Ученые определили, что Фобос – сын Марса

© astro.oma.be
Астрономы опубликовали доказательства в пользу теории, что спутник четвертой планеты Солнечной системы Марса Фобос был сформирован не из астероидов главного пояса, а непосредственно материей Красной планеты. Об этом сообщили ученые на Европейском конгрессе по планетарным наукам.На сегодняшний день ученые не сошлись в одной точке относительно гипотезы происхождения двух марсианских спутников Фобоса и Деймоса. Одна из наиболее массовых теорий говорит о том, что они являются астероидами, находившимися в главном поясе (скопление астероидов между орбитами Марса и Юпитера). Гравитация Марса захватила часть этих космических тел и «слепила» в крупные объекты. Эта версия стала бы лидирующей, если бы анализ состава марсианских спутников показал, что они близки астероидам. Авторы исследования работали над анализом состава поверхности Фобоса при помощи фурье-спектрометра, расположенного на борту орбитального зонда Mars Express. Полученные данные показали полное несоответствие химического состава какому-либо из известных классов каменных астероидов. Также астрономы обнаружили на поверхности спутника Красной планеты следы филлосиликатов – минералов, которые образуются только в присутствии воды. Доказано, что раньше вода имелась на поверхности Марса и эти два факта могут стать еще одним доказательством в пользу марсианского происхождения Фобоса. Гипотетически, вода могла присутствовать на поверхности спутника и без «вмешательства» Марса, однако в этом случае у Фобоса должен был существовать источник тепла, чтобы поддерживать ее в жидком состоянии. Помимо исследования химического состава Фобоса, ученые сумели сделать наиболее точное на сегодняшний день определение массы марсианского спутника и его плотности. Согласно новым данным, Фобос намного менее плотный, чем было принято считать - по оценкам ученых, пористое вещество составляет до 25-45 процентов от его внутренней структуры. Как считают авторы, такие пористые астероиды не смогли бы длительное время сохраняться на орбите Марса, поэтому более вероятным представляется вариант, когда Фобос сформировался из фрагментов самого Марса, выброшенных в космос, например, при столкновении с астероидом. В 2011 году планируется запустить к марсианскому спутнику российский научный аппарат «Фобос-Грунт». Он должен был покинуть земную атмосферу еще в 2009, но руководство Роскосмоса решило перенести дату запуска, чтобы «повысить надежность миссии, уменьшить риски и гарантировать успех».

По материалам Лента.ru