Согласно законопроекту о наказании за незаконное обогащение, который подала лидер политической партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко, привлечь должностных лиц к ответственности будет почти нереально. К такому выводу пришли эксперты "Центра противодействия коррупции" (ЦПК).
В этом законопроекте говорится следующее: "Приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, незаконность оснований приобретения которых признана в судебном порядке, а так же передача ими таких активов любому другому лицу". На что в ЦПК говорят: эта формулировка практически исключает возможность привлечения к уголовной ответственности.
Так, Тимошенко предлагает два этапа признания обогащения чиновника незаконным. Сначала должны признать незаконность оснований приобретения активов, а потом, руководствуясь этим судебным решением, вновь расследовать то же деяние. Чтобы объявить подозрение придется в отдельных производствах получить решения судов об установлении фактов незаконности оснований приобретения этих активов.
В ЦПК отмечают, что такие решения судов должны вступить в законную силу, пройти стадию апелляционного обжалования, что может растянуться на годы. Для настоящих коррупционеров этот законопроект несет минимальный риск.
Эксперты отмечают, что в целом трудно представить, как это выполнить на практике из-за размытой формулировки "незаконности оснований приобретения". Которая включает, в частности, недействительность сделок, что влечет за собой, в основном, гражданскую ответственность.
В ЦПК приводят такой пример: если не была соблюдена нотариальная форма договора купли-продажи дома, это лишь основание вернуть вам деньги, а имущество - продавцу, что не делает вас фигурантом дела о незаконном обогащении. Но в формулировке лидера "Батькивщины" – сделает.
Тимошенко вероятно хочет, чтобы в суде доказали, что за взятку был приобретен, например, автомобиль или недвижимость. Суды руководствуются исключительно нормами права и не могут выходить за их пределы, поэтому могут наказать за взяточничество, но не имеют полномочий устанавливать непосредственно на что взятка была израсходована.
В отмененной статье о незаконном обогащении отмечалось, что значительное превышение состояния над всеми источниками дохода чиновника и членов его семьи и является незаконным обогащением, безотносительно к тому, как были приобретены эти активы. В законопроекте Тимошенко сужается понятие "незаконное обогащение" до активов, приобретенных исключительно по незаконным основаниям. Если у чиновника нет средств на дом, который у него в собственности, – это не будет незаконным обогащением в понимании предложенной статьи, отметили в ЦПК.
Конституционный суд отменил уголовную ответственность за незаконное обогащение 26 февраля, признав статью 368-2 Уголовного кодекса неконституционной и противоречащей принципу презумпции невиновности. Решение было вынесено на закрытом заседании Большой палаты КСУ.
28 февраля президент Петр Порошенко направил в Раду как неотложный законопроект о введении уголовной ответственности за незаконное обогащение.
Представление в КСУ относительно конституционности статьи о незаконном обогащении 12 декабря 2017 года подали 59 депутатов – членов фракций "Народного фронта", "Блока Петра Порошенко", "Радикальной партии Олега Ляшко", "Оппозиционного блока" и групп "Видродження" и "Воля народа".
В ЕС выразили обеспокоенность в связи с отменой уголовной ответственности за незаконное обогащение, а эксперты антикоррупционной инициативы EUACI раскритиковали решение КСУ и его мотивационную часть.
В НАБУ констатировали, что вынуждены закрыть 65 уголовных производств по статье о незаконном обогащении.