ПРЕДКОВ У ЧЕЛОВЕКА ПРИБАВИЛОСЬ

5 февраля, 1999, 00:00 Распечатать

В итальянской области Тоскана обнаружены останки человекообразной обезьяны, жившей около девяти миллионов лет назад и способной выполнять руками сложные операции, которые ранее приписывались только высшим приматам. Такой вывод содержится в исследовании итальянского палеонтолога Лоренцо Рука из Университета Флоренции и его двух испанских коллег, опубликованного на днях в Риме.

До сих пор считалось, что только гоминиды - представители приматов, то есть человека современного типа и ископаемых людей (питекантропов, неандертальцев и австралопитеков) - способны на подобные манипуляции. Ученые несколько лет изучали морфологию обнаруженных в Тоскане костных останков руки «ореопитекуса бамболии» - обезьяны ростом почти в 130 см и весом в 30 кг. Палеонтологи пришли к выводу, что передние конечности этих животных чрезвычайно маленькие (по отношению к достаточно массивному телу) и хрупкие, а ладонь имеет почти человеческую форму с ярко выраженным большим пальцем, противопоставленным остальным четырем, и развитыми подушечками.

Такая рука, не похожая на конечности других обезьян, могла удерживать различные предметы и пользоваться ими. Занятые руки, полагают ученые, вынудили «тосканских обезьян» стать на ноги.

Это открытие высветило новые горизонты в исследовании тайны происхождения гомо сапиенс, поскольку подтверждает существование на планете других видов человекообразных обезьян, претендующих на роль наших предков.