Гранд Флит - Социум - zn.ua

Гранд Флит

22 августа, 2008, 12:33 Распечатать

…флот для России — роскошь. Зачем флот, когда нет моряков… Вл. Семенов «Расплата» Россия поднимает веки и вспоминает об океанских амбициях...

…флот для России — роскошь.

Зачем флот, когда нет моряков…

Вл. Семенов «Расплата»

Россия поднимает веки и вспоминает об океанских амбициях. Эскадру вот недавно в Средиземное море посылала. Но слишком уж титанической, а главное, совершенно ненужной, бесполезной (и даже опасной) кажется набившая оскому задача создания нового, энного по счету океанского военного флота. Пример последней такой попытки еще свеж. Она «удалась» — и даже слишком!

Флот — это всегда вызов, то ли соседям, то ли всему миру, то ли самим себе. Но, говоря по существу, только в XVI веке, когда появилась артиллерия, он обрел истинное дальнодействие, принося народам цивилизацию. Тогда, собственно говоря, и зародилась цивилизация, в которой мы живем. И Петр I знал, чего хочет, строя корабли и переплавляя на пушки каждый четвертый колокол России. Но… как раз речь и пойдет о вечном антагонизме — флота и России.

В руках голландцев, и особенно британцев, синтез флота и пушек дал блестящие результаты — возьмите хотя бы Новую Зеландию, Австралию и Канаду, самые, пожалуй, привлекательные страны в мире. Триста лет Британия правила морями, и ее флот не имел себе равных. Так его и называли — Гранд Флит. Он действительно был самый большой и мощный, однако со временем выяснилось, что дело не только в количестве кораблей.

Трудолюбивые и патриотичные, но все же континентальные немцы, например, предприняли невероятные усилия: затянули пояса, сформулировали даже новый постулат политэкономии — пушки вместо масла, в связи с этим изобрели маргарин, кирзу вместо кожи и прочие эрзацы. Они экономили на всем, лишь бы создать большой Флот открытого моря и бросить вызов Владычице морей. Когда «Дред­ноут» обнулил броненосные счета, они воспряли духом и за каких-то десять лет построили два десятка линкоров и линейных крейсеров. Феноменально!

И каковы результаты? В открытое море Гохзеефлоте выходил два раза: на титаническое, но безрезультатное Ютландское сражение и на последний свой поход — к месту пленения, в английскую базу Скапа-Флоу…

За второе место затем боролись Япония и США. Островные (как и Британия) державы, практически и фактически. Думаю, это не случайно. В ходе войны США построили 20 тяжелых и более сотни эскортных авианосцев, множество линкоров и крейсеров, эсминцев и прочих кораблей — и с тех пор никто не сомневается в превосходстве их флота над любым иным. Американские авианосцы стали символом: для одних — тупого империализма, а для других — острым инструментом демократии!

Даже прославленная, поражающая воображение американская стратегическая авиация не поколебала мощи нового великого флота. Это неудивительно: ударные авианосные соединения, атомные подлодки, ракетные крейсера. Абсолютное господство на воде, под водой и в воздухе. Даже спутник поначалу доверили запустить ВМФ!

Гораздо более удивителен тот факт, что в полном расцвете своих военных сил США утратили лидерство! Лавры Гранд Флита увенчали иной флот. Страну, построившую самый мощный в мире океанский военный флот, островной не назовешь никак. Она сама целый континент!

Как же такое могло произойти? Сразу после войны, в голод­ном 1946 году, крупнейший специалист по флоту товарищ Сталин вдобавок к атомной и ракетной программам утвердил план строительства океанского флота настолько фантастический для разоренной страны, что… Что все приступили к выполнению. Своевременная смерть гениального вождя позволила отказаться от самых явных глупостей, вроде суперлинкоров. Но уже к 1956 году построили почти 200 надводных боевых кораблей и более 300 дизельных подлодок. Вскоре военный флот СССР вышел на второе место в мире, превзойдя флот Великобритании!

Увы, атомная бомба свела на нет все усилия, она требовала иного флота, и сотни кораблей поставили на консервацию и порезали в металлолом. Не потому, что Хрущев был заядлым пацифистом, просто решили начать с чистого листа, как после «Дредноута». Что ж, за все приходится платить, а глупость вождей обходится особенно дорого!

Но и от ума бывает горе. В том же году Главкомом ВМФ назначили талантливого уроженца Каменца-Подольского С.Горш­кова. Он стал (в очередной раз) воп­лощать в жизнь старую российскую мечту — океанский флот. Поразительное упорство! Зачем? Ведь петровский флот сгнил вскоре после смерти создателя; затем, при Александре I, сгнил славный флот Екатерины; с романтичным флотом Николая I покончили эскадры англичан и французов; броненосный флот Николая II ушел на дно в Цусимском проливе, а его линкоры и крейсера сами сгубили империю. Тенден­ция, однако!

Ее каждый раз хотели переломить — на новом витке спирали развития. Как в карты, когда все ставят на кон. В этот раз поставили на флот ракетно-ядерный. Взамен порезанных на металл артиллерийских кораблей строили ракетные — и еще как строили! К концу второго послевоенного десятилетия в советском ВМФ числилось 29 ракетных надводных кораблей против 67 в ВМС США. За десять лет ввели в строй 56 атомных подлодок и еще 102 дизельных — по количеству атомных и ракетных подводных лодок СССР превзошел США, а по общему их числу все флоты мира вместе взятые! Отставали лишь по ударной мощи и в области прогнозирования. В том смысле, что могли бы и задуматься, чем все это закончится...

С приходом к власти Брежнева, соратника Горшкова по Малой Земле, началась настоящая гонка вооружений. Советские авианосцы вводились в строй синхронно с американскими. Во время войны во Вьетнаме «агрессивная» Америка вообще не строила боевых кораблей, и перерыв для авианосцев составил восемь лет, крейсеров — семь лет, эсминцев — 11, а для ракетных подлодок — целых 14! А у нас с вводом в состав ВМФ в 1967 году стратегической подлодки К-137 «Ленинец» началось строительство самой большой в мире серии — 77 единиц. Плюс шесть тяжелых подводных ракетных крейсеров «Акула» (двадцать 90-тонных МБР на каждом!) — и советских стратегических ракетоносцев стало в полтора раза больше, чем американских! Так кто кого толкал на гонку вооружений?

Даже перестройка и смерть великого адмирала не помешали росту флота. К 1991 году СССР догнал США по числу боевых надводных кораблей и превзошел по тоннажу: 42 крейсера, 60 эсминцев, 150 БПК (крейсер по натовской классификации) и сторожевых кораблей (корветов). Личного состава около 450 тысяч человек — столько не было даже в Британской империи в 1918 году, когда в строю стояло 40 линкоров. Более 300 подлодок, в том числе 150 атомных!

Теперь вы понимаете, почему мы жили так бедно и отчего пал советский социализм? Океанский флот — тяжелая ноша для даже самой богатой страны, но в военном бюджете СССР затраты на советский Гранд Флит составляли всего лишь 20%!

Как же проявил себя новый Гранд Флит? Патриотичный советский народ пошел на еще большие жертвы, чем немцы, и отдавал армии и флоту последнее! Верфи были загружены под завязку, так что торговые суда приходилось заказывать за рубежом, судостроители получали ордена и премии, адмиралы совершали на авианосцах круизы по южным морям, все были при деле, но каковы результаты? Где заморские базы и территории, где союзники, где уважение соседей и врагов? Где те корабли? Где страна, их построившая?

Нет ответа! Адмиралы скулят по советским временам, по южным морям — и Москва слезам верит. Но если уж речь идет об океанском флоте, то взгляните на карту. Для черноморского флота выход в океан проблематичен, ибо проливы так и остались в руках Турции, а она член НАТО, как Болгария и Румыния. Со временем в евроатлантическом союзе окажутся Украина и Грузия. Что уж там лицемерить, дело не в океанах, а в тупом давлении на Киев и Тбилиси.

Балтика не лучше Черного моря, Каспийское море — без комментариев. Владивосток — снова замкнутое море, ключи от которого в руках Японии. Все они контролируются авиацией и крылатыми ракетами, большому флоту нечего в них делать. Камчатка? В свое время Аляску пришлось продать — не было сил освоить, а Камчатка из той же серии. За 140 лет ничего не изменилось и не изменится, хоть Абрамовича ставь губернатором.

Что же остается? Северный флот? Но выход в океан — мимо берегов Норвегии, Британии и Исландии. А там флот и авиация НАТО; и в случае чего надводным кораблям лучше сидеть в базе и не высовываться, как Нахимов сидел в свое время в городе русской славы. Таким образом, никаких перспектив ни при каких комбинациях, даже с авианосцами, о которых мечтают любители госзаказов. В этом смысле России не повезло. Или наоборот — кто его знает? Да и не в этом дело, в конце концов, не в геополитическом окружении.

Самое печальное в этой истории — это вопрос о необходимости большого флота. Как ни странно, лучшие примеры смелых действий русских моряков относятся к периоду, когда его у России не было! Отсутствующий после Крымской войны черноморский флот благодаря активности вооруженных гражданских пароходов и моторных шхун проявил себя блестяще и во время войны 1877—1878 гг. выполнил стратегическую задачу — обеспечил переправу через Дунай и даже господство на море в борьбе с турецкими броненосцами!

Но в сумме 200 лет океанского русского флота наглядно показали, что он России не только не нужен, но и смертельно опасен. Флотские точность и предусмотрительность в сочетании с разумной, но постоянной смелостью и предприимчивостью — это как раз те черты, что наименее присущи русскому народу с его авось, да небось, да на миру и смерть красна. И с этим ничего не поделаешь. И все же он иногда воевал, за ним числятся победы.

Что же показали 70 лет совет­ского флота? Главное, имманентное, непреходящее его свойство — он никогда не умел, не хотел, да и не мог воевать. Не мог в принципе, он всегда был бутафор­ским. Красный пресс выжал последние капли отваги из людей, осталась истерическая смелость отчаяния, но с ней даже погибнуть с музыкой не удается, и не только на флоте. Адмирал Горш­ков зря тратил народные деньги. Флот — это не просто много кораблей. Флот — это моряки (см. эпиграф статьи, он из книги русского морского офицера).

Великий адмирал (он даже книгу написал, правда, уж очень отфильтрованную) умер в 1988 году. Его чудовищный флот пережил творца буквально на три года, и не успели спустить на воду последние корабли, как началась агония. Такой катастрофы мир еще не видел! Флот потерял больше кораблей, чем во всех сражениях за всю свою историю вместе взятых! Каждый год по Цусиме! Сейчас из великой армады в строю осталось десятка два кораблей океанской зоны и полтора десятка подлодок.

Заветы Горшкова еще бередят русские души, и в 2009 году в Питере должны достроить новый большой фрегат, названный его именем. Между прочим, при закладке в 2006-м его проектная стоимость уже оценивалась в 400 млн. долл. А так как инфляция и удорожание работ и материалов делают свое дело, то цена корабля явно превысит полмиллиарда, хотя это всего лишь фрегат.

Большой авианосец обходится американцам в десять раз дороже, плюс еще столько же уходит на авиакрыло. Сколько же понадобится на новый, седьмой уже по счету блеф, то есть океанский российский флот?! Если, конечно, не блеф сами разговоры о нем…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно