне, которого из страха всеми силами выталкивала из своей головы, — говорит директор Юго-Восточного института психоанализа Светлана Светозарова. — Другой клиент, мужчина, жутко страдал от чувст­ва покинутости и одиночества, пока на расстанов­ках не выяснилось, что у его отца от первого бра­ка есть сын, о котором детям не говорили и с которым отец никог­да не виделся, — потом отец нашего клиента подтвердил эту инфор­мацию. Часто приходят люди, всем своим поведением тяготеющие к гибели, а во время расстановок оказывается, что причина — в стремлении соединиться с умершими и неоплаканными род­ственниками». Страдания этих людей прекращаются, когда забытые члены семьи возвращаются из забвения на свое место в системе.

То же самое происходит в ситуации аборта. Нерожденные дети уже заняли свое место в родовой системе. Об умерщвленном зародыше женщины предпочитают думать как о неодушевленном предмете, а саму травму стараются как можно быстрее забыть. Но наше бессознательное забыть ничего не может — знание о совершенном сидит в нем и гложет жен­щину стремлением уйти вслед за своим малышом. «У очень многих женщин, которые пришли с совсем другими проблемами, причиной бед оказываются перенесенные и неотрефлексированные аборты», — говорит Светлана Светозарова. Женщины, не допускающие мысль о грехе в свое сознание, часто становятся заложницами алкогольной и наркотической зависимости, асоциального образа жизни. «У нас была женщина, которая из-за неотрефлексированного аборта по ночам одна ходила в увеселительные заведения и настойчиво заводила там крайне сомнительные знакомства, — вспоминает г-жа Светозарова, — она будто специально нарывалась на большие проблемы. Даже маленький сын, ждущий ее дома, не мог остановить этого стремле­ния к смерти». Официальная медицина тоже знакома с такими последствиями аборта и называет их постабортным синдромом, но она, к сожалению, в отличие от теории родовых систем, не предлагает путей преодоления страшного состояния, порой растягивающегося на всю жизнь. Кстати, если по физическим последствиям аборта регулярно собирают много разнообразной статистики, то конкретно по постабортному синдрому статистики вообще нет.

Страдают дети

Последствием перенесенных абортов может стать и отказ женщины от половой жизни — самонаказание и профилактика повто­рения страшной ситуации одновременно. Женщина может стать фригидной, у нее могут возникнуть заболевания половой сферы, она может перестать следить за собой, чтобы отпугивать мужчин — в общем, бессознательно подбрасывает самые разнообразные идеи, способные уберечь женщину от половых контактов. Брак же, в котором женщина перенесла аборт, чаще всего распадается, либо между мужем и женой исчезают интимные и теплые отношения, оставляя после себя лишь видимость семьи.

Еще хуже то, что почти всегда страдает ребенок, родившийся после абортированного. Ему крайне тяжело появиться на свет — теория родовых систем объясняет последующую бездетность или крайне тяжелую беременность и роды психологическими причинами. Ребенок, которому, несмотря на все, удалось родиться, часто не может жить своей жизнью, также стремясь уйти: он может часто и сильно болеть, вести себя, будто лишенный инстинкта самосохранения, постоянно нарываться на неприятности. Он, по понятиям теории систем, живет не совсем в реальности, а скорее в прошлом.

Если же стремление к самонаказанию и смерти из-за чувства вины перед неродившимся ребенком преобладает у матери, ребенку часто приходится бессознательно идти на все, чтобы удержать мать на этом свете. Понятно, что легче уйти из жизни той матери, у ребенка которой все в порядке и за будущее которого она спокойна. Поэтому малыш становится «трудным»: плохо учится, болеет, хулиганит, постоянно вляпывается в истории. Это позволяет ему удерживать мать в бытовой реальности, не уходить в сферы, где живет ее неискупаемое чувство вины.

Выход здесь

Необратимость свершенного не устранить, но это не значит, что надо превратить в ад свою жизнь и жизнь своих детей. Прежде всего женщине следует перестать избегать мыслей о свершенном. Стремление забыть, не думать — это путь в никуда: все равно, что не замечать разрастающейся опухоли. Да, этот шрам останется на всю жизнь. Но придется мужественно пережить всю боль своей ответственности за этот поступок, принять чувство вины как справедливое и логичное и оставить в своей душе вечную бронь для памяти о своих неродившихся детях. Отрефлексированное переживание поможет перестать тратить всю свою энергию на забвение и направить ее на воспитание своих детей, полностью вернуться в реальность, начать жить настоящим, а не прошлым.

В этом могут помочь ритуалы. Кто-то просто время от времени молится в церкви. Другие приобретают статуэтки ангелочков, напоминающих о свершившемся когда-то. Можно посадить рядом с могилой дорогих вам покойных родственников деревце и взращивать его, хотя бы таким образом отдавая дань памяти неродившимся душам.

Не стоит перегибать палку — давать неродившимся детям имена, представлять, какими бы они выросли, составлять мысленные сценарии «а что, если б я тогда родила…». Оставьте это событие в прошлом и направьте все силы на настоящее.

*Метод Берта Хеллингера — метод краткосрочной психотерапии. Позволяет выявить проблемные места в семьях, группах, структуре личностей. Метод позволяет вскрыть конфликты и клубки проблем, иногда охватывающих несколько поколений. Коллективное, а тем более семейное бессознательное — реальность, мощно влияющая на нашу жизнь. Именно эти установки являлись базовыми для создателя метода — немецкого психоаналитика и миссионера Берта Хеллингера. Мировую известность метод приобрел в 1993 году, с тех пор его популярность только возрастает. Выявление и проработка родовых взаимосвязей происходит во время системных расстановок. Метод Берта Хеллингера позволяет за очень короткое время найти пути решения проблемы, заложить хороший фундамент будущего и избежать в нем повторения запрограммированных ошибок.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме