ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ОСТАТЬСЯ ВЕЛИКОЙ НАЦИЕЙ...

7 декабря, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №48, 7 декабря-14 декабря

С высоты личного опыта позволю себе признаться: далеко не всякая встреча с героем будущего материала приносит журналисту удовлетворение...

Борис Патон
От Вернадского — в ХХІ век
Борис Патон

С высоты личного опыта позволю себе признаться: далеко не всякая встреча с героем будущего материала приносит журналисту удовлетворение. Борис Патон — счастливое исключение. Каждая встреча с ним — это подлинная радость общения с выдающейся личностью. Борис Евгеньевич не только известный во всем мире ученый, который уже почти 40 лет возглавляет Академию наук Украины, но и блестящий собеседник, обладающий светлым умом и даром прекрасно разбираться в политике, экономике, культуре... Но все-таки главный «конек» Бориса Евгеньевича — Наука. Он всякий раз доказывает, что Украина всегда была «страной науки» как в дореволюционные, так и в советские времена. Да, страны Балтии или ряд восточно- и южноевропейских стран обходились и обходятся без большой науки. Но для нас это было противоестественно. Для Украины проблема науки крайне важна не только с точки зрения нашего исторического настоящего, но и с точки зрения нашего исторического будущего, особенно с учетом императивов нынешнего ХХI века, требующего от страны серьезной структурной перестройки. Украина должна оставаться государством с мощным научным потенциалом.

Но тема нынешней беседы —Фонд интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI столетие», деятельность которого Патон высоко ценит и часто ставит в пример.

Взять ответственность на себя

— Борис Евгеньевич! Наш высокий интеллектуальный потенциал признают во всем мире. Как поддержать интеллектуальную элиту, чтобы окончательно ее не утратить? Как прекратить «утечку мозгов» на Запад?

— Понимаете, «утечка мозгов» — это не только отъезд ученых на Запад, но и финансирование работ наших ученых из-за рубежа. Это и контракты, и заказы зарубежных фирм... Меня спрашивали в Америке: «Что, науку Украины сейчас финансируют иностранные компании?». Я ответил: «Еще нет!». Но как долго продлится это «еще»?! На самом деле, если сегодняшняя обстановка сохранится в стране, то наши крупные институты превратятся в филиалы зарубежных фирм и будут обслуживать только их... Речь идет не только об академической науке, а о науке вообще. И эта проблема должна волновать общество не менее, чем технологическая или военная безопасность Украины.

 

Разумеется, так называемая «утечка мозгов» уменьшится лишь тогда, когда в стране для ученого появятся нормальные условия работы и жизни. А для этого необходимо, чтобы в нашем обществе ощущалась атмосфера заинтересованности в труде интеллектуалов. В мире существует немало различных организаций и фондов, поддерживающих ученых. У нас до сих пор такой сколько-нибудь серьезной организации не было. Но вот полтора года назад доктором экономических наук, народным депутатом Украины Богданом Губским был создан Фонд интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI столетие». Это независимая, некоммерческая и, главное, внепартийная общественная организация, поставившая перед собой весьма и весьма благородную цель: оказание помощи украинскому обществу в развитии науки, технического прогресса, образования, духовного обогащения нации.

— Знаете, когда речь заходит о благотворительных фондах, многие наши сограждане недоумевают: зачем, дескать, фонды, если есть государство?

— Действительно, у нас есть государственный бюджет, который должен предусматривать все важнейшие статьи расхода. К сожалению, когда экономика страны находится в кризисе, величину расходов подсчитать куда легче, чем определить, где изыскать необходимые средства для их покрытия. И не всегда государство в состоянии в полном объеме выполнить свой долг перед наукой, культурой, образованием, медициной... Что касается именно науки, то какие бы хорошие решения ни принимала Верховная Рада, денег на науку нет. А ведь во всех развитых странах, являющихся таковыми только потому, что науку всячески поддерживают и развивают, наука финансируется в первоочередном порядке. У нас же, увы, она финансируется по так называемому остаточному принципу. Вот почему нужны фонды помощи и содействия, нужны меценаты и спонсоры. Что же касается Фонда интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI столетие», то его участниками стали многие талантливые люди разных профессий. Они поставили перед собой задачу создать механизм использования интеллектуальных ресурсов, определить направление и масштаб необходимых преобразований в политике, экономике, науке, культуре и других областях. Новая общественная организация как бы выступила в роли коллективного интеллектуального менеджера науки как таковой. Дело в том, что, несмотря на разговоры с самых высоких трибун о важности и приоритетности развития науки в стране, положение самой науки в Украине оставляет желать лучшего. Продолжает снижаться государственное инвестирование научной деятельности, не прекращается «утечка мозгов», приходят в упадок некоторые научные школы и направления.

— Почему инициаторы создания Фонда начали именно с проблем науки?

— Да потому что уверены: залогом экономического роста и, собственно, экономического процветания Украины является переориентация отечественной экономики на актуальные наукоемкие производства. Ведь эксплуатация сегодняшней модели экономического существования, то есть ориентация на экспорт сырья и полуфабрикатов, означает наше дальнейшее тотальное экономическое аутсайдерство. Вот почему вслед за Френсисом Беконом мы настойчиво повторяем: «Знание — сила!».

Уверен, не случайно сейчас, в начале ХХI столетия, эксперты ведут разговор о так называемом «обществе знаний», в котором знания как четвертая производительная сила станут более важными, чем земля, капитал и физический труд. Ныне девиз звучит так: «Без образования нет труда, без знания нет шансов в глобальном соревновании».

Вундеркиндам — зеленая улица

— Многие юноши и девушки мечтают получить высшее образование. Однако ряд вузов перешли на платную основу и поэтому далеко не вся молодежь может позволить себе учебу в институте или университете. Что же делать, если учиться хочется, а денег нет? Фонд может помочь?

— А он уже помогает. Проведена Первая всеукраинская универсиада, выявившая 89 самых одаренных, самых талантливых школьников.

— Но ведь постоянно проводятся всевозможные олимпиады, конкурсы, спартакиады, где выявляются способные ребята. Им вручают грамоты, дипломы, даже ценные подарки, но дальше дело не идет. Что требуется, чтобы юный талант из Шполы, Полонного или Ямполя, хорошо разбирающийся в физике, химии, математике, биологии, все-таки мог учиться в Киеве? Даже если его родители — самые рядовые граждане, которые едва сводят концы с концами...

— В том-то и дело, что победившие в универсиаде ребята (даже из самой далекой глубинки) теперь могут учиться не только в киевских, но и в других престижных украинских вузах и даже зарубежных — бесплатно. И не нужно ждать «манны небесной» или судорожно искать спонсоров. Сегодня уже можно учиться не за деньги, а благодаря собственному интеллекту и эрудиции. Понимаете, в период, когда талант уже «засветился», юноше или девушке особенно нужна забота. Время нынче нелегкое. Без внимания и материальной поддержки могут не раскрыться их способности. Потому, начиная с этого года, Фондом выделено 100 грантов для обучения одаренной украинской молодежи в лучших вузах нашей страны и 30—50 — за рубежом. А получить такие гранты могут только победители Всеукраинской универсиады.

Универсиада выявила самую одаренную молодежь. Молодые люди должны были проявить себя в базовых дисциплинах — математике, физике, химии, биологии, информатике и вычислительной технике, основах экономики, правоведения, а также истории, украинского языка и литературы. Появление в перечне важнейших дисциплин трех последних предметов свидетельствует: организаторы универсиады хорошо понимают, что без знаний языка, культуры и литературы своего народа нельзя воспитать ни Гражданина, ни Ученого.

Для участия в универсиаде молодые люди должны соответствовать определенным категориям. Во-первых, это — глубокое овладение одним из предметов (по результатам ученических олимпиад). Во-вторых, надо иметь высокий общеобразовательный уровень. Обязательно и владение английским или другим иностранным языком. Нужно, разумеется, обладать широким кругозором, быть эрудированным, иметь соответствующие успехи в творчестве. Все это определяется системой собеседований и тестирований.

— Весьма жесткие критерии отбора...

— Конечно. Но дело того стоит. Ведь победители не только получат образование по желаемой специальности, но и будут иметь ежемесячную стипендию в 100 гривен. Ее на протяжении всей учебы обеспечит Фонд.

Фонд также организовал и провел среди украинских школьников физико-математическую олимпиаду «Всходы». Победители олимпиады могут теперь вне конкурса поступить в Киевский политех. К слову, Фонд предоставляет талантливому студенту возможность не только учиться в лучших вузах и получать стипендию. Совет Фонда и его председатель Богдан Губский уже давно вынашивают идею интеграции, то есть фактической «привязки» каждого студента либо к предприятию, либо к научной лаборатории с первых дней обучения. Дабы, с одной стороны, академические знания студента дополнять знаниями практическими. А с другой, чтобы предприятие было заинтересовано в молодом специалисте, подготовленном «под» вполне определенный проект или направление деятельности. Вот почему каждый победитель универсиады будет прикреплен к конкретной профильной научной лаборатории, цеху, предприятию или фирме, которые сегодня успешно работают на отечественном рынке. Так у нынешнего студента появится реальная перспектива высокооплачиваемой работы не где-то за рубежом, а тут, в Украине.

— Раньше, при советской власти, каждый студент знал, что, окончив вуз, получит направление на работу. Сейчас же можно получить диплом с отличием, а работу по специальности не найти. Как изменить подобную ситуацию?

— Да, после университета многие дипломированные специалисты вынуждены самостоятельно искать работу и слышать постоянное «нет» от работодателей. Многие забрасывают полученный диплом подальше и ищут работу не по специальности. Обратите внимание, на Западе так же, как у нас в былые годы, поступление в высшее учебное заведение предопределяет ход дальнейшей жизни. Там выпускники университетов и частных школ уже на первом году учебы могут, пусть приблизительно, но с уверенностью сказать, через сколько лет у них будет собственный дом, хороший автомобиль и в какой колледж отправятся учиться их дети. За границей получившие диплом знают себе цену: работодатель не может предложить им зарплату ниже определенной суммы. Поэтому хорошо учиться на Западе означает впоследствии хорошо жить. Ведь руководители предприятий будут из кожи вон лезть, чтобы заполучить толкового специалиста. В Украине к «красному» диплому отношение иное: ему рады разве что сам студент и его родители. Вот почему так важны шаги, которые предпринимает Фонд по «привязке» студента к конкретному предприятию или фирме, где он будет проходить практику в течение всей учебы и где, вероятнее всего, будет работать после окончания вуза.

— Система высшего образования... Разве она не нуждается в реформировании, в пересмотре устаревших концепций?

— Разумеется, нуждается. Изменение политических и социальных приоритетов в ближайшие годы вынудит пересмотреть и главную цель образования. Пора уже сочетать формирование гражданина Украины с формированием гражданина мира — человека прагматичного, творческого, чье образование и мораль соответствуют общечеловеческим ценностям. Все это, в свою очередь, приведет к тому, что глобальным станет не только процесс продолжения срока образования (а со временем образование станет беспрерывным), но и постоянная трансформация методов передачи знаний. При этом будут использованы достижения и открытия как традиционных наук, так и новых — этологии, компаративистики, нейрохимии эмоций и других. Министерство образования и науки уже подготовило концепцию реформирования высшего образования. Можно надеяться, что широкое обсуждение этой концепции не только учеными и преподавателями высшей школы, но и всей нашей общественностью определит четкие приоритеты, пути и методы реформирования. Замечу, если мы хотим остаться великой нацией, то реформирование высшей школы надо не откладывать на завтра, а, засучив рукава, взяться за дело сегодня. Завтра может быть уже поздно.

Премии, награды, пожизненные стипендии...

— Борис Евгеньевич! Почему премию имени основателя и первого президента Академии наук Украины Владимира Вернадского учредил и вручает уже второй год подряд Фонд интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI столетие»?

— В Украине сегодня есть немало различных, в том числе весьма престижных наград, премий и званий. Прежде всего, это, естественно, государственные премии в области науки и техники. Очень авторитетны премии Национальной Академии наук Украины имени видных отечественных ученых, которые ежегодно присваиваются за выдающиеся работы во многих областях науки. Появились и премии ряда общественных организаций. И все же учрежденная Фондом «Украина — ХХІ столетие» премия — особая, ибо В. Вернадский был поистине гениальным ученым и выдающимся организатором науки. Стать лауреатом премии его имени — почетная награда. Вот почему учреждение Фондом премии имени Владимира Вернадского воспринято учеными, деятелями культуры, производственниками с особой благодарностью. В прошлом году лауреатами премии имени Вернадского стали крупные ученые Украины академики Николай Амосов, Александр Возианов, Иван Дзюба, Виктор Скопенко, генеральный директор производственного объединения «Новокраматорский машиностроительный завод» Донецкой области Георгий Скудар, руководитель частно-арендного коллектива «Звезда» Херсонской области Дмитрий Моторный, певица Нина Матвиенко, кинорежиссер Кира Муратова, скрипач Богодар Которович, композитор Игорь Поклад, директор средней школы города Энергодар Запорожской области Любовь Плохий, учительница Березнивской общеобразовательный школы в Ривненской области Тамара Ширко, старший научный сотрудник Института физики НАН Украины Василий Назаренко. Пожизненными стипендиатами Фонда стали также некоторые известные деятели науки и искусства.

В этом году премии имени Вернадского удостоены академики биолог Платон Костюк, историки Иван Курас и Валерий Смолий, материаловед Игорь Походня, правовед Василий Таций, члены-корреспонденты астрофизик Александр Коноваленко и ботаник, директор Национального ботанического сада Татьяна Черевченко, академик Академии педагогических наук, профессор Владимир Бондарь, поэт-академик Борис Олийнык, дирижер-педагог Павел Муравский, кинорежиссер Роман Балаян, скульптор, председатель правления Союза художников Украины Владимир Чепелик, директор Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав» Михаил Сикорский, бывший генеральный директор комбината «Криворожсталь» Олег Дубина. Пожизненными стипендиатами стали известные ученые и литераторы. Замечу, что все это обходится Фонду в немалую сумму. Кроме почетных дипломов и памятных медалей, лауреаты получают денежное вознаграждение в 10 тысяч гривен каждый. А размер пожизненной стипендии — 200 гривен ежемесячно. И, разумеется, очень хорошо, что премия имени Вернадского переросла сугубо украинские рамки и стала международной. В этом году звание лауреата премии получил выдающийся российский ученый, Нобелевский лауреат Жорес Алферов, а также представители украинской диаспоры — директор Украинского научного института Гарвардского университета Роман Шпорлюк и Александр Руденко-Десняк — председатель объединения украинцев России, писатель и главный редактор московского журнала «Украинский обзор».

От Вернадского — в ХХІ век

— Что еще делается Фондом для украинской науки в целом и ее лучших представителей в частности?

— Соединить возможности науки и возможности власти — тоже одно из направлений работы Фонда. Здесь широкое поле деятельности. И помощь в строительстве современной и эффективной системы государственного управления. И создание экономически здорового налогового климата. И формирование социально ориентированного и одновременно стимулирующего производство бюджета. И обеспечение твердых правовых гарантий защиты интеллектуальной собственности... Список проблем, над которыми работают специалисты Фонда и ученые, можно продолжать и дальше. Так, шаг за шагом Фонд становится известным и популярным в научной среде. И это неудивительно, поскольку он расширяет диапазон своей деятельности как для непосредственной поддержки научных исследований, так и для помощи самим исследователям. Все это говорит о том, что инициатива Богдана Губского воспринята и уже дает свои добрые плоды.

— Ну а национальная культура, искусство... Не забыты ли они?

— Фонд интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI столетие», естественно, не может охватить все проблемы и трудности, с которыми сталкивается нынешняя украинская интеллигенция. И тем не менее...

Фонд провел конкурс на лучший сценарий фильма, посвященного 10-й годовщине нашей независимости под названием «Украина: взгляд в будущее». В нем прииняли участие почти 50 сценаристов как профессиональных, так и библиотекарей, учителей, домохозяек из разных регионов. Лучшим авторам вручены солидные премии, а сам документальный фильм уже несколько раз был показан по телевидению.

Много делается для детей, особенно из сельской местности. В прошлом году издана книга «Дети земли», в которой собраны лучшие литературные произведения участников Всеукраинского конкурса «Село моє, для мене ти єдине...». Более 12 тысяч сельских школ и почти 36 тысяч ребят приняли участие в этом мероприятии, а 55 победителей пригласили в Киев, где в торжественной обстановке наградили премиями и дипломами, а потом их произведения вошли в книгу «Дети земли». В этом году Всеукраинский конкурс на лучшее литературное произведение «Село моє, для мене ти єдине...» отобрал 60 лучших учеников из всех регионов страны. И тоже — приглашение в Киев, награды, а затем — книга прозы, поэзии и публицистики под названием «Чисті джерела».

Недавно из Вены вернулся ансамбль «Киевские солисты», который на Международном конкурсе молодежных оркестров завоевал Гран-при и два первых приза. Именно Фонд субсидировал поездку украинских артистов в Вену.

4 декабря состоялась презентация первых двух томов пятитомной «Истории украинской культуры». Эту книгу давно ждала наша общественность. Помню, как еще в конце 80-х годов вокруг этой работы было много споров и дискуссий и только сейчас этот уникальный труд издан благодаря активному участию Фонда. Следовательно, мы получим полную и фундаментальную работу по истории отечественной культуры. При поддержке Фонда свет увидят «Энциклопедия истории Украины», «Галицко-Волынская летопись», труды по истории, философии, общественной мысли ряда украинских ученых, учебники. Все эти издания, без преувеличения, станут важным событием не только для нашего государства, но и для всего славянского мира. Короче, Фонд интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI столетие» делает святое, очень нужное стране дело.

Пространство науки

— Борис Евгеньевич! Недавно телевидение вновь показало фильм Ромма «Девять дней одного года». Драма самопожертвования для науки. Романтический ореол вокруг героев. Блеск ума и остроумия. Время, когда люди науки были нашими героями. Есть у вас ностальгия по тем годам?

— Спору нет, ученым жилось тогда профессионально комфортнее. Зарплата научных сотрудников со степенями была, наверное, раз в пять выше средней. На науку, в том числе и на уникальное оборудование, денег не жалели. Золотой век наших точных наук и ВПК. Объяснить это нетрудно. Они обеспечивали паритет с противником в «холодной войне». И сама организация науки была почти оптимальной для плановой государственной экономики. Если и есть ностальгия по дню вчерашнему, то только лишь о внимательном и заботливом отношении к науке.

— Разрешите вернуться к началу нашего разговора — к проблеме «утечки мозгов». Государство не в состоянии решить эту проблему, а в обществе в основном пока идет лишь ее обсуждение. Правда, Фонд интеллектуального сотрудничества «Украина — ХХI столетие» является хорошим и единственным исключением в этом деле. И все-таки, как остановить эмиграцию молодежи из Украины?

— Да, на Западе уже много украинских юношей и девушек. С некоторыми я лично встречался и могу сказать, что в большинстве своем они настроены патриотически и хотят вернуться в страну, чтобы здесь что-то делать, изменять ситуацию, даже невзирая на такие мизерные зарплаты и низкий уровень жизни вообще. Молодежи нужно давать возможность учиться или даже поработать несколько лет за границей. Но создать в Украине такие условия, чтобы молодой человек хотел сюда вернуться, чтобы хотел здесь работать — вот подлинная задача для общества и политиков. Современное молодое поколение Украины разительно изменилось — теперешние первокурсники прожили большую половину жизни в независимом государстве. Нынешние начинающие аспиранты прожили всю свою сознательную жизнь в мире, где нет Советского Союза. Теперь молодежь иная. Пусть она учится за границей, а потом возвращается домой. Это закономерно, подобная практика учебы в лучших научных центрах мира существует во всех странах. Важно другое. Если исследователь уезжает для того, чтобы остаться исследователем, это еще не беда — человек остается в сфере науки. Но часто случается и так, что молодой ученый поначалу чуть-чуть начинает заниматься коммерцией, а потом забывает ходить в лабораторию. И это, конечно, уже потеря. Но я верю в Украину, в то, что многие из уехавших обязательно вернутся. Нечто подобное происходящему в нашей стране уже случалось. Из Китая во времена «культурной революции» часть ученых и специалистов уехали. Но изменились времена, и подавляющее большинство возвратилось на родину! Процветание экономики в Китае, о котором все говорят, во многом связано как раз с теми специалистами, которые работали в США, Франции, других странах.

— Социологи утверждают: для достижения успехов в исследованиях нужно, чтобы в научном коллективе половина сотрудников была моложе 40 лет. У нас же средний возраст — 50 и выше, молодежь в науку не торопится. Что вы на это скажете?

— Приведу интересные цифры: в любом студенческом коллективе около 13—15 процентов ребят хотели бы заниматься наукой. (Эта цифра постоянна.) Но раньше все желающие могли пойти в науку, а сейчас реализовать свои планы могут только 2 процента. Почему? Тут два определяющих фактора. Материальный — может ли человек этим делом прокормить себя и свою семью. И личный — выпускник вуза, склонный к научным изысканиям, хочет удовлетворить свои амбиции, самоутвердиться. Для этого нужна материально-техническая база: лабораторные приборы, компьютеры, испытательные установки, реактивы и вещества. А у нас исследовательское оборудование уже десять лет не обновлялось — и вот это прежде всего останавливает приток молодежи в науку.

— И все-таки, в каких отраслях мы сможем в будущем делать погоду в мире?

— Наши достижения по некоторым разделам математики, информатики, физики, химии, материаловедения, биологии, физиологии — мирового уровня. Однако, хоть это и неприятно, приходится упомянуть о слабом финансировании науки, которое нынче ограничивается только зарплатами. Когда дело доходит до утверждения бюджета, то от науки отмахиваются: мол, доходная часть не может покрывать всех расходов. И все возвращается на круги своя. Вот почему так ценен пример Фонда. Скажем, Фонд поддержал и финансировал научные исследования по разработке технологии использования низкокачественных углей. Уже создана действующая экспериментальная установка, началась реконструкция Старобешевской ТЭС, где как раз и используются эти угли. Если эту проблему мы решим во всеукраинском масштабе, то многие закрытые шахты снова заработают, и сотни тысяч людей будут заняты делом.

— Массовое вторжение в нашу жизнь компьютеров сделало отношения людей более динамичными: любая информация стала доступна каждому, пожелавшему ее узнать. Можно ли считать, что теперь ученым «море по колено» и они скорее решат основные проблемы человеческого выживания?

— А вы заметили, что благодаря компьютерам началось движение от общества к индивидууму? На Западе понимают, как это страшно, когда идет индивидуализация: каждый старается не поделиться знанием с другим. Они очень опасаются конкуренции и вообще не привыкли работать «кучей». Раньше было общение, а сейчас есть компьютер. Можно не ходить в библиотеку, не ездить на конференцию. Компьютеризация страшно ускоряет темп жизни. А как без общения? Ученый без общения — это не ученый. Вот почему так дороги нам и так важны для науки организованные Фондом научно-практические конференции, симпозиумы и «круглые столы» при участии ведущих ученых, известных политиков, руководителей центральных органов законодательной и исполнительной власти, предпринимателей. На этих мероприятиях обсуждаются самые больные проблемы укрепления экономической безопасности государства, концепции и модели экономического роста и развития интеллектуального потенциала украинского общества. Каждый ученый в поисках ответов постоянно наталкивается на новые вопросы. А их-то как раз и лучше решать сообща, выслушав совет и мнение коллеги.

Если уж речь зашла о компьютерах, то я уверен, что доступ к мировой Интернет-сети должен иметь буквально каждый украинский компьютер. А пока что Украина на обочине мирового прогресса. Судите сами: сегодня на 10000 жителей приходится немногим более трех Интернет-узлов. Это в 362 раза меньше, чем в США.

— Борис Евгеньевич! Что вы хотели бы пожелать молодым специалистам, молодежи, ищущей свое призвание?

— Думать! Хотя бы о том, хватит ли у вас сил на то, чтобы каждодневно спорить с самим собой, сомневаться в собственной непогрешимости? Достанет ли любопытства ежечасно познавать то, чего еще не успели узнать? Готовы ли вы посвятить свою жизнь делу, на которое может не хватить этой самой жизни? Все-таки — «да»? Тогда вам открыт путь в науку!

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно