Аудит выполнили европейские эксперты по инициативе Министерства образования и науки Украины в пределах инструментов политической поддержки программы "Горизонт-2020". Отчет содержал 30 рекомендаций украинской власти и научному сообществу. Сегодня представляется целесообразным как напомнить содержание этих рекомендаций, так и коротко проанализировать, что же именно было сделано на протяжении минувших 24 месяцев для их выполнения, и что нам следует сделать в ближайшей перспективе.
Рекомендация 1: Национальный совет по развитию науки и технологий должен реализовать стратегическую деятельность по реформированию и переориентации системы науки и технологий в Украине на основе совместно определенных приоритетов со всеми заинтересованными сторонами, включая Министерство образования и науки Украины, будущий Национальный фонд исследований и Национальную академию наук.
5 апреля 2017 г. постановлением правительства был создан Национальный совет Украины по вопросам развития науки и технологий. На основе сложной конкурсной процедуры Идентификационный комитет (шесть из девяти членов которого являются западными учеными высокого уровня) определил 24 члена Научного комитета Нацсовета.
В конце 2017 г. Научный комитет начал активно работать. На протяжении 2018-го было два заседания полного состава Национального совета. Острая, но в целом конструктивная дискуссия, состоявшаяся на втором из них, свидетельствует: этот орган способен занять в будущем место, которое определила для него новая редакция Закона "О научной и научно-технической деятельности", принятая в 2015 г., и о котором фактически речь идет в приведенной выше рекомендации.
17 октября 2018 г. распоряжением Кабмина был утвержден план мероприятий по реформированию отечественной научной сферы. Он очертил масштабные задачи, которые должны быть выполнены при участии всех перечисленных в Рекомендации 1 стейкхолдеров на протяжении 2019-го и последующих лет. Это, в частности, пересмотр перечня приоритетных направлений развития науки и техники и механизма их реализации, усовершенствование системы национальных академий наук, стимулирование возвращения талантливой научной молодежи в Украину, усовершенствование нормативно-правовой базы для эффективного участия украинских ученых в реализации международных проектов, исследовательских и инновационных программ, создание благоприятных условий для участия украинских ученых и бизнеса в международном сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций (НТИ).
Рекомендация 2: Национальный фонд исследований должен стать мощным руководителем изменений и учреждением, которое будет бороться за внедрение реформ в научно-технической и инновационной системе Украины, в частности постепенно существенно увеличивая конкурсное финансирование исследовательских проектов.
Национальный фонд исследований (НФИ) Украины был образован постановлением правительства 4 июля 2018 г. Чтобы уже в 2019 г. обеспечить его работу, в Госбюджет заложили более 262 млн грн.
На этом остановлюсь отдельно. Два года назад европейские эксперты, хорошо зная украинские реалии и не веря в то, что для НФИ удастся аккумулировать существенные дополнительные бюджетные ресурсы, рекомендовали переадресовать в фонд часть расходов на поддержку университетской и академической науки. Это положение отчета едва ли не единственное натолкнулось на острую критику преобладающей части нашего научного сообщества. Но несмотря на известную всем сложность бюджетного процесса на 2019 г., правительство нашло возможность предусмотреть для фонда именно дополнительные средства - без урезания финансирования НАН или МОН. Средства не очень большие, но все же более чем в 10 раз больше, чем было направлено на поддержку Государственного фонда фундаментальных исследований (его присоединят к Национальному фонду исследований после регистрации НФИ как юридического лица).
Рекомендация 3: Для гарантирования большей подотчетности и прозрачности Национальный фонд исследований должен находиться под контролем международных организаций и получать помощь с их стороны.
Как известно, для беспристрастности и отдаленности Национального фонда исследований от других учреждений его подчинили непосредственно Кабинету министров Украины. Состав Научного совета НФИ был сформирован по процедуре тщательного конкурсного отбора Научным комитетом и одобрен Национальным советом по вопросам развития науки и технологий в конце ноября. С начала 2019 г. этот руководящий орган фонда начнет работать. Согласно действующему законодательству НФИ во время
своей деятельности может привлекать международных экспертов и средства иностранных доноров и, несомненно, будет стараться весьма активно использовать эту возможность.
Рекомендация 4: следует обеспечить систему экспертного оценивания проектов для поддержки внедрения передового опыта и качества, а также для интернационализации украинской науки.
Эти положения планируется воплотить в документы НФИ, которые должен разработать Научный совет фонда. Международную экспертизу будут использовать (а отчасти уже используют) также Министерство образования и науки и Национальная академия наук Украины.
Рекомендация 5: исследовательские университеты должны быть определены на основе дальнейшего оценивания через пять лет с применением прозрачных международных стандартов.
Министерство образования и науки Украины разработало процедуру аттестации учреждений высшего образования и механизм предоставления базового финансирования по результатам этой аттестации. Соответствующее постановление правительство приняло 22 августа
2018 г. В госбюджете на 2019 г. впервые предусмотрены 100 млн грн на базовое финансирование научных направлений в ведущих УВО, аттестованных по самому высокому уровню.
Этот шаг, вместе с началом деятельности НФИ, станет в 2019 г. по-настоящему революционным для нашей научной системы: наука в университетах впервые начнет реально сравниваться по институционной состоятельности с наукой в научно-исследовательских учреждениях. Поскольку национальная научная система является единым целостным организмом, выиграют от этого все: и университеты, которые утвердят как важные центры исследований, и академические институты, которые получат действенных партнеров на научном поле. Что же касается собственно статуса исследовательских университетов, то МОН работает сейчас для того, чтобы согласовать требования принятого еще в 2014 г. Закона "О высшем образовании" с приведенной выше рекомендацией европейских экспертов, которая предполагает "дорастание" ведущих университетов до заведомо установленных высоких критериев.
Рекомендация 6: чтобы предотвратить увеличение количества учреждений высшего образования в Украине, улучшить результаты и достичь критической массы, следует ввести профилирование и слияние университетов.
Эта проблема не нова, и решается она очень сложно. Ведь попытки закрыть хотя бы даже откровенно неконкурентоспособное УВО неизбежно наталкиваются на сопротивление, в частности и на уровне политиков, которые начинают обвинять МОН в намерениях лишить какой-то регион (город, область) будущего. Однако в разрабатываемые МОН новые принципы финансирования УВО заложены стимулы для укрупнения университетов. Возможно, этот механизм финансового стимулирования окажется действеннее прямых административных мер.
Рекомендация 7: все исследовательские организации академий наук и университетов должны получить полномочия для самостоятельного привлечения третьих сторон к финансированию.
Согласно ст. 8 Закона "О научной и научно-технической деятельности", государственные научные учреждения, которые полностью или частично финансируются за счет государственного бюджета, могут зачислять собственные поступления, полученные от платы за услуги, которые они предоставляют согласно основной деятельности, а также благотворительную помощь, гранты (включая средства, поступающие от отечественных и иностранных заказчиков для реализации научных, научно-технических и инновационных проектов) на специальные регистрационные счета, открытые в территориальных органах центрального органа исполнительной власти, которая реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, или на текущие и/или вкладные (депозитные) счета, открытые в учреждениях банков государственного сектора. Относительно учреждений высшего образования указанные полномочия содержатся в ст. 70 Закона "О высшем образовании". К сожалению, следует признать, что надо приложить еще немало усилий, чтобы эти положения законов заработали в полном объеме, особенно в отношении научных учреждений.
Рекомендация 8: Национальной академии наук Украины следует упростить свою нынешнюю профильную структуру и сосредоточиться на своих приоритетных направлениях.
Накануне 100-летнего юбилея НАН на разных уровнях проходила дискуссия относительно определения новых приоритетов академии. Согласно действующему Закону "О научной и научно-технической деятельности", этот вопрос относится к исключительной компетенции самой НАН, посему остается надеяться, что результаты дискуссии найдут наконец отражение и в нормативных документах академии.
Рекомендация 9: Национальной академии наук Украины следует повысить эффективность организационной структуры своих учреждений на основе регулярных независимых оценок.
Еще в 2017 г. внедрено оценивание учреждений НАН с привлечением независимых экспертов (в частности из-за рубежа) на основе опыта системы оценивания Научного общества им. Лейбница (ФРГ). В 2018 г. открыта новая бюджетная программа объемом 500 млн грн для финансирования учреждений и исследований, признанных приоритетными на основе результатов оценивания. Такое финансирование продолжится и в 2019 г. - на это в бюджете предусмотрено 518 млн грн.
Рекомендация 10: Национальной академии наук Украины следует инициировать несколько направлений обмена научной информацией и ее распространения.
Необходимо подчеркнуть: НАН на протяжении последних лет проводит значительное количество мероприятий для популяризации науки (в частности в пределах традиционных фестивалей ко Дню науки в мае), издает научно-популярный журнал "Світогляд" и т.п. Минобразования всегда готово поддержать эти чрезвычайно важные для будущего нашей науки инициативы.
Рекомендация 11: Национальной академии наук Украины следует диверсифицировать свой человеческий капитал, сосредоточив усилия на обеспечении возрастного и гендерного баланса.
Реализацию этой рекомендации действующий Закон "О научной и научно-технической деятельности" также относит к исключительной компетенции самой НАН. Президиум НАН действует в составе, избранном Общим собранием в апреле 2015 г. И в нем есть только одна женщина (известный ученый-демограф Э.Либанова), а возраст подавляющего большинства членов президиума НАН превышает 70 лет. Остается надеяться, что рекомендацию европейских экспертов хотя бы отчасти учтут во время формирования нового состава руководства НАН в апреле 2020 г.
Рекомендация 12: Национальная академия наук Украины и университеты должны содействовать публикациям в международных журналах и сокращать объемы ведомственных публикаций.
Внедренная сейчас в учреждениях НАН (и еще в большей степени МОН) система оценивания научных результатов стимулирует публикацию украинских ученых в реферированных изданиях. На это же направлен новый Порядок формирования перечня профессиональных изданий, утвержденный приказом МОН в начале 2018 г. Следствием является тенденция к постоянному росту количества статей украинских ученых в базах Scopus и Web of Science. К сожалению, общая доля украинских статей в этих базах остается невысокой - из-за общего низкого уровня финансирования науки в Украине.
Надо также указать, что в 2017-м Минобразования предоставило за средства госбюджета доступ к Scopus и Web of Science части вузов и научных учреждений, а в 2018-м увеличило количество таких подписок. В частности в прошлом году подключение к Scopus получили 67 учреждений, а сегодня - 135. К Web of Science в прошлом году доступ предоставили 64 учреждениям, а в 2018-м - 105. Одним из главных критериев отбора была возможность предоставить доступ к базам данных представителям других организаций. На 2019 г. в бюджет МОН заложили 45 млн грн, чтобы обеспечить подписку доступа к базам для всех украинских ученых, которые в этом нуждаются, - из университетов Минобразования и Минздрава, ведущих институтов НАН и отраслевых академий наук.
Рекомендация 13: отраслевые академии наук нужно модернизировать, используя модель трансформирования Национальной академии наук Украины.
На сегодняшний день уже вводятся новые подходы к финансированию научных и лечебных учреждений НАМН Украины. Однако воплощение этой рекомендации тормозит очевидное обстоятельство: неопределенность с моделью дальнейшей трансформации самой НАН.
Рекомендация 14: учреждениям сферы МОН и других министерств следует пройти соответствующее оценивание, и в зависимости от результатов оценивания их следует реструктуризировать или ликвидировать.
Проект плана действий правительства на 2019 г. предусматривает начать аттестацию научных учреждений - для этого уже создана необходимая нормативная база. Научные учреждения, которые по результатам аттестации будут отнесены к 4-й (самой низкой) категории, рекомендуется реорганизовать или ликвидировать на протяжении одного года. В перспективе и базовое финансирование научных учреждений, в соответствии с Законом "О научной и научно-технической деятельности", будет зависеть от уровня аттестации.
Рекомендация 15: необходимо стимулировать исследователей к научной карьере, используя набор разных методологических инструментов, таких как увеличение заработной платы, программы обмена, выплата вознаграждений.
Этот вопрос МОН отрабатывает совместно с Министерством социальной политики Украины. Направленные на это мероприятия предусмотрены в Дорожной карте интеграции Украины в Европейское исследовательское пространство, утвержденной коллегией МОН Украины
22 марта 2018 г. Следует подчеркнуть: в соответствии с этой Дорожной картой министерство инициировало включить в проект Положения о президентском Фонде поддержки образовательных и научных инициатив для молодежи программу поддержки украинских постдоков - временных исследовательских позиций для молодых ученых в выбранных ими университетах или научных учреждениях.
Рекомендация 16: административное управление исследованиями должно стать менее затратным и более эффективным, а также обеспечивать борьбу с волокитой, неэффективностью и коррупцией.
Министерство образования и науки Украины обратилось в учреждения высшего образования с письмом (от 03.05.2018 г. №1/9-275) о необходимости внедрить положения Европейской хартии исследователей и Кодекса трудоустройства ученых. В плане работы МОН также предусмотрено внедрение ряда механизмов, направленных на упрощение административных процедур. Думаю, что особенно положительно исследователи отнесутся к новой электронной системе регистрации научных проектов, отчетов и т.п., которая оставит в прошлом необходимость оформлять многочисленные бумажные копии.
Рекомендация 17: возможности, которые дает программа "Горизонт 2020", следует использовать применением адекватных мер поддержки и инициатив.
Для информирования о возможностях программы "Горизонт 2020" и консультирования потенциальных участников от Украины создана сеть из 40 национальных контактных пунктов (НКП) и региональных контактных пунктов (РКП) по всем тематическим направлениям программы. Усилиями сети НКП в разных городах Украины постоянно проводятся мероприятия по информированию и консультационной поддержке научной общественности, заинтересованной в участии в конкурсах "Горизонт 2020". Осуществляется регулярный мониторинг участия организаций Украины в программе "Горизонт 2020".
Проведен конкурс по избранию представителей и экспертов в программные комитеты программы "Горизонт 2020". На основании результатов конкурса 5 сентября 2018 г. утверждено соответствующее распоряжение Кабинета министров.
Участие Украины в реализации двусторонних международных научно-технических программ и проектов приобретает особое значение в контексте расширения участия в программе "Горизонт 2020" за счет формирования новых международных научных коллабораций. В пределах двустороннего научно-технического сотрудничества в 2018 г. между Украиной и 10 странами-партнерами (Польшей, Литвой, Германией, Австрией, Францией, Молдовой, Китаем, Беларусью, Латвией, США) реализуются 97 научно-исследовательских проектов. По сравнению с 2017 г. количество реализуемых научно-исследовательских проектов возросло на 9% - благодаря тому, что после почти десятилетнего перерыва возобновилось выполнение общих украино-польских проектов.
Рекомендация 18: Украине необходимо стать членом COST (добровольной инициативы широкого круга заинтересованных сторон) и создать стимулы для обеспечения более активного участия ее НТІ-сообщества в EUREKA.
Уже начались консультации относительно обретения членства Украины в европейской программе длительного транснационального сотрудничества исследователей, инженеров и ученых COST. После почти десятилетнего перерыва возродилось участие украинских УВО в инновационной европейской программе EUREKA (на сегодняшний день МОН софинансирует два проекта программы, в дальнейшем количество таких проектов возрастет).
Рекомендация 19: исследователям, особенно молодым и ученым среднего возраста, следует гарантировать реальные возможности привлечения к международной системе НТІ с учетом их вклада в научный прогресс.
Для поддержки молодых ученых учрежден и присуждается ряд специальных премий и стипендий - президента, КМУ, Верховной Рады. Минобразования начало и уже несколько лет проводит отдельный Конкурс проектов научных работ и научно-технических разработок молодых ученых. В этом году КМУ учредил государственные именные стипендии для лучших молодых ученых в честь Революции достоинства и подвига Героев Украины - Героев Небесной сотни. Указом президента Украины основан Фонд по поддержке образовательных и научных программ для молодежи, и МОН сейчас разрабатывает положение об этом фонде.
Общий объем финансовой поддержки научных проектов и стипендиальных программ для молодых ученых в системе МОН увеличился в 2018 г. в 1,5 раза и составил 0,94% от общего объема финансирования научной деятельности в государстве за счет общего фонда государственного бюджета. В абсолютных цифрах это составляет 87744,5 тыс. грн - против 58221,7 тыс. грн в 2017 г. В 2019-м для государственной поддержки научной деятельности молодых ученых в смете МОН запланировано 88370 тыс. грн, - это уже более 13% всех средств, которые направляются на поддержку науки в университетах.
Рекомендация 20: нужно облегчить доступ к национальным и международным научным инфраструктурам.
В этом году Минобразования в качестве эксперимента создало восемь центров коллективного пользования научным оборудованием при учреждениях высшего образования. Первые отклики о работе этих центров положительные, и потому МОН планирует добавить в 2019 г. к уже созданным еще четыре новых центра.
Благодаря выполнению соглашения между Украиной и Европейской организацией по ядерным исследованиям (ЦЕРН) относительно предоставления статуса ассоциированного члена в ЦЕРН обеспечивается предоставление доступа к объектам исследовательской инфраструктуры и проведение на них исследований совместно с коллегами из других стран тем ученым, для которых выполнение этого условия является залогом успешной реализации исследования. Для доступа украинских ученых к исследовательской инфраструктуре есть положительный опыт взаимодействия с Объединенным исследовательским центром (JRC).
Однако следует откровенно признать: проблема создания современной исследовательской инфраструктуры остается для украинской науки чрезвычайно острой, что обусловлено годами хронического недофинансирования и тем, что в течение почти всего периода независимости не происходило закупок нового научного оборудования в достаточных объемах. Решить аналогичную проблему нашим соседям (Польше, Румынии, странам Балтии) позволил только полномасштабный доступ к структурным фондам ЕС, которого мы пока что лишены, поскольку не являемся полноправными членами Евросоюза. Но мы постоянно говорим с нашими европейскими коллегами о необходимости выработать для Украины специальные механизмы такого доступа.
Рекомендация 21: необходимо углублять сотрудничество с научной диаспорой с целью использования ее потенциала для украинской системы НТІ.
20–22 октября 2018 г. состоялся форум украинской исследовательской диаспоры "Развитие науки через международное сотрудничество", который проводят при поддержке НАН и МОН Украинский международный комитет науки и культуры при НАН, другие украинские и немецкие организации. Ведущие ученые диаспоры уже привлечены к работе разных украинских структур (Идентификационного комитета по вопросам науки, экспертных комиссий разного уровня и т.п.). Тем не менее мы должны признать: потенциал украинской научной диаспоры мы используем еще недостаточно, и потому усилия в этом направлении надо увеличить.
Рекомендация 22: присоединение к программе "Горизонт 2020" следует дополнительно использовать как источник ключевой методологической информации.
Минобразования всегда рассматривало присоединение к программе "Горизонт 2020" не только как способ привлечения дополнительных средств в украинскую исследовательскую систему (хотя очень важно то, что благодаря льготным условиям участия в программе наши ученые получают от Брюсселя значительно больше средств, чем мы платим туда в качестве членских взносов). Не меньшее значение имеет и то, что участие в "Горизонте 2020" весьма положительно влияет на наш исследовательский ландшафт, выводя на первые роли тех, кто уже успешно интегрировался в европейскую и мировую науку. В этом смысле "Горизонт" является мощной антитезой тем нашим ученым старой закалки, которые до сих пор (на пятом году российской агрессии!) устами одного печально известного академика говорят: "Я чувствую себя дома в Петербурге и Москве и не знаю, что мне делать в Брюсселе и Вашингтоне".
Министерство ожидает, что согласованности национальных политик с политикой Европейского исследовательского простора будет мощно способствовать начало работы тех украинских представителей и экспертов в комитетах программы "Горизонт 2020", которых уже определили упомянутым распоряжением Кабинета министров.
Рекомендация 23: международное сотрудничество в секторе НТИ должно быть согласовано с национальными приоритетами и стратегиями.
Как я уже упоминал, Минобразования в сотрудничестве с академическим сообществом разработало Дорожную карту интеграции Украины в Европейское исследовательское пространство. Важно указать: эта карта, утвержденная коллегией МОН, стала первым таким документом, представленным страной, имеющей в программе "Горизонт 2020" ассоциированный статус. Это высоко оценили наши партнеры в Брюсселе. Сейчас готовятся многочисленные нормативные документы, необходимые для реализации Дорожной карты. Понятно, что для этого понадобится не один год, принимая во внимание, что во многих сферах ключевыми игроками являются не только Минобразования, но и другие министерства (Минфин, Минэкономики, Минсоцполитики и др.), и из-за того, что на пути реализации Дорожной карты мы должны устранить еще много рудиментов прошлых времен.
Рекомендация 24: разработать межведомственную Стратегию исследований и инноваций и План действий, сосредоточенный на приоритетных сферах, что обеспечит инновации на основе науки и технологий.
Минобразования совместно с академическим и деловым сообществом разработало проект Стратегии инновационного развития Украины, который после согласования с другими министерствами представит на рассмотрение Кабинету министров. После принятия стратегии правительством будет сформирован план мер по ее реализации. Он будет предусматривать, в частности, принятие нового законодательства о поддержке инноваций и трансфере технологий.
Рекомендация 25: обеспечить представительство Министерства экономического развития и торговли и инновационных деятелей в Национальном совете по развитию науки и технологий.
Распоряжением Кабинета министров Украины от 17.10.2018 г. №776-р, которым утвержден план мероприятий по реформированию отечественной научной сферы, предусмотрено, в частности, расширение функций Национального совета по вопросам развития науки и технологий и на сферу инноваций. В состав Административного комитета Национального совета включены заместитель министра экономического развития и торговли, заместители глав государственных администраций Киева, Харьковской и Днепропетровской областей, которые по распределению обязанностей занимаются вопросами инновационного развития, президент Научного парка КПИ и заместитель генерального директора Государственного концерна "Укроборонпром".
Рекомендация 26: создать постоянную рабочую группу по вопросам инноваций и схему предоставления консультаций под эгидой Национального совета по развитию НТ.
Такая рабочая группа будет создана в начале 2019 г. в рамках выполнения распоряжения КМУ №776-р от 17 октября 2018 г. "Об утверждении плана мероприятий по реформированию отечественной научной сферы".
Рекомендация 27: следует идентифицировать инструменты реалистичной и эффективной инновационной политики.
Перечень таких инструментов, который базируется на лучших отечественной, европейской и мировой практиках, определен в уже упомянутом проекте Стратегии инновационного развития Украины.
Рекомендация 28: необходимо ввести инновационные ваучеры для интернационализации и валидации инновационной деятельности компании.
Выполнить эту рекомендацию можно будет после утверждения новой редакции Закона Украины "Об инновационной деятельности", подготовленного на основе положений Стратегии инновационного развития.
Рекомендация 29: следует разработать схемы мобильности на уровне науки и промышленности.
Такие программы будут подготовлены в пределах мер по выполнению Стратегии инновационного развития и Стратегии промышленного развития (этот документ разрабатывает Министерство экономического развития и торговли).
Рекомендация 30: необходимо поддерживать проекты сотрудничества государственных исследовательских организаций и промышленности.
Механизмы поддержки таких проектов будут предусмотрены в новом законе Украины "О трансфере технологий", который в этом году на основе положений Стратегии инновационного развития подготовит МОН.
Как видно из приведенного выше анализа, сделано за эти два года немало, и только люди откровенно необъективные могут говорить, что это время для реформирования украинской науки потеряно. Но мы должны сделать еще очень много: ведь попытки реформировать научную систему начались в Украине фактически только после победы Революции достоинства, а до того было более двух десятилетий, в течение которых наука де-факто оставалась на задворках внимания всех без исключения правительств и президентов.
…Тридцати рекомендациям экспертов предшествуют семь ключевых посланий. Из них особое значение имеет первое: научно-техническая и инновационная система Украины требует реализации амбициозных реформ, направленных на повышение ее эффективности и влияния. Эти реформы должны опираться на твердое намерение правительства выполнить свои обязательства по увеличению финансирования.
Эти слова написаны в 2016 г., когда бюджетное финансирование науки в Украине достигло исторического минимума - 0,16% ВВП. С того времени усилиями действующего правительства происходит медленное, но неуклонное увеличение этого показателя. Увеличится финансирование науки и в 2019 г., хотя оно будет еще далеким от желательного, принимая во внимание чрезвычайно сложные обстоятельства бюджетного процесса, связанные с необходимостью одновременно выплачивать большие внешние заимствования и проценты по ним.
Но рекомендации европейских экспертов, данные два года назад, остаются ориентиром, который позволяет и обществу, и политикам глубже понять роль науки для будущего Украины. Только безнадежные оптимисты могут считать, что имплементировать все эти рекомендации можно легко и просто. Опыт двух предыдущих лет (когда многое все же удалось сделать!) убеждает: впереди еще много работы, и для этого понадобится не один год. Но Украина непременно будет одним из ведущих научных государств Европы, - важно только не сходить с избранного евроинтеграционного пути.