Законопроект о МДА согласован с АГУ: префекты не станут политическими дубинками центральной власти

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Законопроект о МДА согласован с АГУ: префекты не станут политическими дубинками центральной власти © Виталий Безгин/facebook
Глава профильного подкомитета Виталий Безгин рассказал о полномочиях префекта и механизмах его отставки в случае сговора с центральной или местной властью.

Мэры украинских городов имеют конкретный страх, что префектов (ими после принятия закона №4298 станут главы МДА, РГА, а в Киеве - глава КГГА), в будущем могут традиционно использовать для укрепления влияния президента перед выборами. В интервью ZN.UA глава парламентского подкомитета по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления Виталий Безгин пояснил, что законодатели планируют сделать с законопроектом о местных государственных администрациях, чтобы вертикаль префектов не стала политической дубинкой центральной власти.

«С одной стороны, за годы децентрализации, когда полномочия и ресурсы пошли в громады, а механизм ответственности не включился (нет даже прокурорского надзора), на местах привыкли к полной бесконтрольности. С другой - у нас искаженное восприятие государственной вертикали власти. Ее называют президентской. Но президент - гарант Конституции, то есть он и олицетворяет государство. К этому просто надо психологически нормально относиться. Отделять личность от институций», - заявил Безгин.

«Гарантии - в невмешательстве центра в полномочия местного самоуправления. Во время работы над законопроектом о МДА у мэров были сомнения по поводу реакции префекта на акты местного самоуправления. Раздавались реплики, государственная вертикаль может реагировать только на жалобы. Но на протяжении непростой дискуссии нам удалось убедить городских голов, что тем самым они ослабляют сами себя. Поэтому мне трудно сказать, вокруг чего еще может возникать дискуссия, если она будет носить профессиональный, а не политический характер», - добавил Безгин.

Он пояснил, что была убрана модель о принятии префектом решения о конституционности актов местного самоуправления в контексте их остановки. Ее критиковали, в том числе западные партнеры. По словам Безгина, этот механизм остался лишь в аспекте территориальной целостности.

«Здесь префект без каких-либо писем-обращений останавливает акт. Что касается остальных, то после ряда процедур (местные власти всегда могут согласовать спорный акт с префектом до голосования в раде или отреагировать на его следующий предписание уже после голосования) префект по сокращенной процедуре может обжаловать принятый советом акт в суде», - добавил Безгин.

Также глава подкомитета отметил, что с одной стороны, никуда не делась норма о недоверии со стороны выборного органа - областной или районной рады. Если префект делающие беззаконие, он теряет легитимность в глазах местной власти. Безгин отметил, что законодатели очень четко выписывают эту процедуру: недоверие двумя третями голосов равна отставке. Плюс если префект оспаривает некий акт местной власти в суде, то местные власти и вправе себя защищать и идти в апелляцию.

«С другой - префект может быть снят центральной властью. Если он, например, систематически проигрывает обжалования актов местной рады в суде. Особенно когда это касается территориальной целостности. Итак, здесь с его стороны некомпетентность или предвзятость», - добавил политик.

В то же время, если говорить о недоверии рады, то могут возникнуть дискуссии уже в сессионном зале, ведь здесь уже петлю накинули на префекта. Даже с хорошо выписанной процедурой.

На самом деле местные власти давно привыкла жить в ручном режиме - договариваться с полицией, прокурором, СБУ и тому подобное. Под глянцем поддержки децентрализации достаточно много лоббистов могут саботировать ее наблюдательную часть. Поэтому на вопрос о том, чего профильный комитет ожидает в сессионном зале, Безгин выразил надежду, что три месяца по поиску консенсуса во всех вопросах были потрачены не зря.

«Модель законопроекта о МДА согласована с ассоциациями громад, в том числе и с АГУ. Чем больше регламентаций выписано на уровне закона, тем меньше возможностей злоупотреблять на уровне центральной власти. По поводу того, будут ли сбивать законопроект. Надеюсь, что мы не зря три месяца искали консенсус по всем вопросам. Так, гарантий нет. Сейчас это, скорее, джентльменское соглашение. Но если в зале что-то пойдет не так, то это будет поводом для перезагрузки отношений нашего комитета, в частности, с Ассоциацией городов Украины. Только так могу сказать», - заявил Безгин.

С Виталием Безгиным пообщалась редактор отдела политики ZN.UA Инна Ведерникова. Она получила достаточно честные ответы на такие вопросы как: кто и зачем раскачивает медийную лодку противостояния Киева и Банковой? Какого решения Конституционного суда ждет Кличко, играя на опережение? Будет ли он блокировать изменение столичного законодательства, и зачем ему это нужно? Почему принятый в первом чтении закон о столице Ткаченко/Гурина лучше провалить и подать новый? Какие полномочия получит префект/председатель КГГА, и станет ли он петлей на шее мэра столицы? Кому он будет подчиняться – президенту или премьеру? Когда может быть назначен новый глава КГГА, если закон о столице примут уже этой осенью?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме