ВКЛАД В БУДУЩЕЕ УКРАИНЫ - Наука - zn.ua

ВКЛАД В БУДУЩЕЕ УКРАИНЫ

4 января, 2002, 00:00 Распечатать

Будущее Украины неразрывно связано с развитием интеллекта нации. Сможем способствовать этому — будем среди развитых стран, не сможем — окажемся на обочине прогресса...

Виктор Скопенко
Георгий Скудар
Виктор Скопенко

Будущее Украины неразрывно связано с развитием интеллекта нации. Сможем способствовать этому — будем среди развитых стран, не сможем — окажемся на обочине прогресса. А для того чтобы выйти на траекторию устойчивого экономического развития, построить открытое демократическое общество с европейским уровнем жизни, сегодня крайне необходимо аккумулировать творческие интеллектуальные силы, выявить одаренную молодежь и помочь ей овладеть современными знаниями с тем, чтобы она могла быстро и конструктивно отвечать на требования времени. Вот почему давно назрела необходимость создать качественно новый общественный климат, способствующий социально-экономическим новациям и более полной самореализации человека.

Георгий Скудар

Два года назад создан Фонд интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI век», деятельность которого оказалась весьма многогранной. Но все-таки главная особенность работы Фонда — поддержка талантливой молодежи. Фонд разрабатывает современные программы и технологии, организовывает и проводит всеукраинские универсиады и конкурсы. Это делается для того, чтобы выявить победителей и дать им возможность через специальные гранты учиться в ведущих учебных заведениях Украины и мира. Победителям универсиад и конкурсов присуждаются также именные стипендии и премии. Кроме того, благодаря Фонду и на деньги Фонда многие талантливые студенты, молодые ученые, менеджеры могут стажироваться в ведущих научных и учебных заведениях Запада.

Корреспондент «ЗН» встретился с президентом Союза ректоров высших учебных заведений Украины, ректором Киевского национального университета имени Т. Шевченко, академиком, Героем Украины Виктором Васильевичем СКОПЕНКО и членом совета Фонда, генеральным директором АО «Новокраматорский машиностроительный завод», доктором экономических наук, Героем Украины Георгием Марковичем СКУДАРЕМ и попросил их ответить на три вопроса.

1. Завершилась I Всеукраинская универсиада «Интеллектуал ХХI столетия», инициированная Фондом и поддержанная Союзом ректоров высших учебных заведений Украины и Министерством образования и науки Украины. Универсиада выявила одаренную молодежь и предоставила ей гарантированную поддержку для получения высшего образования. Как вы оцениваете универсиаду?

2. Большинство молодых дипломированных специалистов, вступая в профессиональную жизнь, вынуждены преодолевать определенный барьер. Известная с незапамятных времен фраза «Забудьте все, чему вас учили в вузах, — только сейчас начинаются настоящие университеты» нынче, к сожалению, не утратила своей актуальности. Ее «реанимируют» еще и социальные проблемы, прежде всего отсутствие гарантированного государством трудоустройства по выбранной специальности. Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы талантливая молодежь могла самореализоваться?

3. Универсиада стала общественным вызовом проблеме сохранения интеллектуального будущего Украины (не секрет, что за годы независимости нашу страну покинули 7 тысяч ученых). Что должно сделать государство, чтобы «утечка мозгов» из Украины раз и навсегда прекратилась, и каждый наш соотечественник смог бы «найти себя» на Родине?

Виктор СКОПЕНКО:

1. Хотел бы отметить тот огромный интерес, с которым Союз ректоров ведущих вузов страны воспринял саму идею проведения универсиады. Но сначала я встретился с народным депутатом, доктором экономических наук Богданом Губским и детально обговорил с ним саму инициативу по привлечению в вузы талантливой молодежи, которую предложил возглавляемый им Фонд. Потом уже план проведения универсиады мы детально обсудили в Союзе ректоров. И надо было видеть, как все мои коллеги, до единого, горячо поддержали предложение Богдана Владимировича. Ведь мы понимаем, что только талантливая молодежь может оправдать существование высшей школы. Надо сказать, что и раньше велся поиск талантов. Наш университет, к примеру, проводил олимпиады со школьниками по математике, физике, химии... Способные ребята выявлялись, хотя до всеукраинских олимпиад дело, к сожалению, не доходило. Это были локальные мероприятия, лишь в некоторых областях страны. Но когда Богдан Владимирович выступил со своей инициативой, когда само выявление и привлечение юных талантов обрело финансовую поддержку Фонда, тогда стало ясно: мы идем единственно верным путем.

Из почти 70 тысяч учеников, принявших участие в универсиаде, гранты получили 89 самых талантливых, самых одаренных юношей и девушек. Они обретут специальности, определяющие развитие новейших технологий. Это математика, физика, химия, биология, информатика и вычислительная техника, основы экономики и правоведения, история, а также украинский язык и литература. Ну а сам конкурс, сам отбор талантов был весьма строгим, но демократичным. Участвовать в конкурсе могли юноши и девушки до 23 лет, имеющие среднее общеобразовательное или среднее специальное образование. Победителей конкурсная комиссия определяла по целому ряду критериев. Среди них — глубокое владение одной или несколькими смежными базовыми дисциплинами, а проще говоря, стал ли соискатель победителем во всеукраинских олимпиадах по профильным предметам? Комиссия оценивала также общий уровень знаний — так называемый средний балл успеваемости, и, разумеется, соискатель должен был владеть английским или другими иностранными языками, что выявило компьютерное тестирование. Каждый участник конкурса обязан был показать определенный уровень своих творческих способностей и своей общественной активности. Следовательно, шел отбор по-настоящему одаренных ребят.

Замечу, что в нашей стране определенная часть молодых людей имеет льготы при поступлении в вуз. Без экзаменов зачисляются, к примеру, чернобыльцы, дети-сироты, инвалиды... Напрашивается вопрос: а как победители универсиады, как они попадают в вуз? Отвечу: в «Условия приема в высшие учебные заведения Украины» внесены изменения. С этого года без вступительных экзаменов зачисляются победители Всеукраинской универсиады «Интеллектуал ХХI столетия», которым Фонд интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI век» предоставил стипендии и гранты на обучение. Главное, что каждый победитель универсиады должен потом хорошо и прилежно учиться, должен, как говорят в народе, вкалывать. Иначе...

Я ведь в университете работаю давно, прошел путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой и знаю много случаев, когда на учебу поступил блестяще и всесторонне подготовленный абитуриент, а на четвертом курсе его приходится отчислить за неуспеваемость по всем дисциплинам. Не было прилежности, трудолюбия, думалось, что, дескать, за счет общего развития и былой медали можно в университете жить припеваючи все годы. Нет, труд и только труд может сделать студента классным специалистом. Часто тот, кто поступил в вуз с трудом и на первом курсе чувствует, что далеко не в полном объеме знает школьную программу, заставляет себя много работать, наверстывать упущенное и к третьему-четвертому курсу имеет одни «пятерки». Молодец! Бронзоветь, как известно, нельзя не только во взрослой жизни (в работе, в творчестве, в науке), но и в студенчестве.

Но вернусь к деятельности Фонда интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI век». Он помогает обрести свое место в жизни не только юношам и девушкам, но и людям, окончившим вузы и работающим в институтах и научных лабораториях. Фонд организовывает научные дискуссии, семинары, «круглые столы», Дни науки в регионах с привлечением ведущих отечественных и зарубежных ученых, известных политиков, государственных деятелей. С помощью Фонда подготавливаются аналитические материалы и рекомендации, даже концепции стратегического развития государства. Благодаря Фонду активизировалась издательская деятельность, увидели свет многие фундаментальные научные работы. Фонд постоянно пропагандирует общественно значимые идеи и инициативы. И все-таки выявление юных талантов и помощь им в получении высшего образования — это, на мой взгляд, самая главная сторона деятельности Фонда. Дай Бог, чтобы в 2002 году он смог обеспечить грантами уже не 89 одаренных ребят, а 189, а там и тысячи, тысячи! Ведь итоги проведенной Фондом I Всеукраинской универсиады свидетельствуют об огромной творческой активности молодежи, о талантах, которыми богата наша земля. Это дает все основания прогнозировать успех и II Всеукраинской универсиады, подготовка к которой уже началась. Во второй универсиаде должно принять участие уже 200 тысяч молодых интеллектуалов...

2. Каждое лето мамы упорно тянут подросших детей в вуз. Ведь у подруг дети с высшим образованием. А у соседки сын и вовсе кандидат наук. Поэтому главное, чтобы ребенок куда-нибудь поступил, а остальное, мол, приложится. Так заведено с советских времен. Только жизнь и страна давно изменились. Что сейчас происходит? Поступил человек, отучился и оказался в тупике. Что дальше — непонятно. Как же сделать, чтобы вуз был не только школой знаний, но и школой жизни? Разумеется, со школой знаний вроде бы дело обстоит неплохо. Наши вузы могут научить всех и вся. Но теоретически! А вот учебная база, которая как раз и связывает знания и науку с производством, во многих вузах весьма слабая. Наш университет еще находится в более выгодном положении, чем другие вузы. Например, нет у нас факультета, где бы не было компьютерных классов, да и вся техническая база достаточно высока.

Но это вовсе не значит, что все молодые таланты обязательно должны учиться в Киевском университете имени Т. Шевченко. Есть и другие прекрасные вузы, где отдельные предметы преподаются более качественно, чем у нас. И мы говорим победителю универсиады: «Ты хочешь быть первоклассным специалистом по химии? Иди в такой-то вуз. А программистов хорошо готовит такой-то вуз...» Главное, чтобы страна получила специалиста высочайшего класса. Знаете, если бы подобная система заработала повсеместно, то страна имела бы не просто хороших специалистов, а тех, кого называют элитой, солью земли.

Замечу еще, что ни один, даже самый лучший университет не научит студента на все случаи жизни. И жизнь, и производство меняются. Вот почему надо уже в стенах университета привить студенту постоянную тягу к знаниям, к умению работать над собой. А для этого тоже нужна мощная учебная база. Что касается Киевского национального университета, то наша учебно-научная база, наши преподаватели весьма высокого уровня. Но образовательный процесс проводится еще по старой системе. Объясню, что имею в виду. Для формирования мыслящего, творческого специалиста необходимо, чтобы уже в студенческие годы он больше работал самостоятельно. Вот почему соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки студента должно изменяться в сторону последней. К сожалению, все еще существуют объективные преграды на пути самостоятельной работы студентов. Это нехватка необходимого количества учебников (особенно на государственном языке) и компьютерной техники.

Вуз должен также научить студента действовать обдуманно и отвечать за свои поступки. Просто с возрастом такая ответственность не приходит. В брежневские времена взрослые интеллигентные люди, при всем своем недовольстве системой, сделать ничего не могли. Разговоры на кухне ничем не заканчивались, потому что ответственность перекладывалась на вождей и государство. Интеллигенция поставила себя в детскую зависимость от якобы взрослого государства только потому, что не решалась стать активным ответственным субъектом.

На Западе студента учат быть ответственным. В Голландии, например, государство дает каждому студенту в долг деньги на обучение. Уже поступая, молодой человек задумывается, стоит ли учиться. Ведь если он так и не получит диплом, то придется долго расплачиваться за бесцельно прожитые годы, а станет специалистом — за пару лет вернет кредит.

Пока студент там учится, ему постоянно напоминают: ты зачем-то поступал, вот и решай, что тебе нужно. Шесть недель учишься, одну — сдаешь тесты, еще одну — обсуждаешь с преподавателями, чем будешь заниматься следующие шесть недель. Волей-неволей студенты привыкают подходить к своей жизни осмысленно. Учатся действовать обдуманно и отвечать за свои поступки. Неудивительно, что при таком подходе западная молодежь считает себя ответственной за страну, в которой придется жить, и активно заявляет свою гражданскую позицию...

Критикуя многие советские порядки, нельзя отметать то хорошее, что было тогда. Например, для тех же химиков, механиков, технологов, биологов, физиков существовала серьезная производственная практика на конкретных отраслевых предприятиях. Вот почему надо и сейчас возобновить подобную систему. Надо, чтобы студент изучал производство не после учебы в вузе, а параллельно. Вот почему мы с Богданом Владимировичем хотим привлечь именно производственников к воспитанию талантов. Вот почему пригласили на торжества, посвященные вручению грантов победителям универсиады, руководителей ведущих предприятий страны, предпринимателей. Мы сказали им: «Пора учиться бережному отношению к специалисту у капиталистов, у тех, кого раньше дружно и долго ругали».

Если у нас предприятие или фирма будут опекать «своего» студента, то потом его можно направить на практику именно в этот город, на это предприятие или фирму, чтобы по окончании учебы он пришел сюда работать полноценным специалистом, овладевшим и теорией, и практикой. И такие студенты уже никогда не станут учиться спустя рукава, как многие при социализме: «Лишь бы «троечку» получить». Эти студенты захотят иметь и хорошие знания, и хороший диплом.

Связь предприятий, фирм и банков с вузами может не заканчиваться лишь устройством студентов на практику, а затем — приглашением их на работу. Сегодняшним вузам нужна серьезная материальная помощь и поддержка. Как это делается за границей. Там фирмы и предприятия финансируют учебные заведения, делают это сознательно и добровольно, ибо пекутся о своих будущих кадрах. Я, к примеру, недавно был в столице Южной Кореи Сеуле и поразился гигантской стройке, которая велась на территории университета. «Где вы берете столько денег, чтобы построить несколько высотных учебных корпусов?» — спросил я. Мне ответили, что, конечно, государство помогает, но главная помощь от спонсоров — выпускников университета, богатых людей. И это — не единственный пример. В Штатах буквально над каждым университетом «шефствует» (говоря нашим языком) какой-нибудь концерн, фирма, банк или конкретный предприниматель.

Раньше нас убеждали, что современные научные приборы вузу не нужны, да и развивать науку ему тоже не нужно. Главное, мол, обеспечить всех студентов учебниками и учить их, учить... Оказалось, что все это — чепуха! Если в университете не развивается наука, то это уже не университет, а просто контора по выдаче дипломов. Ну а чтобы развивалась наука, нужно иметь современные приборы, технологии, первоклассно оборудованные учебные кабинеты. Короче, если студент получил базовое образование высочайшего уровня, то сумеет разобраться в любом, даже сложном и незнакомом производстве. И он никогда не услышит в свой адрес (помните, у Райкина): «Забудь все, чему тебя учили в институте».

3. Миграция людей — явление природное, и если границы не закрыты, то обмен между учеными, между молодыми специалистами естественен. Миграция происходит во всех странах. К слову, наших ученых и молодых специалистов едет за рубеж еще мало по сравнению с другими странами. Например, побываешь в каком-нибудь американском научном центре или лаборатории и видишь, что сотрудники — сплошь эмигранты: китайцы, корейцы, японцы, итальянцы, индусы, скандинавы и даже немцы, французы... И, как правило, все эти молодые специалисты и ученые после учебы, стажировки и работы в ультрасовременных лабораториях и научных центрах возвращаются домой, на родину. Почему? Не только потому, что патриоты. Они возвращаются чаще всего потому, что государство создает им надлежащие условия для работы и жизни.

И если молодой специалист или ученый, обогатив свои знания на базе новейших американских технологий, знает, что дома ему будут созданы не худшие условия, чем здесь, в Америке, то он, конечно же, отправится на родину. И действительно, зачем жить в чужой стране, если в своей можно жить не хуже. Многие страны всячески заинтересовывают талантливых людей, которые учатся или работают за границей, стимулируют их вернуться и потрудиться на благо Отчизны. Например, на Тайване введено двойное гражданство для тех, кто работает в США или Японии. Даже президент Национальной академии наук Республики Тайвань является гражданином США, работает в Калифорнийском университете и вместе с тем много делает для своей этнической родины.

Ну а Киевский университет общается и обменивается научными и преподавательскими кадрами с 65 университетами мира. Наши люди туда едут, работают и возвращаются. Почти все. Например, ежегодно на различные семинары и конференции, на работу и учебу выезжает в среднем 500 преподавателей и студентов. Остаются там 2—3 человека, не больше. Я много езжу в зарубежные университеты и всякий раз встречаюсь с нашей профессурой, которая там работает. Некоторые специалисты работают уже 4—5 лет. И все они хотят вернуться в Украину, во всяком случае, планируют свое возвращение. Почему они туда поехали? Исключительно для того, чтобы заработать деньги — купить машину или квартиру, помочь детям... Думаю, многие молодые люди едут за границу с аналогичной целью.

Вообще, молодежь у нас замечательная — талантливая и трудолюбивая. Конечно, каждому молодому человеку нужно создать условия для полноценной жизни и любимой работы. Но... Молодых ученых, работающих в нашем университете, условия жизни, как это ни странно, интересуют даже меньше, чем условия работы. У нас в университете много ученых, фанатически преданных исследовательской работе. Они приходят в лабораторию рано утром, а вечером, после 22 часов дежурным приходится их буквально выгонять из помещения. Они с удовольствием бы и до утра работали, лишь бы были условия — реактивы, приборы, технологии. Такого человека зарплата интересует во вторую очередь, в первую — сама работа.

Повторюсь, молодежь у нас хорошая. Это ошибка каждого предыдущего поколения — видеть себя более целеустремленным, эрудированным, «правильным»... И это ошибка каждого последующего поколения — считать себя более бескомпромиссным, раскованным, свободолюбивым... В действительности, во все времена повторяется одно и то же: кто-то осуждает за несерьезность, кто-то сопротивляется чрезмерной серьезности.

Вспомним себя юными — на тернистом переходе от детства к взрослости, когда от жизни хотели по максимуму. Четко делили все на искреннее — искусственное, преданность — измена, справедливо — нечестно... Легкомысленно прогуливали вузовские пары. Пытались самостоятельно строить башню своего будущего, не рассчитывая на подарки судьбы. А когда запевали «песню дружбы», которую «не забудешь, не убьешь», верили в людей и настоящую дружбу.

Сейчас другие времена, но молодежь не хуже, чем была 20 и 40 лет назад, а может быть, в чем-то даже лучше. Деятельность Богдана Губского — тому яркий пример, свидетельствующий о глубоких качественных преобразованиях нашего социума, нашей интеллектуальной и политической элиты. По сути, это проявление подлинно гражданской позиции истинно нового поколения украинцев, которые благодаря сплаву высокого интеллекта, здорового прагматизма, обостренного чувства ответственности и высокой духовности способны привести Украину к процветанию.

Вот почему надо и со стороны государства, и со стороны общества всячески поощрять и поддерживать добрые начинания, такие, как деятельность Фонда интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI век». Государство вместе с обществом (надеюсь, Фонд — лишь первая ласточка в святом деле помощи одаренной молодежи!) должно сделать все возможное, чтобы наш молодой специалист или ученый, отправляясь за границу, брал билет туда и обратно. Если он берет билет только в один конец, то это очень плохо для страны. Плохо и для него, ибо, как говорил Гете, заблуждения и ошибки молодых — явление нормальное, главное, чтобы эти заблуждения и ошибки не таскать с собой до старости.

Георгий СКУДАРЬ:

1. Одно из главных препятствий на пути преобразований, происходящих в нашем обществе, — это дефицит идей, которые могли бы обеспечить ускоренное его развитие. И дело тут даже не столько в отсутствии самих идей, сколько в формировании новых интеллектуальных команд, способных эти идеи нарабатывать и реализовать на проектной основе. Фонд интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI век», которым руководит Богдан Губский, как раз и пытается внести свой вклад в создание будущей интеллектуальной команды.

Именно для этого Фонд проводит различные конкурсы и смотры молодых талантов, учреждает гранты и стипендии для того, чтобы одаренная молодежь могла учиться. Именно с этой целью Фондом проведена Всеукраинская универсиада, которая выявила самых способных к знаниям ребят. Они теперь будут бесплатно учиться в лучших вузах Украины и Запада, а кроме того — получать стипендию.

Фонд пошел дальше. Собственно, совет Фонда давно вынашивает идею интеграции, то есть фактической «привязки» каждого студента либо к предприятию, либо к научной лаборатории с первых дней обучения. Цель простая: академические знания студента дополнять знаниями практическими. Ну а предприятие тоже должно быть заинтересовано в молодом специалисте, подготовленном под вполне определенный проект или направление деятельности. Вот почему на торжества, посвященные вручению будущим студентам грантов и дипломов, кроме высоких правительственных чиновников, были приглашены и видные представители отечественных деловых кругов, директора крупных предприятий и фирм. Так вместе собралась будущая интеллектуальная элита и те, кто может дать ей работу, найти достойное применение. Но, к сожалению, предметного разговора не получилось. А ведь как было бы замечательно, если бы все промышленники, предприниматели, деловые люди Украины поняли простую истину: вкладывать средства в образование очень рентабельно. Государство сегодня в большом долгу перед наукой и образованием, оно не может обеспечить студента учебой на высочайшем научно-техническом уровне, а потом — достойной и интересной работой по специальности. Вот почему деловая элита Украины обязана взять дело в свои руки. Надеюсь, на торжествах по случаю окончания I Всеукраинской универсиады произошла пока что «пристрелка», первое знакомство. Впереди — совместная работа преподавателей и производственников по воспитанию высококлассных специалистов для страны, для ее науки и промышленности. Думаю, что с появлением Фонда, с проведением универсиад, конкурсов и смотров у отечественного интеллекта появился шанс к возрождению. Теперь он получил дополнительную защиту и поддержку. В добрый час!

2. Мы уже привыкли начисто отвергать прошлое. Но если бы не было системы всеобщего образования, когда учеба в вузе была не просто бесплатной, но студенту выплачивалась стипендия, а заочнику — оплачивалась сессия, то, уверен, нынешнего Георгия Скударя не было бы никогда. Я ведь начинал с сапки, с лопаты, а с третьего класса ни разу не использовал каникулы для отдыха. На каникулах я всегда работал, в 4-м классе, например, в поле сам заработал на велосипед. А когда окончил первый курс техникума, то летом тоже работал и купил себе на зарплату первые часы. Так было раньше.

Те, кто сейчас получает образование за счет нашего завода, через несколько лет сторицей вернут заводу затраты. Ибо воспитывается техническая элита предприятия, специалисты ХХI века. Около 8 тысяч наших сотрудников учатся. Получают второе высшее образование, повышают квалификацию в специальных школах. Осваивают смежную профессию, готовятся, сдают экзамены и получают лицензию на право проведения специальных работ (сварщики, взрывники)...

А начиналось все непросто, я бы даже сказал драматически. Мы ведь привыкли, чтобы ничего не менялось. Привыкли, получив знания однажды, ничем, кроме художественной литературы и чтения газет, до конца трудовой деятельности не заниматься. Очень трудно было людям, имеющим большие знания в создании машин времен процветания затратного механизма, согласиться с тем, что, увеличивая объемы производства, нужно минимизировать затраты, применять совершенно новые материалы, постоянно создавать реальную, а не надуманную эффективность. В это нужно было поверить. И этому нужно было научиться. Перелом произошел осенью 1993 года. Мы решили внедрить новую структуру управления, а приказ на эту тему, что называется, не шел — по причине всеобщего отсутствия его восприятия. Тогда еще многие думали, что наступит время, когда будут востребованы прежние мельницы, экскаваторы, прокатные станы, что у нас будет море заказов, а потребители будут стоять под дверями в очереди. И вот впервые 150 руководителей сели за изучение менеджмента, структур и систем управления, наработанных в рыночной экономике. Нас никто не учил, мы должны были самостоятельно во всем разобраться применительно к нашему предприятию. Прошли 2000-часовой курс, защитили бизнес-планы. Вновь рассмотрели приказ, обсудили его сильные и слабые стороны. И приняли новую структуру управления. Это и был перелом. Мы поняли, что можем войти в рынок, изучить его как среду нашего обитания и воспринять последние достижения менеджеров и ученых, которые работают в рыночных условиях многие десятилетия. Так родилась вера в себя.

Но проблем было еще очень много. На заводе, к примеру, трудилось излишне много инженерно-технических работников, во всяком случае, 25—30 % можно было сократить без ущерба для предприятия. Ну а с падением объема производства таких «лишних» инженеров стало еще больше. И тем не менее именно тогда было принято решение активно принимать на работу молодых специалистов. Теперь каждый год на завод приходит не менее ста выпускников вузов. Это молодые экономисты, финансисты, технологи, менеджеры, химики, физики, инженеры... Дело в том, что рынок, новые рыночные отношения требуют свежих мозгов, которые способны принимать нетрадиционные, нестандартные решения. Такие незашоренные, мобильные и современные специалисты уже есть на заводе, их появляется все больше, и в ближайшие годы они станут обновленным инженерно-техническим ядром.

Что греха таить, многие опытные инженеры, имеющие в прошлом заслуги и награды, не могут преодолеть инерцию своего мышления, они думают и работают по старинке. Ведь раньше существовала централизованная система управления и нельзя было особенно проявлять инициативу, «высовываться», как говорилось тогда. Нужно было просто выполнять и перевыполнять спущенный сверху план. Сегодня же такое слепое выполнение руководящих решений неприемлемо. Нужна инициатива, никто тебя не обеспечит работой, никто не реализует твою продукцию — только ты сам. Другое дело, что моральные, этические принципы и нормы прошлого не нужно начисто отбрасывать — много было тогда хорошего. Но сама организация производства должна поменяться в корне, и сделать это по плечу молодым.

С приходом к нам молодых специалистов и «старики» почувствовали, что необходимо сесть за парты — без этого можешь потерять работу. Раньше достаточно было быть хорошим инженером-механиком, инженером-технологом, инженером-конструктором. Теперь этого мало. Лет 20 назад инженер-конструктор должен был проектировать и только. Надо было, чтобы конструкция получилась работоспособной, надежной, коэффициент запаса прочности высокий — эти и только эти проблемы решал конструктор. Теперь же необходимо так сконструировать машину, чтобы она работала с минимумом затрат, но при этом давала максимум эффекта и надежности. Сегодня наши механики, технологи, конструкторы ощущают дефицит именно экономических знаний. И поэтому 184 специалиста завода получили за счет предприятия второе образование — экономистов и финансистов. Обратите внимание, мы каждому говорим: заводу нужны не зубрилы, а люди, обладающие свободным мышлением.

Я и некоторые мои коллеги по совместительству работаем преподавателями Донбасской государственной машиностроительной академии. Рассказываем студентам (в том числе и работникам нашего завода, которые учатся там) о новых принципах хозяйствования, о рыночных отношениях. Ну а мы в свою очередь присматриваемся к выпускникам академии, чтобы отобрать лучших и пригласить их на работу на завод. Мы предлагаем этим студентам сделать курсовые и дипломные работы на темы, связанные с разработками завода. В результате — лучшие из лучших приходят к нам работать. Интересно, что на лекциях, которые в академии читают специалисты нашего завода, аудитория всегда битком забита. Видимо, потому, что студентам предлагаются не книжные истины, а живое слово человека, работающего в рыночных условиях...

В этом году впервые введена практика защиты студентами своих дипломных проектов прямо на заводе. Проходит такая защита в большом конференц-зале. Разумеется, приглашаются для защиты те выпускники, которые, скорее всего, будут затем приглашены работать у нас. Так вот, во время защиты из зала задаются вопросы, идет диалог, а часто и дискуссия. Понятно, что от этого выигрывает и сам выпускник, и все мы. Многие выпускники, признаюсь вам, боятся защищать свой диплом на заводе, понимают, что это будет нелегко. Но если уж все прошло нормально, то коллектив примет такого дипломированного специалиста с радостью.

Есть на заводе Ассоциация молодежи, которая объединила всех заводских юношей и девушек. Объединила не только для проведения вечеров, культпоходов в театр, КВНов и концертов. Ассоциация занимается и наукой. Уже проведены две научно-практические конференции. Если на первой было только 6 научных докладов, то на второй — уже 52 научные работы. Эта вторая конференция длилась два дня, причем проводились как общие пленарные заседания, так и отдельные — по секциям и направлениям. Наш огромный конференц-зал не вмещал всех желающих поучаствовать в работе конференции.

3. Когда приезжаешь за рубеж, часто встречаешь там бывших наших сограждан, которые зачастую не смогли в новых условиях достичь того положения, которое они имели здесь. И врачи, и ученые, и классные инженеры — все имеют там социальный статус на порядок ниже, чем был у них на родине. Того же бизнесмена, вывезшего капитал за рубеж, там не допускают к участию в крупном бизнесе. Как видите, далеко не все находят на Западе райские условия для работы и жизни. И все-таки не надо упрекать молодых за то, что они предпочитают чужбину. Надо помочь им. Но не создавать льготные условия! Надо давать молодым удочку, а не рыбу. Замечу, что такому предприятию, как наше, создать особые, тепличные условия для молодежи не проблема. У нас есть средства на это. Мол, ты молодой специалист и мы готовы тебя содержать до 30 лет, а дальше плыви как хочешь. Надо ли так поступать? Нет. Молодым специалистам необходимо адаптироваться в системах нашего завода, чтобы с первого же дня они почувствовали себя полноправными членами коллектива. Без ущемлений, но и без льгот и привилегий!

...Помню мой давний разговор с Богданом Владимировичем Губским. Разговор о том, как и что должны сделать государство и общество, чтобы приостановить «утечку молодых мозгов» из Украины. Проблема не только в материальном благополучии для студента или молодого специалиста. Проблема в самом отношении общества к молодежи и молодежи к обществу. К примеру, между студенчеством и обществом — стена. Обществу не нужны студенты, ему нужны сформировавшиеся специалисты (обязательно со стажем работы) и сознательные граждане с большой буквы. Но каждый гражданин (подчеркиваю — именно гражданин, а не товарищ или господин) — это личность, которая не возникает неведомо откуда, ее нужно воспитывать. Ей в первую очередь необходимо прививать, среди прочего, чувство собственного достоинства, уважение к себе и другим. А откуда же взяться чувству этого самого достоинства, если молодежи вообще и студентам в частности каждый день дают почувствовать, «кто в доме хозяин»? Почему-то в нашем обществе нет традиции уважать молодость, а особенно обидно и неприятно слышать фразы вроде «вот доживи до нашего возраста, тогда и будешь разговаривать». Но неужели для того, чтобы высказывать разумные вещи, нужно достичь определенного возраста? А в обществе, живущем по законам демократии, прав не может быть у кого-то больше, а у кого-то меньше. Так было, так есть, но так не должно быть. Ведь позже, спохватившись, возможно, кто-то спросит: где же они, новые граждане новой Украины?

На мой взгляд, если идеи, которые овладели Богданом Губским и которые воплощает в жизнь Фонд интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХІ век», овладеют украинской деловой и политической элитой, тогда этот вопрос не возникнет. Ведь его деятельность направлена на формирование самого дорогого капитала — интеллектуального потенциала нашей нации.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно