Европейская комиссия за демократию через право («Венецианская комиссия») изучила правительственный законопроект «Об основах государственной политики переходного периода». Документ предлагает регулирование подходов к госуправлению и правосудию в Крыму и Донбассе в процессе их реинтеграции.
Текст заключения содержит как критику, так и поддержку отдельных положений законопроекта, пишет «Европейская правда» со ссылкой на документ.
В Комиссии отметили, что понимают стремление украинских властей определить правовые основы переходного периода и признают, что проект закона «в значительной мере основывается на принципах международного права (...) и учитывает потребности уязвимых групп общества».
Однако некоторые вопросы, связанные с применением норм международного права, подвергнуты критике.
Какие недостатки нашли в тексте законопроекта:
- Законопроект предлагает создать только общую правовую рамку для различных мероприятий переходного периода, из-за чего четко предсказать его влияние в случае принятия не представляется возможным;
- Выполнение рамочного закона во многих деталях будет напрямую зависеть от имплементируемых законов и подзаконных актов, которые предстоит разработать;
- Из-за того, что нормы являются общими и размытыми, проект закона больше напоминает политические указания, чем нормативно-правовой акт;
- Отмена ряда нормативно-правовых актов, как это предусмотрено действующим проектом закона, может создать в Украине правовой вакуум по ряду вопросов, прежде всего по отношению к АР Крым и Севастополю;
- Хотя законопроект оперирует понятиями, привычными для международного права, их значение является более узким. Украина не может в одностороннем порядке изменить базовые положения международного права по вопросам вооруженных конфликтов, они будут сохранять силу независимо от закона Украины. Поэтому такие положения должны быть либо убраны из текста, либо должно быть четко указано, что они отражают только украинское прочтение международного права.
Венецианская комиссия также предоставила ряд рекомендаций по совершенствованию отдельных положений законопроекта, из которых выделила пять важнейших блоков:
- Привести в соответствие с международным правом положения об ответственности за уголовные преступления, совершенные в связи с временной оккупацией, и пересмотреть нынешнее дифференцированное отношение к разным категориям преступников;
- Сузить и уточнить положение о люстрации с учетом международных стандартов: люстрация ограничивается важнейшими должностями в государстве и не распространяется на выборные должности, должна быть возможность ее судебного контроля и т.д.;
- Пересмотреть, что закон имеет целью установление правды обо всех преступлениях, а не только о тех, которые совершены определенными конкретными субъектами конфликта;
- Четко сформулировать положения конвалидации документов, выданных на временно оккупированных территориях, и пересмотреть ограничительный подход в признании академических сертификатов, степени и звания, выданных на этих территориях
- Отразить в проекте особый конституционный статус АРК и Севастополя.
Напомним, 4 августа правительство утвердило проект закона «Об основах государственной политики переходного периода», спустя пять дней его внесли в парламент. Профильный законопроект определяет алгоритмы действий государства по реинтеграции временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей, АР Крым.
Соответствующий законопроект разрабатывается с осени 2020 года. Его основная задача – выработка и определение механизмов безопасной реинтеграции ОРДЛО и Крыма. В июне документ был направлен в Венецианскую комиссию для получения экспертного заключения.
Какой же авторы законопроекта видят политику переходного периода и какие предостережения относительно его реализации высказывают эксперты, читайте в статье Николая Мирного «Какой власть видит безопасную реинтеграцию оккупированных территорий?» в ZN.UA.