Законопроект об увольнении Сытника подрывает легитимность всего НАБУ – анализ ЦПК

Поделиться
Законопроект об увольнении Сытника подрывает легитимность всего НАБУ – анализ ЦПК © НАБУ / Flickr
Если Рада поддержит закон, в бюро останутся и.о. с полномочиями директора и директор с полномочиями, что подрывает легитимность любых решений обоих.

Принятие Верховной Радой закона о приведении статуса Национального антикоррупционного бюро в соответствие с требованиями Конституции приведет к «двоевластию» в бюро и поставит под сомнение легитимность любых решений руководства органа, считают юристы Центра противодействия коррупции.

В понедельник, 15 февраля, Верховная Рада зарегистрировала проект закона №5070, его инициатором указан премьер-министра Дениса Шмыгаль. Накануне соответствующий проект поддержал Кабинет министров, правку об увольнении директора НАБУ Артема Сытника внес минстр юстиции Денис Малюська.

Опасное двоевластие

В переходных положениях закона указано, что обязанности директора НАБУ до назначения нового должен исполнять его первый заместитель Гизо Углава, но в норме не говорится о том, что будет с действующим директором Артемом Сытником. Ведь законных оснований для увольнения директора бюро нет.

«То есть, в НАБУ останется и.о. с полномочиями директора и директор с полномочиями. В итоге подрывается легитимность любых решений обоих. Более того, с назначением нового директора эта проблема не исчезнет и будет существовать по крайней мере до апреля 2022 года, когда истечет 7-летний срок назначения Сытника», - отмечают эксперты Центра противодействия коррупции.

Такая неопределенная формулировка и политическое решение подрывают основные принципы независимости НАБУ и создают опасный прецедент на будущее.

Новая конкурсная комиссия: миссия «назначить своего»

В проекте закона также определена новая конфигурация конкурсной комиссии по отбору главы антикоррупционного бюро.

Трех из девяти ее членов вносит возглавляемый президентом Совет национальной безопасности и обороны, еще шесть - правительство, причем трех самостоятельно, а трех - по предложению партнеров Украины в сфере антикоррупции.

Решения будут приниматься простым большинством голосов пятью членами комиссии.

«На практике это означает, что делегированные международными партнерами члены комиссии не будут играть никакой роли в процессе работы, ведь их голос не будет важным для принятия решения», - отмечают эксперты.

В 2019 году аналогичную конфигурацию комиссии использовали для замены главы Государственного бюро расследований. Тогда все партнеры Украины отказались предоставить свои кандидатуры, понимая, что их хотят использовать для легитимизации заранее выбранной кандидатуры.

«То же предлагают сейчас для НАБУ, но на это уже, конечно, никто не согласится. НАБУ вообще рискует остаться без директора, как и ГБР сейчас», - отмечает глава правления ЦПК Виталий Шабунин.

Ограниченная независимость

НАБУ становится органом исполнительной власти и подчиняется правительству, сохраняя при этом определенную независимость от Кабмина. Эти нормы принимаются во исполнение решения Конституционного суда, который четко указал на принадлежность бюро к исполнительной ветви власти.

Что дальше

Гарантии независимости антикоррупционных органов являются одним из ключевых положений сотрудничества Украины с западными партнерами. Попытки давления на НАБУ приведут к ухудшению отношений с ЕС, США и МВФ, поставят на паузу евроинтеграционные процессы, сближение с НАТО и получение новых траншей.

«Показательно, что этот законопроект появился после провальных переговоров с Международным Валютным Фондом. Именно в меморандуме с МВФ предусматривалось создание НАБУ и обеспечение независимости бюро. Нарушение этих предварительных договоренностей угрожает подорвать сотрудничество и уничтожить остатки доверия к украинской власти», - добавляют эксперты.

По мнению Виталия Шабунина, причиной появления этого законопроекта является желание назначить «ручного» директора бюро, который по одному звонку с Банковой будет блокировать дела по «татаровым» или, наоборот, открывать в отношении врагов президента Владимира Зеленского.

Поскольку блокировка работы НАБУ и ручная процедура конкурса ни при каких обстоятельствах не будут приняты международными партнерами, пророссийское окружение толкает Зеленского на этот шаг.

Поделиться
Смотрите спецтему: Попытка уволить Сытника
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме