В отличие от нашей традиции, дата начала учебного года в США меняется год от года. Обычно занятия в большинстве американских школ стартуют после Дня труда – аналога нашего Первого мая, отмечаемого здесь в первый понедельник первого осеннего месяца.
Даже самый далекий от школы человек может определить, начался ли учебный год в Америке, по концентрации в транспортном потоке желтых автобусов с укрепленным знаком «Стоп» на боку. Кстати, неправильное отношение к этому виду транспорта — из числа самых жестоко караемых нарушений правил дорожного движения. В частности, запрещается проезжать мимо стоящего школьного автобуса, когда он подбирает или высаживает учеников и оповещает об этом с помощью мигающих красных фонарей, расположенных под крышей салона, – даже если это всего лишь один ребенок и его дом находится в двух шагах от остановки.
Исторически сложилось, что в США не существует общепринятой национальной системы образования – в функции федерального правительства входит всего лишь сбор и анализ информации о состоянии дел в этой области, а также оказание консультационной поддержки и помощи штатам в финансировании специальных образовательных программ. Чему и как учить американских школьников — решает правительство штата, в котором они живут, и местные (муниципальные) школьные советы. Только два года назад в Америке был принят федеральный закон о единых и обязательных стандартизированных школьных экзаменах.
Уже первые американские колонисты устанавливали у себя правила, согласно которым поселения с определенным числом семей были обязаны содержать за общественный счет школьного учителя. Серьезное отношение американцев к образованию нашло отражение и в законах, определявших основные принципы управления новыми землями на западе США, изданных в XVIII веке. В соответствии с ними в каждом поселке выделялся участок для строительства общественной, публичной школы («паблик скул»). Наивысшего подъема движение за бесплатные муниципальные школы достигло в Америке в XIX веке. В результате уже к 1850 г. в каждом американском штате была введена система общедоступного и оплачиваемого налогоплательщиками школьного образования. Одновременно шло развитие частных школ, прежде всего «приписанных» к различным религиозным общинам.
На сегодняшний день костяк американского школьного образования составляют бесплатные публичные школы. Параллельно существует система частных школ и домашнего образования, а с недавних пор в Америке появилась новация – так называемые чартерные школы, финансирующиеся как публичные, а функционирующие — как частные, т.е. в значительной степени независимо. Однако доля частных, чартерных и домашних школ в системе школьного образования США невелика, не они делают в ней погоду.
В районах, где у муниципальной школы высокая репутация, обычно более высокие цены на жилье – как на частные дома, так и на снимаемые квартиры. Как правило, в этих местах живут люди с более высоким уровнем дохода. Там более низкий уровень преступности и более высокий уровень развития культурной сферы. И даже еда в местных ресторанчиках, как правило, бывает получше... В целом работает очень простой принцип: в тех штатах и местных общинах, которые имеют возможность и желание вкладывать больше денег в школьные здания, оборудование и учебные пособия, а также щедро оплачивать труд учителей, образовательные показатели обычно выше, чем в тех, где финансирование образования по каким-то причинам отстает от средних норм. Традиционно в число чемпионов по образованию входят северные и западные штаты, такие, как Нью-Джерси, Нью-Йорк, Аляска, Массачусетс, Вайоминг... Но и в этих штатах существуют школы, чаще всего расположенные в неблагополучных и «цветных» районах, где учиться «немодно», а работа учителя сводится к функциям надзирателя или массовика-затейника.
Систему американского школьного образования называют сокращенно «К-12», и эта формула отражает ее продолжительность и последовательность: сначала «киндергартен» (что в прямом переводе означает «детский сад», но тем не менее является частью школы), куда принимаются пятилетние дети, и далее – от первого до последнего, 12-го класса. При этом есть школьные округа, в которых «киндергартен» не практикуется, и есть такие школы, в которых введен дополнительный, так называемый «предшкольный» класс для четырехлеток... Во всех американских штатах принят закон об обязательном посещении школы детьми до определенного возраста, но сам этот возраст колеблется в зависимости от штата от 14 до 18 лет.
В Америке не существует школ-двенадцатилеток, в которых ребенок теоретически может проучиться с первого по выпускной класс. В каждом школьном округе есть как минимум две школы разного уровня – начальная (от «киндергартена» по 6-й класс) и высшая (с 7-го по 12-й класс). Если в школьном округе достаточно учеников, то каждая из этих ступеней делится на дополнительные подступени. Так, высшая школа включает младшую высшую (с 7-го по 8-й или по 9-й класс) и собственно высшую (с 9-го или 10-го по 12-й). Начальная школа делится на элементарную (с нулевого по 3-й) и среднюю (с 4-го по 6-й класс). Каждая такая школа занимает отдельное здание и имеет собственную систему управления.
Нет здесь и привычной нам системы параллельных классов. Взамен есть система деления на предметные классы в зависимости от степени углубленности изучения той или иной дисциплины. Это очень гибкая система: один и тот же ребенок может быть зачислен в продвинутый класс по одному предмету и одновременно в класс для отстающих – по другому. Кроме того, что такой подход учитывает индивидуальные способности каждого ученика, он расширяет его социальные связи. К бесспорным преимуществам такой гибкой системы обучения относится возможность для особо одаренных и увлеченных учеников сдать экзамен по интересующим его дисциплинам и даже получить университетский зачет по ним еще в стенах школы. Кроме того, широко практикуется работа над проектами, относящимися к нескольким предметам сразу.
Нередко такие проекты готовятся коллективно, в форме соревнований между командами – либо внутри одной школы, либо между школами округа, района или штата. И все же, пожалуй, главное, что отличает американскую школу от нашей в лучшую сторону, – это уважение к личности ученика. Оно проявляется даже в мелочах. Например, американские учителя называют учеников не по фамилиям, а по именам. И даже к доске школьников-американцев вызывают значительно реже, чем наших. Более того, существует неписаное правило: если ребенок по каким-то причинам уклоняется от публичных ответов, его не заставляют – всегда есть способ проверить знания в письменной форме.
Здесь уместно заметить, что в современной американской системе образования в существенной степени реализованы идеи и принципы, разработанные теоретиком и практиком школьного дела Джоном Дьюи. Именно Дьюи выдвинул на рубеже ХХ века концепцию либерального образования, согласно которой смысл учебного процесса заключается в том, чтобы дать личности ребенка возможность проявить свои врожденные таланты, привить стремление к поиску собственного жизненного пути и к самосовершенствованию, а не в том, чтобы впихнуть в него как можно больше фактических знаний.
Технологическое оснащение американских школ заслуживает особого упоминания. О том, что 95% из них были оснащены Интернетом, отрапортовал еще Билл Клинтон в речи, приуроченной к окончанию своего президентского срока. К новостям нынешнего учебного года относится тот факт, что в пятой части американских школ Интернет стал беспроводным, и практически везде между учителями и родителями налажена регулярная связь посредством электронной почты. В большинстве школ США через Интернет доступно не только расписание занятий, календарь главных событий и подробности учебного плана, но даже меню школьного буфета. Немало американских учителей оказывают помощь ученикам в выполнении домашнего задания посредством электронной почты и используют в подготовке к урокам презентационные компьютерные программы наподобие майкрософтовского «Пауэр пойнта».
В американской школе есть и немало проблем – как «технических» (например, недостаток школьных помещений в районах с повышенным притоком населения, прежде всего за счет новых иммигрантов), так и «концептуальных» (таких, как наличие особой школьной субкультуры, основанной на искусственных критериях популярности, включающих внешнюю привлекательность, спортивность или соответствие школьной моде и совершенно не считающихся, скажем, с достижениями в учебе). Немало нареканий вызывает и известный факт, что американские школьники показывают не слишком высокие результаты в тестах на уровень знаний, по сравнению, например, со школьниками из Юго-Восточной Азии и некоторых стран Европы. Проблемы образования и направления его реформирования традиционно относятся к самым горячим пунктам предвыборных кампаний кандидатов на государственные посты всех уровней, включая, разумеется, и президентский...