Украинские мэры оперируют миллиардами, но имеют мизерные оклады. Устанавливая оклады мэрам, правительство ориентировалось на количество населения городов, но на практике она отличается в разы даже в городах с одинаковым количеством населения.
«Рух ЧЕСНО» проанализировал, какие зарплаты получают мэры областных центров и кто решает, сколько будет зарабатывать менеджер, оперирующий миллиардными бюджетами украинских городов.
«В каждом случае уровень и условия оплаты труда городского головы определяют депутаты. Для этого они пользуются определенными постановлениями Кабинета министров, предусматривающими условия оплаты труда лиц местного самоуправления. Обычно в начале каденции избранного мэра депутатам предлагают проект решения, где фиксируют условия оплаты его труда», - пишут аналитики «ЧЕСНО» Катерина Березюк и Сергей Никитенко в статье для читателей ZN.UA.
Основой зарплаты является должностной оклад, составляющий основную, но не большую часть заработков мэра. В апреле, например, должностной оклад мэра Кропивницкого Андрея Райковича составлял немногим менее 11% от его заработной платы, в то время как у Виталия Кличко – почти 87%.
Величина оклада утверждена постановлением Кабмина еще в 2006 году: мэрам городов с населением более 1 млн человек установлен должностной оклад размером 16 940 грн, мэрам городов с населением до 180 тысяч – 15 тысяч, а всем прочим – 15 900 грн.
«Каким же образом мэры украинских городов, имея одни оклады, получают другие зарплаты? Условиями оплаты труда депутаты обычно предусматривают своему мэру определенные надбавки, доплаты и премии», - отмечают авторы.
Сюда могут входить надбавки: за ранг должностного лица, за выслугу лет, за высокие достижения в труде, за научную степень, ученое звание, за знание иностранного языка. Кроме этого депутаты устанавливают величину ежемесячной премии в процентах от оклада. Иногда она может составлять и 100, и 300% от оклада.
В заработную плату входят также отпускные, больничные, компенсации за командировки, материальная помощь и другие выплаты. Очень часто мэры получают материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов (сумму утверждает рада).
В качестве примера формирования зарплаты чиновника авторы предлагают рассмотреть мэра Запорожья Владимира Буряка.
В декабре 2020 года депутаты решили выплачивать ему надбавки за выслугу лет в размере 15% должностного оклада с учетом надбавки за ранг должностного лица местного самоуправления и выполнение особо важной работы в размере 50% от должностного оклада.
Один раз в год он получает две материальные помощи: на сумму среднемесячной заработной платы для решения социально-бытовых вопросов и на сумму должностного оклада – для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска.
Кроме того, по решению городской рады Владимир Буряк получает премию. В апреле его зарплата составляла 127,5 тысячи гривень. Из них 73% – премия.
Мэр Херсона Игорь Колыхаев получает доплату за присвоенный ему 5 ранг должностного лица местного самоуправления, надбавку за выслугу лет, которой у него нет, ведь он избран впервые. Поэтому в апреле 2021 года он получил 14,5 тысячи гривень, из которых надбавки составляли 3,5%, а отпускные – 16,6%.
Приблизительно такая же ситуация у мэра Одессы Геннадия Труханова, получившего в апреле 23,4 тысячи грн, из которых 27,25% составляли надбавки.
«Премий эти мэра не получали. Как и мэры Львова, Житомира и Киева. В то же время у мэров Хмельницкого, Черновцов, Ровно, Ужгорода, Полтавы и Луцка премии составляют половину зарплаты», добавляют авторы.
Надбавку за высокие достижения в труде или выполнение особо важной работы получают мэры Львова, Хмельницкого, Черновцов, Житомира, Ровно и Кропивницкого (8-9 тысяч). Мэр Ужгорода получает немногим более 10 тысяч, а мэры Чернигова и Ровно – по 17,5 и 15,6 тысяч соответственно.
Также некоторые градоначальники получают доплату за доступ к государственной тайне – суммы от 722 до 1590 грн в месяц получают мэры Львова, Николаева, Чернигова, Черновцов, Кропивницкого, Ужгорода и Черкасс (хотя год назад СБУ лишила Анатолия Бондаренко доступа к гостайне).
«К каким-либо реальным достижениям, таким как качество сервиса и услуг в городах, заработная плата мэров обычно не привязывается. (…) Очевидно, что большинство доплат и премий – возможность увеличить скромную зарплату мэра, и поэтому депутатам приходится платить ему не за нормальную работу, а за «интенсивность и секретность», - резюмируют авторы.
Кто решает, сколько платить мэрам? Почему их заработные платы отличаются в разы, и мэр маленького города может получать больше, чем управленец в мегаполисе? Что должно превалировать – оклад или премии с надбавками? Как может решить проблему закон о службе в органах местного самоуправления и почему он до сих пор не принят? Читайте в статье Катерины Березюк и Сергея Никитенко «Украинские мэры оперируют миллиардами, но имеют мизерные оклады» в ZN.UA.