Министерство региональной политики не стало центром реформы децентрализации, а создание группы в ВР во главе со спикером парламента Гройсманом - не является решением вопроса, рассказал ZN.UA идеолог реформы, директор по науке и развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук.
"Согласование и координация - это альфа и омега реформы подобного масштаба. К большому сожалению, министерство региональной политики не стало центром реформы. Создание же группы в ВР во главе со спикером парламента - тоже не решение вопроса. Чем больше "центров реформы", тем сильнее размывается ее идеология", - заявил Ткачук.
По его словам, в результате несбалансированности реформы децентрализации и отсутствия единого ее центра, в реформе образовались "черные дыры" в вопросе передачи полномочий громадам.
"Мы с вами говорим о глубинной горизонтальной реформе, которая затрагивает практически все сферы жизнедеятельности государства. И единого центра реформы действительно нет. Руководители министерств ведомств не встречаются, ни о какой согласованности предложений, позиций, законопроектов речи сегодня не идет. То есть и здесь мы не пошли по идеальному плану проведения реформ такого масштаба. Потому опять-таки пока цепляемся за то, что есть. А есть основное - концепция реформы принята на уровне правительства. Потому мы очень плотно работаем с министерством региональной политики. По многим позициям нас слышат и наши законопроекты продвигаются. Но без единого центра реформы решать проблемы все сложнее. В результате несбалансированности реформы не все сделано в передаче полномочий громадам. В реформе есть целые "черные дыры". Где-то сделали больше, чем планировали, а где-то не сделали вообще ничего", - рассказал Ткачук.
"Например, образование. Согласно концепции реформы все дошкольное и среднее образование - уровень громад. На уровне районов - инспекция. На областном - ПТУ. Но Минфин, которому слава богу не дали зарубить бюджетную децентрализацию, все-таки вставил свои "пять копеек" - профтехобразование перешло на уровень городов. В результате через год мы не досчитаемся значительного количества ПТУ, которые потом нужно будет восстанавливать. К примеру, в небольшом райцентре есть ПТУ, готовящее поваров. Понятно, что райцентру 50 поваров каждый год не нужны. Тогда зачем ему финансировать за счет своего бюджета выпуск кадров для всей области? Логично же. Более того, ПТУ - это всегда хорошие здания в центре города с большой территорией, которые всегда интересны "инвесторам", - отметил эксперт.
По его мнению, медицине вообще не должно было быть проблем, так как все государственные субвенции переданы громадам, однако министерство на эту ситуацию реагирует слабо.
"Так, были внесены изменения в закон об охране здоровья, согласно которым все медицинские услуги должны предоставляться Первичным центром санитарно-медицинской помощи. Которые - внимание! - как юридические лица созданы в районах. То есть и ФАПы, амбулатории и пр. подчинили районному уровню. В районах теперь две медструктуры - райбольница и ПЦМСД, каждый со своим управленческим аппаратом. Но деньги пошли в громады, и они не хотят финансировать районных управленцев. Теперь громады, которые могут спокойно содержать свои ФАПы и амбулатории, должны или создать такой центр у себя, потратив дополнительные деньги, или передать эти полномочия на районный уровень", - заявил Ткачук.
Как ранее отмечало ZN.UA, Минфин, желая выполнить директивы МВФ, решил компенсировать бюджетные дыры в счет "региональных" денег, что, в сущности, ставит крест на всех достижениях предыдущих полутора лет проведения реформы региональных финансов.
Подробнее о реформе децентрализации читайте и интервью Инны Ведерниковой с Анатолием Ткачуком "С Конституцией или без, децентрализация началась. Теперь только - не навреди!" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".