ЧЕЧЕЛАШВИЛИ Валерий Карлович родился в 1961 году.
В 1978 году поступил в Киевский государственный университет на факультет международных отношений и международного права. После окончания университета с отличием в 1983 году, поступил в аспирантуру на кафедру мирового хозяйства и международных экономических отношений.
С 1987 года работал в Министерстве легкой промышленности Грузии, в государственном концерне «Грузкурорт».
С 1989 года работает в МИД Грузии - первым секретарем, начальником отдела, заместителем директора, первым заместителем директора департамента международных экономических отношений.
С 1992 года до назначения Чрезвычайным и Полномочным Послом Грузии в Украине - директор департамента международных экономических отношений МИД Грузии.
Верительные грамоты Президенту Украины вручил 17 ноября 1994 года.
Кандидат экономических наук.
Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
Владеет украинским, русским и английским языками.
Женат. Имеет сына и дочь.
- Господин посол, в истории развития и становления государств на постсоветском пространстве практически каждый месяц имеет ключевое значение. Вам предоставлена уникальная возможность отслеживать развитие событий в переломный период формирования государственности как в Украине, так и в Грузии.
Что, на ваш взгляд, произошло важного в процессе развития Украины и Грузии за эти практически два года вашей аккредитации, и не могли бы вы провести отдельные параллели, выделить схожесть и различия в этом процессе?
- Естественно, что формирование государственности наших стран идет тяжело. Мы жили в рамках одного государства, а теперь перед нами стоит задача формирования межгосударственных отношений, основанных на общепризнанных нормах международного права. Не все это могут легко осознать, а некоторые политики даже не хотят слышать о новых реалиях - о печальных примерах мы узнаем каждый день.
Кажется также совершенно естественным и понятным, что каждая страна выбирает собственный путь в реформирующейся системе международных отношений. Меня же только радует тот факт, что позиции Украины и Грузии в данном вопросе, соответствующие подходы и отношение к стоящим на постсоветском пространстве проблемам очень близки.
Мы вышли из одного политического пространства, находились в рамках одного государственного образования, и нет ничего удивительного в том, что, несмотря на различия, сталкиваемся сегодня с одними и теми же проблемами как внутри наших государств, так и на международной арене. Кроме того, процессы, развивающиеся сегодня на постсоветском пространстве, влияют на все новые независимые государства.
Это что касается схожести, а что до отличий, то в сравнении с Украиной процессы в Грузии развивались по более крутой траектории, они более спрессованы во времени.
Самыми важными событиями последнего времени в Грузии являются принятие предыдущим парламентом Конституции, успешное проведение денежной реформы, выборы президента и парламента, реформа исполнительной власти (перечисляю в порядке хронологии, хотя по значимости выборы можно было бы поставить и на второе место), формирование дееспособного парламента, появление в системе многопартийной демократии феномена правящей партии и конструктивной оппозиции, принятие закона о частной собственности на землю, согласованную работу законодательной и исполнительной власти - одним словом, сведение зависимости Грузии от кого бы то ни было до минимума, а значит - достижение уровня реальной независимости.
Анализ положения по итогам первого квартала показывает, что наша страна уже миновала низшую точку кризиса - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, валовой внутренний продукт увеличился на 15%, рост в промышленности составил 5%, в сельском хозяйстве - 35%, торговле - 50%.
Снизилось качество нашей зависимости от внешних рынков: на Турцию, занимающую первое место в структуре внешнего товарооборота, приходится 16,8% внешнеторгового оборота Грузии, Россию - 13,4%, Румынию - 9,9%. Азербайджан - 8,9%. Это - некритические показатели, говорящие о возрастающей диверсификации внешнеэкономических связей Грузии и, соответственно, ослаблении ее зависимости от какого-либо одного, пусть даже очень перспективного, рынка.
Так что, как видите, наша страна уже миновала низшую точку кризиса. Очень надеюсь, и в Украине скоро начнется экономический подъем.
Самое же важное в истории Украины, на мой взгляд, это - последовательное, поступательное, без рывков и провалов утверждение демократии и рынка, уникальный в СНГ опыт мирной смены власти, повсеместное укрепление идеи украинской государственности, венцом чего и должна стать Конституция.
- Валерий Карлович, каков, на ваш взгляд, пакет первоочередных задач, стоящих перед Грузией и Украиной в настоящее время?
- С вашего позволения, начну, пожалуй, с Грузии:
- восстановление территориальной целостности, восстановление юрисдикции Грузии над временно оккупированной частью ее территории;
- ускорение выхода из экономического кризиса и создание, в соответствии с программой президента, условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан;
- выход на рубежи нового «ближнего зарубежья» - страны Черноморского бассейна с совместным использованием уникального потенциала Черноморского региона.
А теперь, что касается Украины:
- принятие Конституции и, на этой основе, достижение согласия в обществе;
- проведение денежной реформы, стабилизация экономики и выход из экономического кризиса;
- переориентация приоритетов внешней политики с учётом возрастания роли Украины в постсоветском пространстве, как государства-фактора.
- Господин посол, как вы оцениваете уровень украино-грузинских взаимоотношений и как вам видится перспектива их углубления.
- Я оцениваю украино-грузинские взаимоотношения как совершенно безоблачные, а существующие проблемы - как чисто рабочие, решающиеся на фоне взаимного расположения и взаимопонимания.
Наши позиции по многим направлениям совпадают, а по многим - лежат очень близко, в пределах консультационной досягаемости. О многом говорит и название Декларации, подписанной во время визита в Грузию Президента Украины - «О перспективах двусторонних отношений и совместных подходах к международным проблемам». Всего же подписано до 35 двусторонних договоров и соглашений, что можно квалифицировать как формирование основной части договорно-правового поля. Важнейшее значение имеют также «рамочный договор» о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (уникальный в правовой практике как Грузии, так и Украины - с точки зрения термина «взаимопомощь» - и подписанный, кстати, еще в то время, когда Грузия не являлась членом СНГ), соглашения о свободной торговле, о поощрении инвестиций, о промышленной кооперации и т.д. Следует отметить, что обеими сторонами все подписанные соглашения ратифицированы.
Очень приятно, что на этом фоне и двусторонние торговые отношения между нашими странами развиваются по восходящей: за весь прошлый год товарооборот составил около 20 млн. долл., а только в первом квартале нынешнего - 6,5 млн. долл, что составляет 3,5% всего внешнеторгового оборота. Уверен, что недавно ратифицированное Верховным Советом Украины двустороннее соглашение о свободной торговле придаст этому росту новый динамизм.
- Некоторые аналитики считают, что одной из центральных задач на постсоветском пространстве является проблема территориальной целостности. Для Грузии эта проблема стоит крайне остро и, насколько можно судить в силу целого ряда обстоятельств, официальному Тбилиси не удается ее решить. Можно ли считать, что Грузия смирилась со сложившейся ситуацией?
- Грузия никогда не смирится со сложившейся ситуацией, абсурдность которой ясна каждому непредвзятому эксперту. Сепаратистский, оккупационный режим Ардзинба представляет интересы около 100 тысяч человек, даже учитывая оппозиционно настроенную к нему часть, а правительство Абхазии, находящееся в изгнании и работающее в Тбилиси - интересы более 300 тысяч беженцев. Не думаю, что есть необходимость комментировать эти цифры.
Мы все делаем для того, чтобы конфликт нашел мирное решение - мне не раз приходилось разъяснять нашу позицию, в том числе и на страницах вашего авторитетного издания. Нравственность, справедливость, историческая правота, поддержка мирового сообщества, подавляющего большинства государств СНГ, в том числе и крупнейших - России и Украины - все, кроме военной победы, на нашей стороне. Я не случайно обособил военную победу - ставка на силовое решение проблемы равносильна, с моей точки зрения, капитуляции международных усилий перед агонизирующим сепаратизмом, обреченным так же, как и режим его породивший - тоталитарная система. Абхазский народ рано или поздно поймет, во что его ввергла кучка безответственных политиков - и чем скорее это произойдет, тем скорее можно будет развязать конфликт с учетом интересов всех сторон. Наше единственное безусловное требование - восстановление территориальной целостности Грузии.
Новые перспективы в урегулировании этого конфликта, да и ситуации во всем Кавказском регионе, открывает мирная внешнеполитическая инициатива президента Грузии «За мирный Кавказ». Принципы, изложенные в ней, уже нашли свое отражение в международно-правовом документе - Декларации о мире, безопасности и сотрудничестве в Кавказском регионе, подписанной на высшем уровне во время визита президента Азербайджана в Грузию 8-10 марта с.г. Инициатива одобрена президентами Турции, Ирана, России, Румынии, Литвы. По нашим данным, в данный момент она серьезно и заинтересованно обсуждается в МИДе Украины.
- Валерий Карлович, без преувеличения можно сказать, что лидер Грузии Эдуард Шеварднадзе везде в мире признан как политик-фактор. Некоторые аналитики считают, как раз фактор Шеварднадзе играет неоднозначную роль при решении территориальной целостности Грузии. Как бы вы прокомментировали такую точку зрения.
Есть политики, которые не вмещаются в рамках одного государства и своей деятельностью формируют новую инфраструктуру международных отношений. Президент, которого я имею честь представлять в Украине, относится именно к такой категории политиков. По единодушному признанию мировых авторитетов, именно Эдуард Шеварднадзе сыграл ключевую роль в крушении Берлинской стены; определенные силы напрямую связывают с его именем и распад советской империи. Увы, эти рудиментальные политические силы вчерашнего дня все ещё остаются в большой политике - это наша общая беда. И то, что в угоду своим интересам эти силы особое внимание уделяют Грузии и её лидеру - общеизвестно. Однако, с нашей точки зрения, это не столько проблема одного отдельно взятого государства, не просто реакция на фактор Шеварднадзе, а реакция на наступление демократии в постсоветском пространстве.
Может быть, можно было бы и безболезненно восстановить территориальную целостность Грузии за счет потери государственности - и это, наверно, мог бы сделать любой другой политик, если бы ему, конечно, это позволил сделать народ Грузии. Заметим, что такого рода политики потерпели полное фиаско и на президентских, и на парламентских выборах в ноябре прошлого года, не сумев даже преодолеть квалификационный барьер. Поэтому я уверен, что, в условиях сохранения государственности и независимости моей страны только Эдуард Амвросиевич, со своим опытом и признанным в мире авторитетом, может в обозримое время восстановить ее территориальную целостность.
- Господин посол, чего бы вам хотелось пожелать вашим соотечественникам в эти торжественные дни.
- Своим соотечественникам, да и дружественному народу Украины, мне хотелось бы пожелать терпения, мужества и веры в собственные силы, мира внутри нас, в наших семьях и странах.