В Украине Закон о выборах президента запрещает любые формы оплаты агитаторам. В законе сказано: "Запрещается заключать с избирателями оплатные договора за проведение агитации за счет избирательного фонда". Светлана Конончук из УНЦПИ отмечает, что платная агитация - это всегда подкуп, в какие бы формы она не паковалась. Идея агитации заключается в том, что кандидат, представитель кандидата, избиратель, симпатизирующий кандидату, добровольно приобщался к привлечению голосов в поддержку. Если штаб (кандидат) по разным схемам материально стимулирует привлечение агитаторов - это искажение сути отношений в избирательном процессе. Можно пытаться разоблачить такие случаи, но всегда будут находить 400 относительно честных способов скрыть проплату.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Ярина Бусол, руководитель коммуникационного направления Реанимационного пакета реформ. По ее словам, поскольку состав избирательных комиссий формируют представители от кандидатов, и предусмотрена сеть наблюдателей, они призваны контролировать процесс голосования и установление результатов.
"Хотя это непросто. Скажем, в селах нанимают целые семьи. Например, один человек получает три месяца по 3 тыс. грн, и еще несколько членов его семьи привлечены к агитации. Конечно, они будут заинтересованы обеспечить честными или нечестными методами победу определенного кандидата на избирательном участке, даже не имея с ним формального соглашения. Мотивация простая - неформальное обещание вознаградить после победы кандидата. И тогда возникает самоорганизация людей, когда они "делятся" будущими премиями, чтобы обеспечить явку граждан и голоса за конкретного кандидата соответственно", - отмечает эксперт.
Подробнее об избирательных технологиях читайте в статье Ярины Бусол "Что такое избирательные манипуляции, и как с ними бороться или Игра престола" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".