Внесенный на прошлой неделе президентом Владимиром Зеленским законопроект относительно изменений в Конституцию Украины в отношении децентрализации предусматривает полное изменение административного устройства страны до уровня громада-округ-область. И хотя действующая Конституция четко называет количество областей и их наименования, президентский законопроект не определяет ни количества, ни названий областей, отмечает в своей статье для ZN.UA обозреватель Инна Ведерникова.
Автор отмечает, что законопроект закрепляет три уровня самоуправления в стране. Базовый – громада.
"Добровольный процесс объединения громад стартовал в Украине в 2015 году, с момента вступления в силу одноименного закона. Законопроект ставит точку на добровольном процессе объединения (в настоящий момент на территории Украины действует 1002 ОТГ с населением более 11 миллионов человек), отдавая дальнейший ход истории объединения в руки законодателю", - пишет аналитик.
Также законом ликвидируются районы, и вводится понятие округ, создание и количество которых, будет прописано отдельным законом. Автор отмечает, что по предварительной информации планируется создать 96 округов. Вместо 490 существующих районов. Также предстоит существенное укрупнение административно-территориальных единиц местного самоуправления второго уровня, за счет слияния бывших районов.
И все это не обойдется без территориальной диспропорции , которой не избежать при формировании округов.
"Специалисты, работавшие в конституционной группе, откровенно говорят, что поскольку громады, входящие в округ, должны территориально граничить между собой, некоторые округа, куда войдут более развитые громады (к примеру, крупные индустриальные города), априори будут более влиятельны", - отмечает автор.
Но главной точкой риска, о которой говорят оппоненты законопроекта, является деление на области.
"Действующая Конституция четко называет количество областей и их наименования, президентский законопроект - не определяет ни количества, ни названий областей. Полномочия разбираться с этими вопросами получает Верховная Рада. То есть, гипотетически, в руках моно-большинства оказывается нож, которым "слуги народа" на свое усмотрение могут нарезать области, округа и регионы Украины. Не собирая при этом 300 конституционных голосов", - говорится в статье.
То есть, принимая такие изменения в Конституцию, и не зная, что на самом деле хочет сделать со страной Зеленский, и какие законы за тем последуют, мы соглашаемся на "кота в мешке". … Ведь существование перечня регионов - признак субъектности этих админединиц, то есть федеративного устройства", - отмечает Инна Ведерникова.
Больше о особенностях предложенного президентом Зеленским закона читайте в статье Инны Ведерниковой "ЗЕконституция: что "зашито" в децентрализацию?".
Как сообщалось, 9 декабря в Париже состоялся первый с 2016 года саммит в нормандском формате. Участники встречи поддержали прекращение огня, обмен в формате "всех на всех" до 31 декабря, допуск Красного Креста ко всем удерживаемым лицам, разведение войск на трех участках, расширение мандата СММ ОБСЕ и продолжение разминирования.
Незадолго до нормандского саммита помощник президента Андрей Ермак также сообщал о намерениях Зеленского провести конституционную реформу в угоду "Минску".