«Вот и лето прошло. Словно и не бывало…»

23 сентября, 2011, 14:29 Распечатать Выпуск №34, 23 сентября-30 сентября

Сообщения российской прессы по поводу Украины, появившиеся летом.

© president.gov.ua

Украино-российские отношения вновь осложнились. Чтобы в этом убедиться, стоит посмотреть телевизор и перечитать газеты. Последним мы и занялись, просмотрев сообщения российской прессы по поводу Украины, появившиеся летом. Иногда отвлекались и на другие издания, в частности европейские.

Как известно, практически все публикации в РФ, посвященные международным отношениям, в том числе и Украине, не появляются без согласования с «инстанциями» и используются как для зондирования российского общественного мнения, так и для тестирования реакции соответствующих государств. Сегодняшняя российская пресса — это зеркало Кремля, определенный двойник российского руководства, у которого на языке то, что у хозяев России в голове.

Почти банальность, что без участия Украины Таможенный союз (ТС) не станет полноценной международной организацией — основой для восстановления империи. Это мнение разделяют не только в Кремле, но и в Британии. The Economist: «Украина — большая. Поэтому, с одной стороны, мы разделяем известный тезис, что Россия плюс Украина — будет империя, но, с другой, осознаем — если Украина станет частью более широкого проекта российской гегемонии, это будет стратегическое поражение».

Российские эксперты опасаются, что евроинтеграция Украины и возможное налаживание отношений между ЕС и Беларусью приведут к фактическому возврату России к границам ХVI века. Поэтому она «вынуждена» принимать меры, направленные на привлечение Украины к интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Сохранение геополитического влияния на Украину является «вопросом выживания России как самостоятельного государства».

Следовательно, для реализации своих амбиций Россия разнообразит арсенал рычагов влияния на Украину, чтобы вынудить последнюю изменить внешнеполитические ориентиры. Особую актуальность этот вопрос приобретает накануне парламентских и президентских выборов в России.

Свою позицию, граничащую с угрозами по поводу участия Украины в ТС, уже обнародовал президент Д.Медведев (в частности, во время встречи с северокорейским вождем Ким Чен Иром).

Но, вне сомнения, это только цветочки. Наиболее интересное начнется тогда, когда к игре пуб­лично присоединится премьер-министр В. Путин, по совместительству национальный лидер и наиболее реальный претендент на Кремль. И будет, как пророчит пролетарский поэт Герман Истоков: «И выйдет Путин в позолоте и тихо скажет — не прощу».

Сегодня для влияния на Украину используются и средства убеждения, и угрозы и шантаж.

Депутат Госдумы РФ С.Марков считает: «Российской стороне важно убедить украинские финансово-промышленные группы в целесообразности интеграции Украины в ТС и безосновательности утверждений об экономической и политической экспансии России».

Экономические стимулы по-русски

Россия пытается убедить Украину в необходимости вступления в ТС и экономической нецелесообразности создания ЗСТ с ЕС, поскольку: углубленное сотрудничество с ЕС превратит Украину из партнера стран ТС в их прямого конкурента, что потребует введения новых защитных мер против украинских товаропроизводителей и вытеснения их с рынков стран-членов. РФ уверена в своей способности легко заменить украинские товары продукцией китайского и даже собственного производства, а Украине будет сложно найти новые рынки сбыта в Европе. Курс на евроинтеграцию приведет к ослаблению хозяйственных связей между украинскими и российскими предприятиями и ликвидации конкурентоспособных отраслей экономики Украины.

Аргументация России по поводу преимуществ, которые получит Украина от участия в ТС, известна. Вот только несколько этих «конфеток» и «страшилок»:

— присоединение даст возможность значительно увеличить макроэкономический эффект интеграционного объединения;

— членство в ТС является критически важным для Украины, поскольку основные отрасли ее промышленности (агропром, машиностроение, химпром и металлургия) ориентированы на рынки стран СНГ;

— со вступлением Украины в ТС ее граждане смогут без каких-либо препятствий наравне с гражданами России легально трудоуст­раиваться в РФ, если же нет — то…

— вне ТС экономика Украины обречена на деградацию;

— переговоры о ЗСТ с ЕС могут привести к увеличению таможенных ограничений относительно Украины и поставят под угрозу подписание договора о создании ЗСТ в рамках Содружества.

По мнению российских СМИ, только экономическая интеграция является залогом развития двух стран. Акцентируется внимание на углублении кризиса в некоторых отраслях промышленности Украины. Одновременно подчеркивается ведущая роль России как государства с большими производственными мощностями и более стойкими позициями на международном рынке. Россия не будет предоставлять Украине экономических преференций, предусмотренных членством в ТС, без полноценного участия Киева в этом объединении. Кремль не имеет намерений переформатировать ТС к требованиям Украины и будет применять экономические ограничения, предусмот­ренные этой организацией.

При этом российские бизнесмены хотят завладеть современными промышленными технологиями Украины. «Коммерсант» (Москва), комментируя намерения НПП «Салют» прекратить сотрудничество с украинским предприятием «Ивченко-Прогресс» по производству авиационных двигателей, подчеркивает, что «Салют» предлагает создать СП, которому будут переданы права интеллектуальной собственности на авиационные двигатели и определенные активы парт­неров, а также инвестированы значительные российские средства.

Некоторые российские СМИ, иногда и авторитетные, предвидят апокалипсические последствия для Украины в случае успеха евроинтеграции. Так, «Росбалт» предсказывает обесценение национальной валюты Украины из-за необходимости рассчитываться за кредиты, отказ МВФ от предоставления очередного транша кредита и возрастающий дефицит торгового баланса. ТС начал закрывать рынки от украинских товаров, а Европа обязательно введет антидемпинговые меры против украинской продукции, поэтому цены в Украине возрастут, что ограничит возможности получения кредитов.

В свою очередь «Военное обозрение» подвергает сомнению возможность сохранения Украиной суверенитета из-за экономического упадка, прогнозирует социальную напряженность, распад страны и поглощение ее соседями. Критикуется евроинтеграция и определяется единственно правильный путь — интеграция на постсоветском пространстве.

Кто о чем, а мы — о газе

СМИ РФ постоянно подчеркивают, что продолжение украино-российского сотрудничества по вопросам транзита газа возможно только при условии объединения «Газпрома» и «Нафтогаза» и получения российской стороной контроля над украинской ГТС.

Одновременно, российские СМИ убеждены, что:

— в среднесрочной перспективе Россия откажется от использования транзитных услуг Украины, поскольку в эксплуатацию будут введены «Северный» и «Южный» потоки;

— Россия и ЕС не заинтересованы в создании консорциума по управлению украинской ГТС без передачи им в собственность соответствующих активов;

— получение скидки Украиной возможно только при условии передачи украинской ГТС в собственность «Газпрома».

При этом глава правления ОАО «Газпром» А.Миллер считает, что «Украина останется одной из самых больших стран — транзитеров российского газа и после строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», поскольку транспортные мощности этих газопроводов не снимают актуальности использования украинской ГТС».

Как отмечает издание ЕС New Europe, Россия не заинтересована в модернизации украинской ГТС, поскольку имеет намерение использовать «Южный поток» как инструмент усиления своего политического и экономического влияния в Европе. Среди основных причин нежелания России модернизировать украинскую ГТС издание называет: угрозу усиления влияния Украины и ЕС на процесс транзита российского газа; потерю возможности расширения экономического присутствия в странах — участницах проекта «Южный поток»; создание конкуренции российскому газу за счет поставок в Европу из Центральной Азии.

Со ссылкой на американских экспертов активно комментируется решение Еврокомиссии снять требование об обязательном финансовом гарантировании Украиной транзита российского газа (2 июня 2011). Называются три причины такого решения:

— зависимость Украины от финансовой поддержки МВФ (денежный залог формируется за счет фонда);

— уменьшение зависимости ЕС от транзитных услуг Украины с учетом введения в эксплуатацию «Северного потока»;

— повышение гарантий соблюдения Украиной обязательств по обеспечению транзита газа в связи с ее вступлением в Европейское энергетическое сообщество.

Российские СМИ наращивают усилия для убеждения Украины в нецелесообразности функционирования нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме. По их словам, реализация проекта транзита азербайджанской нефти в Восточную Европу с использованием нефтепровода и нефтепроводной системы Беларуси невозможна без согласования с российским ОАО АК «Транснефть». А поставка азербайджанской нефти на Мозырский НПЗ не будет оплачена белорусской стороной. Переведение же нефтепровода Одесса — Броды в реверсный режим и восстановление работы Одесского НПЗ могли бы стать для Украины дополнительным аргументом на переговорах с РФ относительно снижения цены на газ.

Российские СМИ убеждены, что украинская инициатива о создании СП между «Газпромом» и «Нафтогазом» по добыче газа на шельфе Черного моря является экономически невыгодной для российской стороны.

«Коммерсант» критиковал намерения Украины диверсифицировать источники поставки топлива для атомных электростанций, делая ударение на нецелесообразности налаживания сотрудничества с «Вестингауз», акцентировал внимание на отказе Чехии от американского аналога топлива из-за возникновения внештатной ситуации на чешской АЭС «Темелин». Одновременно предлагается, чтобы Украина в обмен на снижение цены на газ согласилась передать России контрольный пакет акций ОАО «Турбоатом».

Белорусский сценарий для Украины

«Свободолюбивые и свободные» российские СМИ, отдавая должное высказываниям президента Д.Медведева, министра иностранных дел С.Лаврова, политиков, в том числе и оппозиционных (Б.Немцова), подняли свой голос против политического преследования в Украине лидеров оппозиционных партий, в частности Ю. Тимошенко, что создает, по их мнению, предпосылки для реализации в Украине белорусского сценария. Слова российского президента по поводу того, что единственная возможность для Украины получить льготные цены на газ — это пойти белорусским путем, следует воспринимать в более широком понимании.

Эксперты не исключают, что РФ воплощает в жизнь план дискредитации украинского руководства перед Западом путем обвинений в нарушении демократических принципов (как А.Лукашенко за аресты оппозиционных лидеров после президентских выборов), что сделает невозможным или отсрочит подписание Украиной соглашений с ЕС относительно ассоциации и ЗСТ. При этом Россия, усиливая давление с использованием комплекса экономических и политических средств, сможет втянуть Украину в ТС и завладеть ее ГТС. После чего наступит очередь смены политического руководства Украины на более лояльное по отношению к России.

А они еще в НАТО хотят…

По мнению российских военных экспертов, США пытаются использовать Украину для ослабления геополитических позиций России. Новым рычагом влияния на Россию является привлечение Украины к сотрудничеству с Вышеградской группой, в составе которой планируется создать многонациональную боевую тактическую группу, что опасно как для России, так и для союзного государства, и является скрытой экспансией НАТО в зону геополитических интересов России. Эксперты призывают активизировать продвижение своих интересов в сопредельных государствах, в частности в Украине, пока она не присоединилась ни к какому военно-политическому союзу.

Глава комитета Госдумы РФ К.Косачев обвиняет Украину в еще более активном, чем при предыдущей власти, сотрудничестве с НАТО. По его мнению, график мероприятий по сотрудничеству в рамках Комиссии Украина— НАТО на 2011 год свидетельствует о проведении закрытых двусторонних переговоров по чувствительным для России вопросам:

— безопасность в Черно­морском регионе и базирование ЧФ РФ;

— противоракетная оборона;

— урегулирование приднестровской проблемы;

— энергетическая и экономическая безопасность Украины;

— реформирование украинских разведывательных органов;

— согласование с НАТО внешнеполитической стратегии Украины.

С ним солидарен и «Ком­мерсант»: «Украина только формально отказалась от вступления в НАТО, а реально осуществляет активные подготовительные меры, в частности:

— подготовку специалистов в Европейском центре Д.Маршалла;

— финансовую поддержку альянсом утилизации вооружения и военной техники советского производства и стимулирование к введению образцов по стандартам НАТО;

— отработку координации между военно-морскими и сухопутными силами Украины, Грузии и НАТО во время обучений;

— масштабное реформирование ВС и спецслужб путем сокращения и приведения к стандартам НАТО».

А директор Центра политической конъюнктуры России С.Михеев пошел еще дальше: «Вашингтон рассматривает «перезагрузку» отношений с Россией как средство превращения постсоветского пространства в сферу собственных геополитических интересов. ...Не исключено, что такое развитие ситуации является своеобразным ответом официального Киева на намерения России ввести против Украины ограничительные меры в случае ее отказа от членства в ТС».

По мнению россиян, НАТО не выгодно для самой Украины. Российские СМИ прогнозируют значительные экономические потери Украины от вступления в НАТО, в частности:

— необходимость отказаться от дальнейшего производства танков «Оплот», БТР-4 и пистолетов «Форт»;

— упадок предприятий украинского ОПК;

— отказ от развития собственных ВМС, поскольку для НАТО более выгодным является размещение своих кораблей на украинских базах;

— отказ от пребывания ЧФ РФ вызовет сложные социально-экономические последствия для Севастополя.

Не забыли и о Приднестровье

Москва прилагает усилия для сохранения своего лидерства в приднестровском урегулировании, своего, в том числе и военного, присутствия в регионе. Москва пытается не допустить изменения формата переговорного процесса за счет Румынии и заручиться поддержкой Украины. Россияне считают необходимым, чтобы Россия и Украина выработали четкую общую позицию по этой проблематике, что обусловлено усилением влияния Румынии на Молдову и ростом активности Бухареста в регионе. Общие подходы необходимы для:

— недопущения молдавско-румынской интеграции;

— признания особого статуса ПМР, который должен стать реальным средством уменьшения румынской экспансии в регионе;

— упрочения нейтрального статуса Молдовы;

— разработки плана создания федерации (конфедерации) Молдовы и ПМР в границах бывшей Молдавской ССР.

Москва убеждает Киев в необходимости общих действий. Так, «Международная жизнь» акцентирует внимание на откровенно экспансионистской политике Буха­реста по отношению к Молдове и Украине. В частности, отмечено наращивание военного потенциала Румынии и усиление информационного влияния в пограничных областях.

Одновременно генеральный директор группы «Праксис» И.Фомин в «Агентстве политических новостей» критикует формат приднестровского урегулирования 5+2 и говорит о необоснованности участия в нем Украины, которая является просто соседним государством и таким же продуктом распада СССР, как ПМР и Молдова. Россия, конечно, слеплена из другого материала…

Старая песня: Киев ущемляет меньшинства и Крым

После непродолжительной постъющенковской паузы Россия реанимировала вопрос о соблюдении прав русскоязычного населения за границей, особенно в Украине. Институт стран СНГ считает основными проблемами русскоязычного населения республик бывшего СССР, особенно стран Балтии и Украины:

— вытеснение русского языка из сферы образования и СМИ;

— сокращение количества русских школ и отсутствие системы подготовки педагогических кадров для них;

— отсутствие официального информационного сопровождения мероприятий, проводимых русскоязычным населением.

Российская политика на этом направлении оценивается как бессистемная и хаотичная, деятельность МИД РФ — как неэффективная.

Помощник депутата Госдумы России А.Коваленко убеждает, что важным является углубление сотрудничества в рамках СНГ в гуманитарной сфере на основе общих национальных ценностей и традиций и развития проекта «Русского мира» как единой надгосударственной объединяющей идеи постсоветского пространства.

Политолог К.Фролов заявляет: «Необходимо побуждать украинскую сторону к предоставлению русскому языку статуса второго государственного, а также осуществлять поиск путей вступления Украины в Таможенный союз».

Российские СМИ используют принятие Румынией и Венгрией в 2010 году законов, упрощающих условия предоставления гражданства этнически родственному населению в других странах, для давления на Украину.

Комментируя выдачу венгерских и румынских паспортов гражданам Украины, пресса РФ утверждает, что украинское руководство не может повлиять на ситуацию из-за отсутствия действенных правовых механизмов. Прогнози­руется образование в Украине райо­нов, компактно заселенных гражданами других государств, увеличение эмиграции из пограничных регионов в сопредельные страны, рост сепаратизма нацменьшинств. Все это, по словам российских СМИ, происходит из-за неконструктивной политики украинской власти в экономической и гуманитарной сферах. Эксперты РАН прогнозируют раскол между «Украиной и Галичиной», и убеждают в необходимости федерализации страны.

Член Академии политических наук С.Черняховский заявил, что принадлежность Крыма должна решаться референдумом в России и дипломатическим путем, а в случае необходимости можно применить и силу.

«Ведомости» сообщают о возможной передаче истребителей Су-30СМ на вооружение ЧФ РФ, что «позволит надежно защитить интересы России в Черноморском регионе и станет дополнительным стабилизирующим фактором для Украины, особенно в условиях активизации агрессивной политики Румынии».

«На границе тучи ходят хмуро»

Несмотря на ратификацию соглашения о демаркации общей границы, которая должна начаться осенью с.г., соответствующие спекуляции продолжаются. Д.Киселев (ТВ «Россия») заявил, что главным препятствием для налаживания эффективного межрегионального сотрудничества является установление государственной границы между двумя государствами, которую необходимо ликвидировать.

А заместитель губернатора Брянской области А.Горшков заявил, что наличие границ не позволяет наладить эффективную российско-украинскую кооперацию, и потому отмена отдельных барьеров положительно повлияет на экономическое взаимодействие между двумя государствами и выведет двусторонние отношения на новый уровень.

По крайней мере все честно. Граница им мешает.

Failed state снова — теперь на теме Евро-2012

«Новый регион» сообщает — самые большие отели г. Киева контролируются вице-спикером Госдумы РФ А.Бабаковым. Речь идет об отелях «Прем’єр-палас», «Дніпро», «Русь», президент-отеле «Київський». Можно ожидать, что в ближайшее время под его контроль перейдут также отели «Україна» и «Славутич».

Вхождение А.Бабакова в Народный фронт В.Путина, по мнению издания, означает, что «российский премьер получил «спортивный рычаг», который уже не раз использовался российским правительством» и может быть использован Кремлем в случае пересмотра газовых соглашений с Украиной. «Контроль над столичными отелями даст Бабакову возможность ставить любые условия украинскому президенту накануне Евро-2012».

В завершение — несколько выводов из беглого анализа российской прессы. Во-первых, чтобы удержать Украину в сфере влияния и нейтрализовать «безосновательные и преступные евроинтеграционные мечты», Москва применяет широкий арсенал сил и средств. Очевидно, прав бывший премьер РФ М.Касьянов: «Рос­сийское руководство рассматривает Украину как не совсем полноправное государство и поэтому не отказывается в отношениях с официальным Киевом от применения ухищрений и обмана».

Во-вторых, наряду с газовым шантажом, введением торговых ограничений, блокированием переговорного процесса относительно границ и т.п., в последнее время снова активно используется такое средство, как компрометация «стратегического партнера» на международном уровне, попытка создать имидж Украины как ненадежного партнера, страны, где пренебрегают правами и свободой, прежде всего русскоязычных, не выполняются международные обязательства, нарушаются права интеллектуальной собственности, применяются коррупционные схемы в сфере торговли вооружением и т.п.

Такие обвинения уже неоднократно звучали из Москвы, в частности в первой половине 1990-х годов. Следовательно, ничего нового. Вновь РФ хочет укротить своенравного соседа. На этот раз окончательно. «Украинский туман рассеется, и взойдет русское солнце». Блажен, кто верует.

В-третьих, ситуация неопровержимо доказывает системный характер украино-российских проблем. Сегодня тем, у кого еще оставались сомнения, должно стать понятно все.

Что бы ни делала украинская власть, на какие бы уступки (даже такие, как Харьковские договоренности в апреле 2010 года) ни шла, какой бы «социально близкой» для российской элиты ни была украинская власть предержащая — достичь преодоления многолетнего кризиса в двусторонних договоренностях не удается. Меняется только атмосфера, и то ненадолго.

Причины кризиса, который продолжался и продолжается при всех четырех, ну очень разных, президентах (Л.Кравчук, Л.Кучма, В.Ющенко, В.Янукович), вовсе не в субъективном факторе. Они — в глубоких противоречиях национальных интересов, в том, как их понимают правящие группы и общества двух стран.

Сегодняшние Украина и Россия не способны решить двусторонние проблемы на надежной, продолжительной основе. Чтобы это произошло, Украина должна претерпеть коренную трансформацию.

Существуют два основных сценария такой трансформации. Первый состоит в полном и безоговорочном подчинении Украины власти Кремля. Понятно, что в случае достижения Кремлем успеха украинская евроинтеграция, а следовательно трансформация постсоветской общественной модели, затормозится и будет отложена надолго, а Украина вернется в объятия России, как это на наших глазах происходит с Беларусью. Этакое принуждение к братству на постоянной основе.

В результате углубится односторонняя бесперспективная зависимость Украины от Москвы и будут перечеркнуты ожидания на модернизацию (в неискаженном кремлевскими трубадурами смысле этого слова) нашей страны и, что менее очевидно, России также.

Громкий внешнеполитический успех стократно усилит позиции консерваторов в российской власти и, отодвинув на долгие года необходимые трансформации неэффективной (что уже давно стало банальностью во внутренне-российских дискуссиях) общественной модели РФ, значительно увеличит их цену для последующих поколений россиян. Об украинской смете и говорить не стоит.

Второй сценарий. Настоящая, а не риторическая модернизация общества и государства, их осовременивание и европеизация. Этот выбор будет нуждаться в глубинных и радикальных изменениях в среде украинских элит, в понимании, что «слабое государство» (weak state) исчерпало ресурс для безграничного обогащения правящих групп Украины. И не только в понимании, но и в решительных действиях, благо примеры на постсоветском пространстве уже есть.

Возможности для относительно безболезненной реализации такого сценария еще остаются, но время идет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно