Участвуя в международных туристических выставках, постоянно слышала от иностранцев: «А как у вас, в Украине, с безопасностью в туризме?» Все в порядке, уверенно отвечала я, подразумевая отсутствие терактов, природных катаклизмов и прочих бед. Но если разобраться... Так ли безопасно, если у нас до сих пор не расписано, кто в ответе за то, если, не дай бог, оборвется трос на подъемнике? Или на вас вдруг наедет водный мотоцикл?.. «Катальный» сезон в Карпатах в разгаре, базы отдыха заполнены. Действительно, а как же с безопасностью?.. Увы, ситуация пока что достаточно безрадостна.
Приоритет — безопасность
Вопросом безопасности в туризме государство вплотную занялось совсем недавно. Лишь в мае прошлого года было принято постановление «Про затвердження Програми розбудови туристичної інфраструктури за напрямками національної мережі міжнародних транспортних коридорів та основних транспортних магістралей у 2004—2010 роках», где немало внимания уделено именно безопасности в туризме.
— В этом году впервые на реализацию данной программы выделили бюджетные деньги — чуть более
14 млн. грн., хотя государственное финансирование не покрывает всех аспектов безопасности в туризме, — отмечает советник главы Гостурадминистрации Украины (ГТАУ) Артем Атоян. — Эффективность программы будет зависеть не только от соблюдения объемов и сроков финансирования. Но и от того, как эта тема будет поддержана другими органами государственной власти и местного самоуправления. Еще один проект постановления Кабмина, касающийся системы безопасности туризма, находится на согласовании в соответствующих органах. Здесь речь идет, в первую очередь, об обеспечении безопасности туристических услуг с повышенным риском (автомобильный, велосипедный, горный, водный туризм и т.д.)
До сих пор усилия ГТАУ были направлены в основном на привлечение туристов. Вопросы же безопасности не то что забывались — они просто отходили на второй план. «Сегодня привлекать туристов уже недостаточно. Главное — создать условия для их «удержания», ведь привлечь нового туриста гораздо дороже. А чтобы турист стал носителем позитивной информации и приехал к нам еще, ему надо создать оптимальные — комфортные и безопасные — условия пребывания. Причем приоритетом здесь оказывается вовсе не комфорт», — говорит господин Атоян.
Почему же так долго тянули?
— Наверное, всему свое время, — таково мнение заместителя президента Федерации лыжного спорта Украины и советника главы ГТАУ по вопросам деятельности курортов Бронислава Омецинского. — Ведь раньше украинский туризм ориентировался на выезд, и только в последние три-четыре года у нас в стране серьезно заговорили и о въездном туризме. Вторая причина — из-за наших экономических проблем государству было просто не до развития внутреннего туризма. Та система безопасности, которая существовала за счет профсоюзных средств, развалилась. И только благодаря экономическому росту последних лет появилась возможность уделить внимание и вопросам безопасности в туризме. Система контрольно-спасательных служб распалась, до создания новых не доходили руки. Поэтому многое приходится начинать с чистого листа.
Количество, перерастающее в... количество
Как ни парадоксально, но увеличение турпотоков не всегда работает на пользу украинскому туризму. До сих пор количество переходило не в качество, а... в еще большее количество. В некоторой мере злую шутку сыграл и сам «карпатский бум». Неслыханный спрос на зимний отдых в Карпатах породил не совсем, а вернее, совсем не качественное предложение: в Украину стали завозить старое, списанное горнолыжное оборудование, состояние которого не всегда соответствует нормам безопасности. И Гостурадминистрация не в состоянии воспрепятствовать этому процессу.
«Высокий коэффициент изнашивания оборудования приводит к постоянным поломкам и авариям. Каждый день на курортах страны происходят десятки обрывов бугеля, во время которых туристы падают с подъемника, травмируя себя и других. На большинстве подъемников не работают системы аварийной остановки в случае срыва троса. ...В погоне за моментальной прибылью владельцы таких дорог иногда забывают о необходимости квалифицированного монтажа и грамотного обслуживания оборудования», — пишут члены Украинского горнолыжного клуба главе ГТАУ.
Подъемники, разумеется, далеко не единственный элемент горнолыжной инфраструктуры. Речь и о качестве трас, и о наличии защитных сеток, и о компетентности инструкторов, и о многом другом. В Украине, к сожалению, не существует единой системы аттестации горнолыжных инструкторов. Инструкторов же, обладающих международными сертификатами, по словам г-на Омецинского, во всей стране наберется не больше десятка.
ГТАУ не располагает статистикой о «туристических» травмах в целом и на горнолыжных курортах в частности. Усугубляет ситуацию и то, что причастные лица пытаются всеми силами замять неприятные инциденты, дабы не отпугнуть туристов. Тем не менее есть информация, что в прошлом году на одном из украинских горнолыжных курортов имел место смертельный случай из-за технической неисправности подъемника...
Замечу: безопасность в горнолыжном туризме — всего лишь вершина айсберга, именуемого «безопасность в туризме». И дело не только в экстремальном туризме или туризме с повышенным риском. Те же водные мотоциклы представляют опасность не только для тех, кто «в седле», но и для тех, кто «на воде». Хорошо, когда экстримом занимаются профессионалы. А где гарантия профессионализма тех, кто через рупор зазывает прокатиться на «банане»? Спасжилеты — это, конечно, хорошо. Но есть ли у организаторов этого развлечения хотя бы акваланг, если случится непредвиденное?..
Реагировать нужно быстро. Очень быстро
По словам сотрудников Гостурадминистрации, одним из основных элементов создаваемой системы безопасности в туризме станет Центр безопасности туризма. Он должен заработать уже в этом году. Перед центром, по словам г-на Омецинского, будут стоять две основные задачи: нормотворческая работа (в т.ч. подготовка документов по сертификации и аккредитации) и налаживание системы быстрого реагирования — в том числе создание вертолетной службы оказания помощи и эвакуации пострадавших.
— Недостаточно восстановить систему безопасности дорожного туризма, подобную той, которая была при Союзе (имею в виду определенные точки, откуда можно позвонить и сообщить о происшествии), — говорит Бронислав Омецинский. — Даже если «скорая» приедет через час, за это время может случиться все что угодно. В развитых странах, в случае необходимости, вертолет прибывает в считанные минуты. Ведь всем известно, что неотложная помощь должна быть оказана в течение двадцати минут, иначе вероятность летального исхода повышается в несколько раз. Возможно, система быстрого реагирования будет создана «на стыке» министерств (МЧС, Минтранс) и ГТАУ. Идеальным было бы государственное финансирование этой системы, но такой вариант маловероятен. Скорее всего, это будет сочетание государственных, общественных и частных возможностей. Что касается горного туризма, возможно, стоимость страховки войдет в стоимость пользования подъемниками. (Замечу, страхование все же не решает вопросы безопасности — ведь даже если мы застрахуемся на миллион долларов, никто не гарантирует, что необходимая помощь придет в течение положенных двадцати минут...)
Господин Атоян считает, что отсутствие в Украине эффективной службы помощи ставит под сомнение возможность полноценного использования тех туристических ресурсов, которыми располагает страна (к слову, в Австрии в прошлом году зафиксировано около 600 случаев реанимации туристов с помощью вертолетной службы). Понимают это и украинские туристы, часто отдавая предпочтение отдыху за рубежом. Например, в той же Австрии. И дело тут не только в уровне сервиса, но и, в первую очередь, в уверенности: там — безопаснее.
В рамках системы безопасности туризма также предполагается создание навигационной системы для автолюбителей — с картами местности и указаниями, где можно получить неотложную помощь, остановиться на ночлег, поужинать, куда двигаться дальше и т.д. Должна заработать система туристических знаков и маркировки туристических маршрутов (особенно для тех видов туризма, которые связаны с повышенным риском). Инфраструктура туристических маршрутов мало изучена, к тому же ситуация меняется очень динамично, поясняет Артем Атоян. То есть путешественник, не имея полной, достоверной и актуальной информации, практически лишен возможности спланировать свое путешествие. А это значит, что доля риска присутствует в таком путешествии уже изначально.
Бугели без сертификата, инструкторы без аттестата
Еще один важный элемент системы безопасности туризма — создание при ГТАУ call-центра: специального информационно-справочного комплекса. Предполагается, что туда будет стекаться вся информация по туристическим объектам, услугам и маршрутам, и каждый путешественник сможет запросить эту информацию по телефону, через Интернет, по электронной почте или факсу — как до поездки, так и во время путешествия. Идея создания call-центра не нова, аналогичные структуры существуют во многих странах мира. Но украинский информационно-справочный комплекс будет отличаться от своих иностранных собратьев направленностью. Если зарубежные call-центры имеют в основном рекламный характер, то доминантой в работе их украинского «коллеги» будут вопросы безопасности. Украинский call-центр создается для обеспечения равного доступа к объективной информации, которая не будет содержать субъективных оценок потребителя и производителя услуг, подчеркивает господин Атоян.
Не обойдет вниманием ГТАУ и сертификацию туристических услуг. По словам Бронислава Омецинского, подавляющее большинство инструкторов по горнолыжному туризму часто не имеют не только специальных документов, но и соответствующих знаний. Наши инструкторы — это в основном бывшие спортсмены, прекрасные знатоки своего дела, но не всегда умеющие научить другого, и совсем уж редко способные правильно «сработать» в непредвиденной ситуации (и это касается не только горнолыжного спорта). А ведь не кто иной, как инструктор, несет ответственность за жизнь клиента!
Не превратятся ли сертифицирование и аттестация в очередную забюрократизированную формальность? «Нормирование любой деятельности должно быть очень взвешенным. Здесь нельзя идти по принципу «не сделаете сегодня — завтра закроем». Если мы подойдем к сертификации подъемников так, как это делают за рубежом, то в Украине придется прекратить работу практически всех (!) подъемников. В нашей стране сейчас сертифицируют только кресельные подъемники, и то только потому, что они применяются на горных выработках. Система же сертификации бугельных подъемников начисто отсутствует», — сетует Б.Омецинский.
Что касается аттестации инструкторов, то для начала планируется создать условия для их обучения: утвердить учебные программы, открыть школы и курсы, проводить семинары, в первую очередь по экстремальным видам туризма и т.д. Затем обучение планируется делегировать общественным объединениям по видам туризма и профильным вузам.