Венецианская комиссия обнародовала заключение по закону о деолигархизации

Документ Обновлено
Поделиться
Реализацию закона советуют отложить и отмечают, что механизм борьбы с олигархами следует усовершенствовать.

Венецианская комиссия обнародовала вывод о Законе «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)», который Верховная Рада приняла еще в 2021 году. Согласно выводу, закон о деолигархизации в том виде, в каком он есть сейчас, нельзя считать демократическим ответом на такое явление как олигархи.

«Сейчас Закон об олигархах нельзя рассматривать как демократический ответ на беду олигархизации. Закон трудно согласовать с принципами политического плюрализма и верховенства права, поскольку его можно использовать в политических целях. Ведь на данном этапе кажется, что до тех пор, пока суть нынешнего «персонального подхода» не изменится, даже значительные изменения в Закон об олигархах не исправят неизбежные противоречия со стандартами Совета Европы по правам человека, демократии и верховенству права. Таким образом, Венецианская комиссия делает вывод, что Закон не следует выполнять в том виде, в каком он сейчас, и что следует применять «системный» подход», – говорится в отчете.

Венецианская комиссия отметила, что вместо комплексного подхода к борьбе с олигархами, как и в большинстве стран, Украина использовала «персональный подход» и приняла закон об олигархах. В отчете отметили, что такой подход, несомненно, карательный.

«Признавая, что в борьбе с олигархическим влиянием не существует универсальных средств для всех и что в исключительных, чрезвычайно критических ситуациях, например, захват государства, радикальные решения – такие, как некоторые меры личного характера – могут быть оправданы, как крайняя мера, на временной и исключительной основе. Однако Венецианская комиссия считает, что они могут быть только дополнением, а не альтернативой «системному» подходу», – заявили в комиссии.

В то же время в отчете указали, что если бы возникла такая потребность, эти меры должны разработать с полным уважением к стандартам политического плюрализма и верховенства права. Среди прочего, это четкие правовые критерии, сильные гарантии независимого органа принятия решений и надлежащей процедуры.

«Такие предпосылки, похоже, противоречат самой конструкции таких законов. Это большой парадокс закона о деолигархизации в том виде, в котором он сейчас предлагается: если администрация и судебная власть достаточно сильны и независимы, чтобы поддерживать внедрение «персональных мер» описанного типа, тогда такие меры больше не нужны. Поскольку выполнены предпосылки для развертывания более системной и эффективной стратегии», – объяснили в Венецианской комиссии.

Если же наоборот, администрация и судебная власть «увлечены» интересами, которым должны противопоставлять «личные меры», то такие меры либо неэффективны, либо очень опасны в контексте прав человека, демократии и верховенства права. Ведь они должны быть приняты через исполнительные акты, не полностью подлежащие эффективному судебному контролю.

Поэтому Венецианская комиссия рекомендует:

  • законодательно отсрочить исполнение Закона об олигархах;
  • осуществить углубленный и комплексный анализ существующих системных мероприятий, выявить их недостатки по структуре, полномочиям и координации;
  • усилить независимость и эффективность ключевых регуляторных и контролирующих органов;
  • оценить, как различные институты (антикоррупционные органы, антимонопольный комитет, государственный аудит, органы банковского надзора и т.п.) могут лучше сотрудничать в предотвращении и устранении влияния «олигархов» на политическую, экономическую и общественную жизнь;
  • регулярно проводить оценку влияния таких мероприятий;
  • таким образом, создать комплексную систему для предотвращения и борьбы с олигархическим влиянием посредством целенаправленной стратегии/плана действий для решения проблемы олигархизации, признавая взаимосвязанный характер проблемы и позволяя налаживать мосты между различными отраслями права и реализующими их учреждениями;
  • ввести его без промедления прозрачным и подотчетным способом;
  • в конце войны переоценить ситуацию с точки зрения олигархической опасности на фоне «системы» и соответствующих обстоятельств и либо отменить Закон, либо внести существенные изменения в Закон, предусмотрев лишь ограниченные, исключительные меры личного характера, которые совместимы с европейскими стандартами прав человека, демократии и верховенства. право. Они должны быть строго ограничены во времени.

Также в комиссии рекомендовали разработать дополнительный закон или мероприятия, включающие, в частности:

  • установление и реализацию эффективной конкурентной политики;
  • усиление борьбы с коррупцией на высшем уровне и предотвращение коррупции в соответствии с рекомендациями GRECO и путем выполнения мер, предусмотренных Государственной антикоррупционной программой, принятой в марте 2023 года;
  • повышение прозрачности и подотчетности государственных закупок;
  • укрепление медиаплюрализма, а также прозрачности медиасобственности;
  • усиление реализации соответствующей политики по мерам противодействия отмыванию денег, включая прозрачность юридических лиц и организаций, а также своевременный и эффективный доступ к точной актуальной информации о бенефициарных владельцах, в соответствии с рекомендациями MONEYVAL и FATF и совершенствование правового режима в отношении политически известных лиц;
  • усиление правил финансирования политических партий и избирательных кампаний и существующих механизмов контроля; o внесение изменений в налоговое законодательство.

«Венецианская комиссия подчеркивает, что для того, чтобы вышеупомянутая система функционировала эффективно, реформа судебной системы, направленная на обеспечение ее независимости, добродетели и беспристрастности в соответствии с европейскими стандартами, должна неуклонно продолжаться. Венецианская комиссия остается в распоряжении украинских властей для любой дальнейшей помощи», – подытожили в комиссии.

Верховная Рада проголосовала за соответствующий закон в 2021 году. При этом парламент не дождался выводов Венецианской комиссии. Тогдашний спикер ВР и другие депутаты обратили внимание на ряд юридических коллизий , касающихся как определения понятия олигарх, так и органа, который будет их определять. Однако у Зеленского заявили, что для переголосования некоторых пунктов нет необходимости .

Формирование реестра олигархов и имплементация закона об олигархах — одно из условий для вступления Украины в Европейский Союз. В свое время закон был принят наспех, в нем заложены некоторые юридические коллизии, а сама имплементация невозможна до окончательного заключения комиссии.

Подробнее о том, как закон способен повлиять на олигархов и подлинные мотивы его принятия читайте в статье Юлии Самаевой « Закон об олигархах принят. О чем он говорит, а о чем молчит ».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме