Никколо Макиавелли (1469 — 1527), итальянский политический деятель и дипломат, философ, историк, драматург. Происходил из древнего, но обедневшего патрицианского рода. Первым среди мыслителей объяснил механизм политики как власти ради власти. Блестящее знание истории, философии, искусства позволило флорентийцу очертить контуры мира (несмотря на некую долю скепсиса и цинизма), «основанного на идее родины, национальной независимости, свободы, равенства, труда, мира мужественного, серьезного человека» (Ф. де Санктис). Пытался найти универсальные правила действий в политике сквозь призму фактов истории. В сильной власти Макиавелли видел главное условие процветания государства. Он, рассматривая державу «человеческими глазами», отринул мораль и христианство, и стал выводить ее законы «из разума и опыта». Но эта фундаментальная идея не должна вырываться из контекста исторической эпохи, в которой жил и творил Макиавелли. Он мечтал о сильной, свободной и единой Италии — прямой наследницы Великого Рима. Основные работы: «Государь», «История Флоренции», «Рассуждения о Первой декаде Тита Ливия».
Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто недобродетелен.
Человек не может заставить себя свернуть с пути, на котором он до сих пор неизменно преуспевал.
Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
Можно, думается мне, полагать истинным, что судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим.
Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно.
Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
Нельзя назвать доблестью убийство граждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость; всем этим можно стяжать власть, но не славу.
Коль скоро речь идет об интересах родины, не должно рассуждать, справедливо ли сие решение или несправедливо, милосердно или жестоко, похвально или зазорно, оставить следует всякие соображения и принять то решение, какое соответствует спасению ее жизни и сохранению свободы.
Если в народе ищет опоры государь, который не просит, а приказывает, к тому же бесстрашен, не падает духом в несчастье, не упускает нужных приготовлений для обороны и умеет распоряжениями своими и мужеством вселить бодрость в тех, кто его окружает, он никогда не обманется в народе и убедится в прочности подобной опоры.
Один из нынешних государей, которого воздержусь называть, только и делает, что проповедует мир и верность, на деле же тому и другому злейший враг; но если бы он последовал тому, что проповедует, то давно лишился бы либо могущества, либо государства.
Тот, кто овладевает государством, должен предусмотреть все обиды, чтобы покончить с ними разом, а не возобновлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся, и государь сможет, делая им добро, постепенно завоевать их расположение. Кто поступит иначе, из робости или по дурному умыслу, тот никогда уже не вложит меч в ножны и никогда не сможет опереться на своих подданных, не знающих покоя от новых и непрестанных обид. Так что обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше.
Войско, которым государь защищает свою страну, бывает либо собственным, либо союзническим, либо наемным, либо смешанным. Наемные и союзнические бесполезны и опасны; никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско, ибо наемники честолюбивы, распущены, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы; поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ; в мирное же время они разорят тебя не хуже, чем в военное — неприятель.