День учителя — грустный праздник, по крайней мере для моего семейного бюджета. Ну почему он в этом году попал на 1 октября, тогда как зарплата — 2-го? Впрочем, подобным образом сокрушаюсь я и накануне 1 сентября, Нового года и даже 8 Марта. Ибо настойчивые звонки представителей родительского комитета класса, где учится моя дочь, или записки установленного образца, распечатанные на компьютере, требуют всегда одно и то же — денег на подарок «нашей учительнице». Цена подарка (с каждого родительского носа) — 10 грн. плюс цветы. И попробуй не сдай! Во-первых, ты впадешь в немилость родительского комитета и ребенку при каждом удобном случае будут говорить: «Передай своей маме…» Ребенок у меня впечатлительный и законопослушный, посему психотравмы по типу «за родителей стыдно» ему не избежать. Во-вторых, возможна и худшая реакция...
Все вышеизложенные чувства переполняют меня отнюдь не из-за жадности. А из-за обиды. У нас задекларировано законодательно бесплатное образование, которое по сути уже никак не может быть таковым. При средней зарплате школьному учителю в размере 134 грн. в месяц (напомню, минимальный прожиточный уровень — 118 грн.) что можно требовать от педагога? Время альтруистов и энтузиастов закончилось. Все, в том числе и родная школа, давно перешли на коммерческую основу. Правда, пока что нелегально. Англичанка предлагает повысить уровень знания ребенка после уроков в индивидуальном порядке за три доллара в час. И я ее понимаю, она пытается заработать своей профессией. Но как мать, я ей не доверяю: если педагог не может дать знания ученику в рамках программы, то где гарантия, что это у него получится за деньги?
Правда, министр образования обещает, что в новом году, с принятием бюджета-2001, учителям повысят зарплаты на 25%. По словам министра, внимание со стороны государства к труду педагога должно поднять престиж профессии и существенно повлиять на качество образования. Это внимание проявляется не только в обещанной 25-процентной прибавке, а и в реформе образования средней школы, о которой почему-то объявили за неделю до первого сентября. Суть реформы, похоже, сводится к дотягиванию нашей школы до европейского уровня с магическим числом «12». Обещают нам двенадцатибалльное оценивание знаний, двенадцатилетнее среднее образование и учебу по семестрам. Двенадцатибалльная шкала оценок вводится с 1 января 2001-го — с повышением зарплаты учителям. Здорово, конечно. Но много непонятного. Первый пункт повестки реформаторских действий министр образования и науки Украины Василий Кремень, например, считает прогрессивным и антистрессовым для учеников, обосновывая свою позицию так: ученик не будет бояться получить двойку, а учитель не будет лицемерить, ставя тройку двоечнику, и никто за низкую успеваемость ни ученика, ни учителя ругать не будет. Следовательно, по мнению г-на Кременя, у детей не будет психотравм на почве школы. Реформаторы предлагают деткам учиться, как подсказывает совесть и позволяют умственные способности. Все равно в результате школу закончат все. Такими щадящими демократическими методами, по замыслу инициаторов нововведений, ребенка будут учить думать самостоятельно, логически мыслить и высказывать свои мысли, а еще применять полученные знания на практике. Т.е. будут важны не столько сами знания, сколько личная их интерпретация и применение в жизни. Кстати, новая методология выставления оценок по каждому предмету, такая себе шпаргалка для учителя, будет готова уже после осенних каникул.
Школьная программа, растянутая на 12 лет, тоже вопрос. Сейчас дети учатся 11 лет, при этом перескакивая из третьего класса сразу в пятый. Как они будут скакать при увеличенных сроках обучения, пока неизвестно. Это новшество коснется сегодняшней детсадовской детворы. Но такая перспектива меня, как маму двухлетнего сына, абсолютно не устраивает. Предположим, мальчик пойдет в школу в шесть лет, отучится двенадцать и сразу в восемнадцать — в армию. Есть, конечно, надежда, что к тому времени в стране будут профессиональные вооруженные силы...
Министр заявляет, что в школе, согласно реформаторским ЦУ, изменятся отношения между учителями и учениками — с авторитарных на толерантные. Вот только для этого необходимо, чтобы педагоги поменяли свой советский менталитет на европейский. Ну а с детьми родители должны провести серьезную беседу на предмет терпимого, уважительного отношения к многострадальным «училкам». Кстати, от идеи совместного воспитания личности в тандеме «семья-школа» наша педагогика пока не отказалась.
...Конечно же, следуя традиции, я куплю букет и отнесу нашей классной. Тем самым засвидетельствую свое уважение к ее нелегкому труду. Если бы еще в традицию вошло ежегодное октябрьское повышение зарплаты учителю... Но, увы, это не в моей компетенции.