Константинополь/Стамбул – «предмет желаний всего мира»

28 мая, 2010, 15:23 Распечатать

Окончание. Начало см.в № 18 от 15 мая 2010 г. Святая Премудрость Последним актом драматической истории ...

Окончание. Начало см.
в № 18 от 15 мая 2010 г.

Святая Премудрость

Последним актом драматической истории Византийской империи стали те минуты, когда 29 мая 1453 года турки-османы ворвались в главную жемчужину Города – храм Святой Софии, Святой Премудрости. В течение суток – из отведенных султаном трех – на улицах и площадях Константинополя продолжалась кровавая вакханалия. «Бесконечные вереницы пленников, которых, точно стада коров и овец, выводили из храма, из сего прибежища, являли зрелище невероятное!» – писал византийский историк Дука.

Турецкий хронист Ашик-Паша-оглу словно телеграфист чеканил: «Война продолжалась 50 дней, днем и ночью. На 51-й день правитель приказал грабить. Налет был совершен удачно и удовлетворительно. Базары наполнились золотом, серебром и различными материями. Начали продавать. Население было взято в плен. Правитель неверных был убит. Красивые девушки попали в объятия завоевателей». Весьма лаконично, но точно!

Оговоримся, что в аналогичной ситуации во времена Средневековья так поступали практически все армии, независимо от того, под знаменем Христа или Пророка они сражались. В этом ряду и разграбление ландскнехтами в 1527 году Рима – города «наместника Христа на Земле», и тотальная экзекуция, устроенная московскими опричниками уже век назад «присоединенным» новгородцам в 1570 году, когда тысячи горожан были казнены и выброшены в воду Волхова…

Паук свершает службу стражника в палатах царя,

Сова затягивает военную песнь во дворце Афрасиаба.

Лагерь Мехмеда II у стен Константинополя. Из французской рукописной книги, 1455 г.
Лагерь Мехмеда II у стен Константинополя. Из французской рукописной книги, 1455 г.
Слова из персидского стиха говорят об уничтожении арабами Персидской державы в VII веке. По легенде, их напел султан турок-осман Мехмед II после осмотра собора Святой Софии и развалин Императорского дворца во Влахернах, разрушенного крестоносцами в 1204 году. Новый властитель империи на Босфоре отдал приказ янычарам восстановить порядок. Он горько посетовал: «Какой город мы отдали на разрушение и разграбление!». Возможно, это тоже мифология. Достоверно известно, что призыв к молитве раздался из уст улема султана уже 30 мая 1453 года. И сегодня «четыре стражника» (минареты), поставленные османами вокруг храма, «следят» за ним. Такую не совсем политкорректную, если говорить современным языком, сентенцию изрек в XVIII веке российский путешественник. Который был, конечно же, наслышан о «греческом проекте» Екатерины II.

…Непростую, полную разрушений и тревог жизнь прожил величайший храм Византии. В Святой Софии происходили церемонии восшествия на престол императоров. Всех, кроме последнего – Константина XI Драгаша из династии Палеологов. Это был дурной знак. Из-за неприятия унии с Римом (подписанной во Флоренции в 1439 г.) практически всем населением крошечной, но гордой империи, в Святой Софии более 13 лет не проводились молебны. Лишь императоры (Иоанн VIII, а с 1449 года Константин XI) и считаные их приближенные посещали храм, ставший собственностью униатов. Потому корону император одел в Мистре (Морея на Пелопоннесе), вдалеке от глаз своих подданных. Вспомним знаменитую фразу православного ортодокса Луки Нотараса, адмирала императорского флота: «Лучше турецкий тюрбан, чем папская тиара!». Очень точная оценка настроения православных, оказавшихся на краю гибели.

Последний из басилевсов погиб с мечом в руках, не запятнав род Палеологов капитуляцией. Есть «свидетельства», что труп его опознали по двум золотым орлам на пурпурных сапогах. Но это мифология. Османский хронист Орух был краток, когда вспомнил о Константине: «Правитель Стамбула отличался храбростью и не просил пощады». Похвала героизму из уст победителя выглядит несколько неожиданно…

Святая София помнила три разрушительных землетрясения. Полные трагизма сюжеты подбрасывала не только стихия. Восстание Ники в 532 году, когда представители двух враждующих партий «венетов» (голубые) и «прасинов» (зеленые) попытались свергнуть императора Юстиниана, завершилось полным разгромом центра столицы. И лишь благодаря хладнокровию своей жены Феодоры и полководца Велизария император сохранил власть. Бунтовщиков хитростью загнали на ипподром, где они были уничтожены. Через пять лет храм был восстановлен. Кстати, непосредственное участие в работах принимал Юстиниан.

В Святой Софии явственно чувствуешь сумасшедшую энергетику. Такой себе крутой «замес» из событий, происходивших под куполом! Тут вам и диспуты иконоборцев с иконопочитателями, доходившие до рукоприкладства, и ошеломленные лица послов князя Владимира Великого, говоривших, что они не знали, «на земле они или на небе» (не отсюда ли главный козырь в выборе веры для Киевской Руси?). Да и горящие взоры франков-крестоносцев, выносящих из собора реликвии, которые и сейчас находятся в городах Западной Европы – в Венеции, Риме, Равенне…

Святая София с 1453-го по 1935 год была действующей мечетью Ая-София; указ о превращении ее в музей подписал Ататюрк, основатель современной Турецкой державы. Ничего нет удивительного в том, что сейчас храм постепенно возвращается к своей первоприроде – сущностно христианской. Автору показалось, что это ощущение должно проявляться прежде всего у представителей православной культуры. Вряд ли оно возникает у американских или японских туристов.

Внешне храм прекрасен, но и внутреннее убранство его таит множество загадок и откровений. Мощные колонны скрепляют, цементируют полусферу, в наивысшей точке достигающую 61 метра! Рациональность и функциональность конструктивных форм, тончайшая вязь резьбы на капителях колонн, обилие инкрустированного и резного мрамора, мозаичные панно (ранее замазанные завоевателями, а теперь реставрируемые). Поразительный документ Времени – лоснящиеся от прикосновений миллионов рук мраморные стены. В создании образов чувствуется строгая регламентация, иерархичность; и тут же в десятке метров фигуры получеловеков, грифонов, свирепые свиные мордочки... Богатство цветовой гаммы дополняются игрой света. Храм наполняются лучами, внутренний свет струится повсюду, но строго по законам геометрии, создавая непередаваемый эффект.

Иконы позволяли мирянину оторваться от бренности бытия, соприкоснуться с тайной мироздания. Может быть, и потому иконоборцы стали лишь фактом истории.

Вторая ипостась Города – многоликий и многоголосый Стамбул

Зримо и на слух ощущается двуединая сущность Города. Сказочная по своей красоте орнаменталистика – вот чем поразил нас уже не Константинополь, а Стамбул. Особо чувствуется это в расположенной напротив Святой Софии Голубой мечети – мечети Султана Ахмета. Струящийся свет, проникающий неведомо откуда в мечеть, завораживает. Внутренний дворик просторен и открыт небу. Шесть минаретов вокруг подчеркивают особую роль мусульманской святыни. Строгая и одновременно витиеватая вязь арабской каллиграфии сопровождает повсюду…

Ая-София (Святая София). Вид с галереи
Ая-София (Святая София). Вид с галереи
В Стамбуле просто поражает антропологическое разнообразие. Невольничьи рынки Стамбула (как и Кафы-Феодосии, Трабзона-Трапезунда) были средоточием практически всех рас и наций. Испанцы и итальянцы, украинцы (русины) и поляки, венгры и чернокожие нубийцы, грузины и армяне, арабы и берберы, персы и индийцы…

Плавильный котел Османской империи, раскинувшейся в пик своего расцвета от Марокко до Багдада – с запада до востока, от Подолья до Судана – с севера на юг, переваривал это многоголосие и многоязычие. Максимилиан Волошин писал о Киммерии: «Весь трепет жизни всех веков и рас Живет в тебе. Всегда, Теперь. Сейчас». Эти слова – абсолютное попадание в десятку, если говорить о Константинополе/Стамбуле. В аэропорту Стамбула мило щебетала по-турецки парочка: молодой человек скандинавского типа и слегка шоколадная мулатка. Типы европейские и арабские: присутствует, конечно же, греческая составляющая; сербы, боснийцы, болгары, венгры, румыны, албанцы многие века были подданными империи. Не редок и персидско-таджикский тип. Тюрки яркие, ну прямо киргизы, казахи (особняком стоят туркмены, очень близкие родственники турок) или «мягкие», с многовековой «прослойкой» европейцев (в первую очередь, генуэзцев). Конечно же, присутствует армянский и еврейский типы; не редкость и выраженные монголоиды… Но все они однозначно турки, и этнические кварталы (такие как генуэзская Галата-Пера-Бейоглу или кварталы греков-фанариотов и евреев-сефардов), которыми изобиловал Стамбул средневековый, уходят в прошлое. Хотя, например, многие потомки крымских татар, грузин, представителей северокавказских народов стараются не забывать язык и обычаи предков.

Город сегодняшний сродни завораживающему ковру с замысловатыми, яркими узорами, построениями и линиями. Практически нет небоскребов. Но и толкучки нет.

Безудержным полетом фантазии веет от двух мостов, соединяющих Европу и Азию. Совсем недавно объявлено о начале строительства третьего моста. Турция, несмотря на кризис, продолжает развиваться достаточно динамично.

Избитая фраза «Стамбул – город контрастов» не совсем точна. Да, здесь совсем рядом соседствуют бедность и богатство – роскошные виллы на Босфоре и дома-развалюхи в центре Стамбула. Турки не прочь похвалиться достатком… Обилие недорогих (местной сборки, но западных брендов) машин не мешает существованию немалого количества дорогущих спортивных и престижных марок авто. «В Константинополе богатство выставляли напоказ, им кичились и хвастались, оно проявлялось повсюду: в пышности и роскоши императорского дворца и дворцов знати, в великолепии внешнего и внутреннего убранства общественных зданий», – пишет французская исследовательница Мишель Каплан о столице Византии. Много воды утекло, но мало что изменилось на берегах Босфора. Не столько классовое, сколько имущественное расслоение остается (и где и куда оно испарится?). Что нас и «роднит» – украинцев и турок.

Если посмотреть на историю Города на Босфоре с европейской колокольни, то отметим такой парадокс. Эпоха Великих географических открытий стала возможной именно потому, что турки-османы наглухо перекрыли европейцам путь на Восток. После поражения крестоносцев под Варной в 1444 году и падения Константинополя воины ислама на долгие три века перехватили инициативу, вызывая апокалипсические настроения в Европе. Окончательно османская угроза была локализована под Веной в 1683 году. О наступлении турок далее не могло быть и речи, лишь о пассивной обороне.

Мечеть Ая-София. Гравюра 1685 года
Мечеть Ая-София. Гравюра 1685 года
Греко-римская культура дошла до наших дней исключительно благодаря византийским ученым, философам, писателям. Как тем, которые творили на родине, так и многочисленным изгнанникам и эмигрантам, наводнившим Западную Европу еще до падения Константинополя. Римское право и наука, философия и поэзия, драматургия древнегреческих авторов… Феномен эпохи Возрождения невозможно представить без живительного потока эллинистической и римской культуры. Хранителями и продолжателями традиций были именно греки. Безусловно, велико влияние Византии на страны православной культуры (не только славян, подчеркнем), но и Запад ростки этого самого влияния не должен забывать и делать вид, что из тьмы раннего Средневековья на голом месте проявился во всей красе Ренессанс.

* * *

Стамбул – клокочущий перекресток цивилизаций, пуповина Евразийского континента. Может быть, именно потому в столице Турции в 1997 году прошел I Форум «Диалог цивилизаций» с участием писателей, философов, журналистов, ученых из многих стран Европы и Азии. Абсолютно органичным стало их объединение уже в 1998 году в неправительственную организацию Платформа «Диалог Евразия». У ее истоков стояли писатели и мыслители Чингиз Айтматов (Кыргызстан), Илбер Ортайлы (Турция), Олжас Сулейменов (Казахстан), Павло Загребельный (Украина), Ростислав Рыбаков (Россия), Анар (Азербайджан)…

Украинское представительство Платформы «Диалог Евразия» возглавляет известный украинский ученый-историк, профессор Владимир Сергийчук.

У нас, евразийцев, общие проблемы: террор, войны, насилие человека над природой, наркотики, азартные игры, упадок нравственности. Мы все меньше понимаем инаковость «других», все меньше в мире терпимости, религиозной и национальной толерантности. Кстати, просто необходимо пересмотреть устоявшиеся стереотипы и представления, сложившиеся в восприятии как Турции об Украине, так и Украины о Турции.

Необходимо понять, что одна из первоочередных задач человечества — расстановка правильных ценностных ориентиров для молодежи. В мире, где правит бал «философия», основанная на достижении жизненного успеха (быстро и любой ценой), где зачастую смысл жизни состоит исключительно в материальном обогащении, все труднее пропагандировать общечеловеческие ценности, говорить об альтруизме, честности... Все труднее в эпоху безудержного господства технологий жить в гармонии с природой, которая уже мстит человеку. Примеры на виду – стоит только посмотреть международные новости.

Платформа «Диалог Евразия» вот уже 12 лет успешно наводит мосты между цивилизациями. Мы просто обязаны обсуждать, решать проблемы, выстраивать диалог, не утрачивая собственную самобытность в мультикультурном мире в эпоху глобализации. История человечества – не только история войн, конфликтов, но и постоянное взаимовлияние и взаимообогащение культур.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно