Почетных гостей, которые еще в январе 2007 года посетили административное здание Центрального государственного исторического архива Украины в Киеве, встречали едва ли не все сотрудники научного учреждения. Оно и неудивительно: нечасто выпадает случай собственными глазами увидеть свидетеля тех далеких времен, когда Шекспир еще не написал своего «Гамлета», Сервантес — «Дон Кихота», Кромвель не наговорил комплиментов Хмельницкому, а Мазепа не восстал в защиту Украины. Вещью, вызвавшей невиданный среди привыкших к тишине и покою архивистов ажиотаж, оказалась обитая синим бархатом шкатулка. Точнее то, что в ней находилось. Раритет, к которому, почти наверняка, прикасалась рука печатника Ивана Федорова и гипотетически — некоронованного короля Руси—Украины князя Константина-Василия Острожского. Первый (!) полный печатный текст всех книг Священного Писания на церковнославянском языке. После подписания дирекцией архива и представителями следственного управления СБУ акта приема-передачи к договору о государственном хранении экземпляра так называемой Острожской Библии 1581 года издания, в детективной истории, связанной с этим буковинским экземпляром известной книги, казалось бы, можно было поставить точку. Тем не менее есть все основания предполагать, что говорить о завершении жизненной одиссеи инкунабулы в стенах архива как минимум преждевременно.
Путь Библии
Путь похищенной в 1998 году на Буковине Острожской Библии от спецхранилища вещевых доказательств — сначала следственного отдела управления СБУ в Черновицкой области, а затем — камеры вещевых доказательств главного следственного управления СБУ в Киеве — и вплоть до фондов Центрального государственного исторического архива Украины в Киеве растянулся на длинных шесть лет. За время, прошедшее с тех пор, как в 2001 году сотрудники СБУ обнаружили похищенный раритет, один фигурант дела даже успел выйти на свободу по президентской амнистии, а второй — отсидеть срок, тем не менее, Библия все никак не могла найти своего нового хозяина. О фигурантах этой резонансной истории, ходе ее расследования и обстоятельствах чудесного возвращения книги правоохранителями «ЗН» рассказывало читателям. В последний раз — в материале «Библейская история с небиблейский сюжетом» (№22 от 10—16 июня 2006).
Хотя, как заверил старший следователь по особо важным делам — криминалист следственного отдела УСБУ в Черновицкой области, подполковник юстиции Владислав Мусялик, спецслужба готова была передать Библию по назначению почти сразу же после приговора Первомайского райсуда (г.Черновцы) от 20 мая 2004 года в уголовном деле №1098, в части имущественных взысканий которого отдельным пунктом было указано: «вещественное доказательство — Острожскую Библию 1581 года издания Ивана Федорова — конфисковать в доход государства». Учитывая мнение экспертов о том, что этот раритет является важным источником изучения истории старопечатной книги в Украине и относится к сокровищнице украинской культуры и духовности, представители СБУ не реализовали Библию через структуры тогда еще не ликвидированного спецучреждения «Укрспецюст», как это часто происходило с конфискованным у правонарушителей в доход государства имуществом, а обратились к председателю Межведомственного совета по вопросам вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей, чтобы выяснить ее дальнейшую судьбу. Учитывая то, что по приговору суда похищенную на просторах Буковины старообрядческую Библию конфисковали в доход государства, а в системе государственных архивов из почти 40 известных в Украине экземпляров Острожской Библии — за единственным исключением Центрального государственного исторического архива Украины во Львове — в отличие от библиотек и музеев, таких раритетов просто нет, члены Межведомственного совета еще 2 августа 2005 года приняли решение №4 о передаче спасенного работниками СБУ раритета на государственное хранение в Центральный государственный исторический архив в Киеве. Но тогда мало кто догадывался, что от этого решения и до момента торжественной передачи Острожской Библии архиву пройдет еще более года.
Ничья старопечатная книга
Задержка с передачей книги способствовала распространению самых невероятных слухов. С одной стороны, представителей общественности пугала возможность навсегда утратить раритет для Буковины, с другой — на старопечатную книгу было немало других претендентов. Свои права на нее неожиданно предъявил один из черновицких староверов Юрий Савченко, настаивающий на том, что раритет должен быть возвращен лично ему. По словам заявителя, еще перед тем, как Библия попала в музей, из которого ее со временем украли, старинную книгу предварительно похитили из дома его бабушки, Степаниды Игнатовой, проживающей в Белой Кринице. Настоятель Белокринической старообрядческой общины отец Сергей Бобков убежден, что у родственников Юрия Савченко действительно могли украсть старинную Библию, но сейчас речь идет о другом, возможно, втором, а то и третьем экземпляре острожского раритета, которых в Белокринической митрополии могло быть несколько (!). Ведь в библиотеке Белой Криницы, где более века находился центр мирового старообрядчества, содержались сотни уникальных книг. В том числе такой полиграфический раритет, как «Апостол» Ивана Федорова. Длительное время — пока ее этого статуса не лишили напечатанные кириллицей почти на 80 лет раньше Октоих и Часослов Швайпольта Фиоля — именно Острожская Библия считалась первой печатной книгой на старославянской языке. Когда в 40-е годы советские пограничники громили монастырь, большая часть библиотеки пропала, хотя кое-что люди все же успели разобрать по домах. В 80-х годах — уже в конце существования Советского Союза — многие сохраненные таким образом книги вывезли в Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук. Тем не менее, как выяснилось уже после смерти монаха Диомида, свой «Апостол» в Белой Кринице все же сохранили. Но сейчас речь не об этом...
Переписка гражданина Юрия Савченко по этому поводу с прокуратурой Черновицкой области только запутала дело. В подтверждение обоснованности своих подозрений о возможном исчезновении Библии уже из рук блюстителей порядка, господин Савченко приводил разночтения в ответах должностных лиц прокуратуры на его обращение. Ведь в одном случае заместитель прокурора области Николай Савин действительно утверждал, что Острожскую Библию, которая была вещественным доказательством в уголовном деле, еще в декабре 2005 года передали в «комнату хранения вещественных доказательств Главного следственного управления СБ Украины» в Киеве, а в другому письме, кстати, подписанном уже прокурором области Михаилом Косютой и датированном январем 2006 года, уверяли, что она до сих пор хранится... «в камере вещественных доказательств следственного отдела управления СБУ в Черновицкой области».
Вся эта неопределенность сильно волновала общину буковинских старообрядцев, которой до создания в 1988 году Музея культуры старообрядчества в Белой Кринице принадлежала старопечатная книга. Специальная делегация староверов даже наведывалась в СБУ, прокуратуру и краеведческий музей с требованием доказать, что Библия не пропала, а действительно еще находится в руках государства. Продемонстрированная сотрудниками СБУ общине старообрядцев книга, которая никуда не исчезла, сняла напряжение лишь частично. Ведь актуальным для них оставался вопрос возвращения общине основного для староверов всего мира канонического текста Священного Писания.
Все — в столицу
Определенную ясность в запутанную библейскую историю с далеко небиблейским сюжетом внес тогдашний председатель Государственного комитета архивов Украины Геннадий Боряк. Еще летом 2006 года в ответ на телефонное обращение чиновник сообщил: «Учитывая решение высшего руководства страны, которое пришло к выводу, что упомянутый экземпляр лучше будет передать в Государственный музей книги и книгопечатания Украины Киево-Печерской лавры, где с ним смогут ознакомиться посетители, выполнение решения совета, работающего при Кабмине, приостановилось. Вопрос еще будет решаться».
Неофициально же поговаривали, что старопечатную книгу решили использовать едва ли не для потребностей секретариата президента Украины. Учитывая то обстоятельство, что свою первую присягу как президент — еще во время оранжевой революции — Виктор Ющенко принял в Верховной Раде Украины именно на экземпляре старинной Острожской Библии — понять особое отношение главы государства к уникальному изданию несложно. Что помешало реализовать эти планы, если они действительно существовали, остается только догадываться. Возможно, команда «отбой» поступила из-за чрезмерного общественного резонанса похожего на эту черновицкую историю. Ведь именно на 2005—2006 годы приходится пик другого архивного скандала, незавершенного, кстати, и до сих пор. Речь идет о беспрецедентных кражах документов в Центральном государственном историческом архиве Украины во Львове.
Как бы там ни было, но уже через полгода после беседы журналиста об Острожской Библии с Геннадием Боряком решение Межведомственного совета по вопросам вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей почти двухлетней давности выполнили, и уже 11 января 2007 года старопечатная книга заняла почетное место в фондах Центрального государственного исторического архива Украины в Киеве. На сайте хранилища документов даже появилось официальное сообщение о необычном событии: «Центральный государственный исторический архив Украины г.Киева во исполнение решения Межведомственного совета по вопросам вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей принял от Следственного управления СБУ на государственное хранение экземпляр Острожской Библии 1581 года издания, печатник Иван Федоров». 11 февраля 2008-го на официальном сайте СБУ также появилась информация о том, что служба «передала в Центральный государственный исторический архив Украины похищенный в одном из музеев Украины и найденный сотрудниками спецслужбы экземпляр старопечатной книги — Острожскую Библию».
При случае заметим, что Острожская Библия оказалась не единственным достойным внимания Национального архивного фонда Украины уловом, которым его пополнили сотрудники спецслужбы. Уже 10 октября того же года, во исполнение решения Межведомственного совета по вопросам вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей, следственное управление СБУ в Черновицкой области передало в ЦГИА Украины, г. Киев, три староверческие старопечатные книги: Канонник (1792), Часовник (1835) и Псалтырь (вторая половина ХІХ в.), также изъятые у воров.
Возвратится ли раритет домой?
Тем не менее события, развернувшиеся уже после передачи Острожской Библии в киевский архив, в который раз подтвердили истинность утверждения о том, что после преступления — перефразируя популярный советский кинофильм — жизнь часто только начинается. Поэтому настоящей неожиданностью стала информация о том, что старообрядческая община Буковины собирается добиваться возвращения найденной Библии если не в руки общины (хотя после решения на государственном уровне вопроса о реституции церковного имущества здесь не отбрасывают и такого развития событий), то по крайней мере в создаваемый в селе Белая Криница музейный комплекс. Ведь если Библия была похищена из музея, то логически было бы вернуть ее именно туда. До восстановления деятельности музея истории старообрядчества община не возражает, чтобы раритет временно хранился в Черновицком краеведческом музее.
Как заверил настоятель Белокринической старообрядческой общины отец Сергей Бобков, во время пребывания в Белой Кринице президента Украины он лично проинформировал его о проблеме, а представитель их общины в Киеве — выходец из Белой Криницы Сергей Деев уже имел по этому поводу встречу с главой секретариата президента Украины Виктором Балогой. В этой встрече также якобы принял участие председатель Черновицкой ОГА Владимир Кулиш. (Именно Сергей Деев был автором проекта о возможном привлечении к реставрации центра мирового старообрядчества, которым была Белая Криница, средств американских староверов. С этой целью в конце 80-х — к 1000-летию крещения Руси — он даже организовал специальную выставку старообрядческих предметов старины, которая демонстрировалась в библиотеке Конгресса США. Среди экспонатов выставки была та же Острожская Библия — с печатями «Митрополия Белая Криница» на нескольких страницах, которую вскоре похитили.)
Губернатор края подтвердил информацию отца Сергея не только относительно факта такой встречи, но и сообщил, что глава президентской канцелярии согласился помочь Буковине в решении этого вопроса. Тем не менее, чтобы дать делу ход, не хватает официального документа, который бы удостоверял нынешнее местонахождение старопечатной книги. По словам Владимира Кулиша, он уже обратился с соответствующим письмом в СБУ, но официального ответа о том, где сейчас находится Острожская Библия, пока что не получил. Надеемся, что данная публикация поможет губернатору в его поисках.
Возвращение в Белую Криницу старинной Острожской Библии действительно стало бы хорошим подарком к юбилею расположенного здесь уникального памятника архитектуры национального значения — Успенского собора, столетие которого торжественно будут отмечать уже в октябре 2008 года. К этому времени власти Глыбоческого района также обещают завершить обустройство на территории села вновь построенного музейного комплекса старообрядцев.