Принято считать, что мужчины и женщины ревнуют по-разному: если для мужчины главной неприятностью является факт физической близости «его» женщины с другим, то для женщины наиболее болезненным является осознание того, что «ее» мужчина привязался к другой эмоционально.
По крайней мере, именно с такой позиции рассматривают ревность американские эволюционные психологи, наиболее известным из которых является Дэвид Басс из Техасского университета, автор вышедшей в 2000 году и наделавшей много шума книги «Опасная страсть: Почему ревность столь же необходима, как любовь и секс».
С точки зрения Басса и его коллег, межполовые различия в механизме переживания ревности зародились примерно миллион лет назад, когда средствами к существованию людей служили забитые на охоте мамонты. Мужчине тогда приходилось быть начеку, чтобы чужеродные отпрыски не отобрали у его собственных потомков с трудом доставшуюся добычу. Что же касается женщины, то сексуальные развлечения добытчика «на стороне» сами по себе ей ничем не грозили. По-настоящему худо женщине становилось только тогда, когда ее партнер привязывался к сопернице эмоционально и начинал относить охотничьи трофеи уже в ее пещеру.
Разные задачи, стоявшие перед мужчинами и женщинами в борьбе за выживание в древние времена, способствовали тому, что мозги современных мужчин и женщин оказались генетически «запрограммированными» на различные реакции в ответ на неверность своего партнера — даже если женщина может, в принципе, прожить без материальной поддержки мужчины, а мужчина, в принципе, не против материально (да и морально) поддерживать «чужую кровь».
Для доказательства правоты этой теории эволюционные психологи провели ряд экспериментов, суть которых сводится к так называемому «выбору Софии» (по названию книги Стайрона, в котором нацисты заставляют героиню выбрать, кого из ее двоих детей оставить в живых). Экспериментаторы просили испытуемых вспомнить наиболее серьезные личные отношения, пережитые ими, а затем предлагали вообразить картину измены — в одном случае сексуальной, в другом эмоциональной. На вопрос, какая из этих картин мучительнее, мужчины практически всегда выбирали сексуальный акт с соперником, а женщины чаще называли эмоциональную измену.
О том же вроде бы говорит и жизненный опыт. Так, согласно судебной статистике, мужчины более склонны подавать на развод на основании физической измены жены, тогда как женщины более склонны к прощению подобных вещей, особенно в тех случаях, когда муж убедит ее в том, что «это» для него «ничего не значит», то бишь, имел место «чистый секс», а чувства замешаны не были.
Тем не менее в США есть немало психологов, сомневающихся в генетической предопределенности различий между мужской и женской формами ревности. Так, не согласен сводить суть этого чувства к механизму защиты репродуктивного инстинкта профессор психологии из университета Норт-Истерн Дэвид ДиСтено. По его мнению, ревность является прежде всего социальным феноменом. Более того, в статье, опубликованной в недавнем номере журнала Personality and Social Psychology, ДиСтено утверждает, что якобы обнаруженная эволюционными психологами разница в переживании ревности мужчинами и женщинами является всего лишь результатом ошибочной методики исследований.
В своих экспериментах он применял другую методику, основанную на семибалльной шкале оценки испытуемыми интенсивности своей ревности при повторении той же ситуации, что и в экспериментах Басса. При таком подходе «половые различия» практически стираются — как женщины, так и мужчины более всего оказываются задетыми и оскорбленными фактом сексуальной измены. Чтобы разобраться, почему так происходит, команда ДиСтено повторила и «выбор Софии», но сделала это в двух вариантах. Первый повторял эксперименты Басса один к одному: испытуемых спрашивали, в каком случае они были бы более огорчены — когда их партнер(ша) «занимался(лась) страстным сексом с кем-то», или когда их партнер(ша) «установил(ла) глубокую эмоциональную связь с кем-то». Во втором варианте испытуемые одновременно должны были запомнить ряд чисел, которые им показывали на экране, — тем самым исследователи хотели исключить возможность так называемого «усложненного рассуждения», принуждая испытуемых давать автоматический ответ.
Результаты первого варианта повторяли результаты, полученные «эволюционистами»: большинство женщин выбирали как наиболее огорчительную для них «глубокую эмоциональную связь». Зато во втором варианте оба пола демонстрировали поразительное единодушие: наибольшее огорчение вызывал у них «страстный секс».
Комментируя выявленный эффект, психологи выдвинули гипотезу, вскоре подтвержденную экспериментально, согласно которой для большинства женщин формулировка «глубокая эмоциональная связь» вызывает в подсознании ассоциативный ряд, в конце которого неизбежно возникает и «страстный секс». Другими словами, если женщин не отвлекать, например, с помощью задания запоминать числа, то вместо альтернативы «страстный секс — глубокая эмоциональная связь» они неосознанно, но неизбежно рассматривают другую альтернативу: «просто страстный секс — глубокая эмоциональная связь плюс страстный секс».
Еще одним доказательством того, что разница в проявлении ревности между полами не так уж жестко «запрограммирована», служит тот факт, что в случаях, когда испытуемыми выступают не американцы, а представители других культур, картина довольно сильно меняется. Так, судя по результатам исследований психолога из Калифорнийского университета в Сан-Диего Кристины Харрис, три четверти опрошенный ею китайских мужчин считают, что глубокая эмоциональная связь их партнерши с другим была бы для них более мучительна, нежели факт «чистой» сексуальной измены.
...Как бы то ни было, ревность ужасна. Она подтачивает наши отношения, сеет недоверие и тревогу. Ревность возникает, когда мы начинаем подозревать неверность и соперничество. Мы становимся неуверенными в себе и боимся потерять то, чем, казалось, владели. Наш ответ на уколы ревности включает враждебность, гнев, обиду, зависть, недоверие, подозрение, настороженное ожидание предательства и боли. Суть ревности — это реальный или воображаемый страх. Страх отверженности, страх потери любви, страх бесчестия во взаимоотношениях и стыда перед окружающими... Все эти эмоции универсальны — терзая нас, «зеленоокое чудовище», как называл ревность Шекспир, не делает особой разницы между мужчинами и женщинами.