Хотя президент Владимир Зеленский пропустил конституционно определенный срок для ветирования скандального законопроекта №5655 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы градостроительной деятельности», однако до его подписания законопроект так и не получит статус закона и не вступит в силу, заявил в комментарии ZN.UA исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
«Действительно, согласно статье 94 Конституции Украины у президента есть пятнадцать дней после получения на подписание или наложение вето. При этом этой же статьей определено, что закон вступает в силу не раньше дня его опубликования. Официальным опубликованием является публикация подписанных законов президентом исключительно в "Голосе Украины". Следовательно, без подписи президента Украины закон не может вступить в силу никоим образом», – прокомментировал он ситуацию вокруг законопроекта.
В то же время, Слобожан напомнил, что существует большое количество прецедентов, когда предыдущие президенты Украины ветировали законопроекты значительно позже установленного срока в 15 суток и возвращали проекты на доработку в парламент.
Среди примеров он привел такие, как:
- Проект Закона Украины от 04.02.2016 № 4024 (льготы на проезд) — президент Украины получил его на подпись 23.02.2016, а ветировал 04.04.2016 и вернул в парламент.
- Проект Закона от 29.01.16. № 3803-1 (о профтехобразовании) — президент получил его на подпись 09.02.2016, а наложил вето 18.03.2016
«Таких примеров, на самом деле, много у разных президентов. Более того, более двадцати законов, давно проголосованных Верховной Радой Украины, так и не были подписаны президентом (речь идет и о предыдущих президентах), а значит, так и не вступили в силу. Да, этого нет в Конституции Украины, нет в законах, но есть в жизни. Когда главное – достичь консенсуса всех ветвей власти и общества. Как собственно и есть в случае с законом 5655», - добавил директор АГУ.
При этом он отметил, что неизвестно, когда закон был получен президентом, хотя согласно данному сайту ВРУ он и был направлен в ОПУ в день принятия.
«У президента точно есть люфт во времени поправить ситуацию. Поэтому важно сегодня отсутствие подписи президента Украины под законопроектом №5655, а следовательно его позиция общая с местным самоуправлением, с профессиональной средой и с жителями общин», - добавил Слобожан.
13 декабря Верховная Рада минимальным количеством голосов – 228 из необходимых 226, – приняла в целом проект закона авторства главы партии «Слуга народа» Елены Шуляк. Как и предупреждало ZN.UA, голосование прошло без обсуждения. Монобольшинству удалось протащить скандальный законопроект благодаря депутатам, избранным от ныне запрещенной пророссийской «Оппозиционной платформы – За жизнь», в частности, Нестора Шуфрича и Александра Качного.
Отметим, что петиция на сайте офиса президента о ветировании законопроекта только за сутки набрала 25 тысяч подписей, необходимых для рассмотрения ее Зеленским.
В свою очередь Нацагентство по предотвращению коррупции заявило, что комитет ВРУ придерживался предоставленных рекомендаций не в полном объеме. В частности, в НАПК подчеркнули, что закон фактически вводит «принцип молчаливого согласия по восстановлению права на выполнение подготовительных или строительных работ заказчиком/генеральным подрядчиком в случае, например, умышленного, с целью получения незаконной прибыли, неисполнения своих обязанностей уполномоченным лицом органа градостроительного контроля». В то же время, главным недостатком законопроекта в НАПК называют недостаточную открытость при его разработке с нарушением принципа прозрачности и учета общественного мнения.
Как законопроект №5655 влияет на права территориальных общин, обеспечивает ли он механизмы противодействия ОМС незаконному строительству и помогает ли преодолевать коррупцию внутри самих общин анализировал эксперт по градостроительству Георгий Могильный в статье «Разделяй и властвуй». Почему в битве за реформу градостроительства стали врагами деревни и города».